г. Тула |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А23-7592/2018 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47 и 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма А и К" на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2018 в виде резолютивной части по делу N А23-7592/2018 (судья Масенкова О.А.), принятое в порядке упрощенного производства.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) (далее по тексту - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма А и К" (г. Калуга, ОГРН 1164027051495, ИНН 4027127315) (далее по тексту - заинтересованное лицо, общество) финансовой санкции в размере 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области, принятом в виде резолютивной части от 11.12.2018, заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе ООО "Фирма А и К" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на пропуск шестимесячного срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В отзыве на апелляционную жалобу государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, государственным учреждением - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты, и своевременности представления ООО "Фирма А и К" сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года, по результатам которой составлен акт от 07.09.2017 N 050S18170004988 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе контрольных мероприятий по проверке полноты представленных сведений за январь 2017 года по форме СЗВ-М проведено сравнение сведений с типом формы "исходная" со сведениями с типом формы "дополняющая".
В процессе проверки СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "исходная" пенсионным фондом были выявлены ошибки в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем сформирован протокол проверки, содержащий сведения об ошибках.
Данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе были сформированы ошибки, не были приняты и учтены на лицевых счетах. Страхователь был уведомлен о необходимости устранения выявленных ошибок в течение 5 рабочих дней.
Страхователем устранены ошибки и представлена форма СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "дополняющая" на 1 застрахованное лицо с нарушением установленного законом срока, в частности, форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2017 года представлена в УПФР в городе Калуге Калужской области только 02.03.2017 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверенная усиленной квалифицированной подписью, что свидетельствует о неполноте первоначально представленных сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "исходная".
Пенсионным фондом принято решение от 18.10.2017 N 050S19170004892, которым ООО "Фирма А и К" привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 рублей.
Пенсионным фондом 16.11.2017 в адрес ответчика выставлено требование N 050S011701168895 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому обществу в срок до 05.12.2017 предложено уплатить финансовые санкции в размере 500 рублей.
В связи с неисполнением ответчиком требования органа пенсионного фонда в добровольном порядке государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является правильным исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 12 статьи 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в процессе проверки СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "исходная" пенсионным фондом были выявлены ошибки в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем сформирован протокол проверки, содержащий сведения об ошибках.
Данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе были сформированы ошибки, не были приняты и учтены на лицевых счетах. Страхователь был уведомлен о необходимости устранения выявленных ошибок в течение 5 рабочих дней.
Страхователем устранены ошибки и представлена форма СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "дополняющая" на 1 застрахованное лицо с нарушением установленного законом срока, в частности, форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2017 года представлена в УПФР в городе Калуге Калужской области только 02.03.2017 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверенная усиленной квалифицированной подписью, что свидетельствует о неполноте первоначально представленных сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года с типом формы "исходная".
С учетом этого суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "Фирма А иК" обоснованно привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 500 рублей на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что общество решение пенсионного фонда от 18.10.2017 N 050S19170004892 в установленном порядке не оспорило.
О наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, им не заявлено.
Документальных доказательств, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств, общество в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о пропуске управлением 6-месячного срока на обращение в арбитражный суд за взысканием штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона N27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее (до 31.12.2016) аналогичное правовое регулирование устанавливалось в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Из материалов дела следует, что управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуги Калужской области до обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением ранее обращалось в арбитражный суд с аналогичным требованием в порядке приказного производства в рамках дела N А23-3950/2018. При этом определением суда от 10.07.2018 судебный приказ отменен, а 24.10.2018 управление повторно обратилось в суд с тем же требованием, принятом и рассматриваемом уже в рамках настоящего спора.
Заявление о выдаче судебного приказа подано в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Частью 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулирован срок на обращение в суд пенсионного фонда с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в случае отмены ранее выданного судебного приказа, суд первой инстанции правомерно применил в данном случае положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 23.01.2019 N 306-КГ18-17376 по делу N А12-7582/2018, от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 по делу N А12-7584/2018.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно штампу Арбитражного суда Калужской области на заявлении управления рассматриваемое заявление было направлено пенсионным фондом в Арбитражный суд Калужской области 24.10.2018, то есть установленный шестимесячный срок с даты отмены судебного приказа управлением не пропущен.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное управлением требование о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма А и К" финансовой санкции в размере 500 рублей.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2018 по делу N А23-7592/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма А и К" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Калужской области в течение двух месяцев со дня его принятия при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2019.
Судья |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7592/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области, правление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области
Ответчик: ООО Фирма А и К
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-86/19