Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2019 г. N Ф05-5950/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А41-89761/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
при участии в заседании:
от ООО "МВ-КЛУБ": Филимонов И.А., по доверенности N 1 от 29.10.2018;
от Администрации городского округа Королев Московской области: Спивак З.Ю., по доверенности N 33/Д от 08.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Королев Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года по делу N А41-89761/18, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по исковому заявлению ООО "МВ-КЛУБ" к Администрации городского округа Королев Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МВ-Клуб" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Королев Московской области от 11.09.2018 года N Р001-7702532723-16049063;
- обязать Администрацию городского округа Королев Московской области в течении тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать Обществу с ограниченной ответственностью "МВ-КЛУБ" разрешение на размещение объекта - нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площади и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на земельном участке в соответствии со схемой границ земельного участка в соответствии с координатами системы МСК-50, указанными в просительной части заявления.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года по делу N А41-89761/18 требования ООО "МВ-Клуб" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Королев Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Королев Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ООО "МВ-КЛУБ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.05.2018 года между Министерство экологии и природопользования Московской области и ООО "МВ-Клуб" заключен Договор водопользования, в соответствии с которым обществу в пользование передана акватория водного объекта - часть реки Клязьма, для использования в рекреационных целях физкультурно-спортивными организациями, сроком до 02.05.2038 года.
Общество обратилось в Администрацию городского округа Королев с заявлением от 07.09.2018 года, в котором просило выдать разрешение на размещение объекта - нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площади и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство. К указанному заявлению общество приложены необходимый комплект документов, в том числе Схему расположения земельного участка, на котором планируется размещение объекта.
11.09.2018 года Администрация городского округа Королев Московской области приняла решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" N Р001-7702532723-16049063.
В обоснование отказа заинтересованное лицо указало следующие причины:
- к заявлению приложена Схема расположения земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории, не соответствующая требованиям, описанным в приложении N 9 к Административному регламенту;
- в документах, представленных обществом, содержится информация, которая противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, ресурсах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов, что на основании абз. 10 пункта 8 постановления Правительство Московской области от 08.04.2015 года N 229/13 является основанием для отказа в принятии решения о размещении размещения объектов.
Посчитав отказ заинтересованного лица незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заявителем испрашивается выдача разрешения на размещение объекта на земельном участке, в отношении которого не осуществлен государственный кадастровый учет, указание в представленной Схеме границ на вид разрешенного использования территории, не может служить основанием для признания Схемы границ, представленной заявителем, как несоответствующей требованиям, предъявляемым к ней Порядком, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 года N 229/13, а, следовательно, основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на объект размещение испрашиваемого объекта.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с подп. 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1300 на основании указанных положений утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 19 данного Перечня к таким объектам отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На основании указанной нормы, постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 года N 229/13 утверждены Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 указанного Порядка, разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
Требования, предъявляемые к сведениям, которые должны содержаться в заявлении, установлены пунктом 4 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка, к заявлению прилагается схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и содержит:
- описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);
- характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий;
- характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;
- охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);
- принятые условные обозначения.
Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.
Подобные требования к Схеме границ предусмотрены и в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "выдача разрешения на размещение объектов на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденном постановлением администрации городского округа Королев от 06.08.2018 года N 889-ПА.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, в выдаче разрешения на размещение может быть отказано в том числе в случае, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка (следовательно, суд приходит к выводу, что в случае приложения к заявлению Схемы границ, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к ней Порядком, указанное обстоятельство также является основанием для отказа в принятии решения о размещении объекта);
- информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов.
В ходе судебного заседания в суде первой инстанции, представитель заинтересованного лица, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на размещение испрашиваемого объекта явились следующие обстоятельства:
- при сопоставлении координат характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий, с фактическим их расположением на местности, площадь испрашиваемой территории, на которой планируется разместить объект составляет 4 625 кв. м, вместо 4 637 кв. м, указанной в Схеме границ, приложенной к заявлению;
- в Схеме границ территории, на которой планируется разместить объект, указан вид разрешенного использования: "5.0 Отдых (рекреация)", в то же время у испрашиваемой территории вид разрешенного использования не установлен, поскольку испрашиваемая территория, на которой планируется размещение объекта не поставлена на государственный кадастровый учет.
Из общих положений, закрепленных в Земельном кодексе РФ, следует, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка не может являться то обстоятельство, если площадь земельного участка менее чем на десять процентов превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка (пункт 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Из указанного следует, что площадь территории, испрашиваемая для размещения объекта без предоставления земельного участка, может по фактическому пользованию изменяться как в сторону ее увеличения, так и в сторону ее уменьшения в диапазоне десяти процентов.
В данном случае площадь указанная заявителем в текстовой части Схемы границ равна 4637 кв. м, а в соответствии с характеристиками поворотных точек, дирекционных углов, длин линий, при наложении их на фактическое месторасположение территории, как указывает заинтересованное лицо, она составляет 4625 кв. м. Разница в данном случае составляет менее десяти процентов.
Содержание в текстовой части Схемы границ, представленной обществом для получения разрешения на размещение объекта, указания на площадь территории равной 4 637 кв. м, не имеет правового значения, поскольку границы территории на которой разрешается размещение объекта определяются в соответствии с характеристиками поворотных точек, дирекционных углов, длин линий, указанных в Схеме границ.
В данном случае указание в представленной Схеме границ площади равной 4 637 кв. м является технической ошибкой, которая не может влиять на принятие решения об отказе в размещении объекта, с учетом того, что указанная площадь не превышает 10% площади, в соответствии характеристиками поворотных точек, дирекционных углов, длин линий, указанных в Схеме границ.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе Администрация указала, что обозначенный в схеме расположения вид разрешенного использования земельного участка не раскрывает намерений лица по использованию земельного участка, а также не предусмотрен Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Королев, согласно которым испрашиваемый участок расположен в зоне Р-2 - природно-рекреационной зоне.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136 "рекреационные зоны используются для отдыха граждан и туризма", а перечень объектов предполагаемые к размещению и подразумевает их использование для целей досуга и туризма.
Требования к порядку оформления Схемы расположения земельного участка в целях получения разрешения на размещение объекта установлены пунктом 6 Постановления Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и пунктом 10.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Администрации городского округа Королев от 06.08.2018 N 889-ПА (далее - Административный регламент).
В пунктах 4-6 Постановления Правительства МО от 08.04.2015 229/13 отсутствует требование об обязательном указании в заявлении или в Схеме расположения вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с установленными требованиями Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Схема границ содержит: описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.); характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений; охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые); принятые условные обозначения.
Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, в документах, регламентирующих порядок выдачи разрешения на размещение объекта, не содержатся требования об обязательном указании в Схеме расположения границ вида разрешенного использования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года по делу N А41-89761/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89761/2018
Истец: ООО "МВ-КЛУБ"
Ответчик: администрация городского округа Королев МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ