Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июля 2019 г. N Ф07-6041/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А21-7576/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32888/2018) (ООО "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2018 по делу N А21-7576/2018 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Обслуживания Жилищно-Коммунального Хозяйства" (далее - ООО "ЦО ЖКХ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) N ЖК2/589/КАС/526-о по от 02.04.2018.
Решением суда от 19.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ООО "ЦО ЖКХ" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы, ссылаясь на протокол общего собрания N 1 от 19.03.2017, указывает, что собственниками принято решение об оплате материалов и работ, не входящих в перечень обязательных; согласно актам N N 22,04,4, 30 работы приняты, их стоимость распределена пропорционально площади жилых (нежилых) помещений МКД. Кроме того, в качестве доказательств правомерности и правильности начислений по электроэнергии заявителем представлены Акты ОАО "Янтарьэнергосбыт" об установке приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях, и подключенных к отдельным самостоятельным сетям электрической энергии, независимо от общедомовых сетей. Податель жалобы не согласен с выводом Министерства о неправомерности расторжения договора управления от 01.02.2017, ссылаясь на дополнительное соглашение о расторжении договора от 19.03.2017, а также заключение нового договора управления. Общество утверждает, что начислив плату за дополнительные работы и услуги, не вышло за рамки утвержденного тарифа 18,17 руб. и не нарушило прав собственников.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступившего обращения собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г.Советск, Калининградское шоссе, д.1, кв.7 по вопросу правомерности выставления платы за жилищно-коммунальные услуги, Министерством издан приказ N 822 от 28 февраля 2018 г. о проведении внеплановой, документарной проверки Общества.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом N ЖК1/822/КАС от 29.03.2018, зафиксированы нарушения Обществом положений:
- части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (*далее - ЖК РФ);
- пункта 3 п.п. б) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110;
-пункта 4 п.п. ж) "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416;
- пункта 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
- части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Обществу выдано предписание от 02.04.2018 г. N ЖК-2/589/КАС/526-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, которым предписано:
- произвести перерасчет (снятие) всем собственникам/нанимателям многоквартирного дома N 1 по Калининградскому шоссе в г. Советске в полном объеме начисленной платы за "услуги, не учтенные обязательным перечнем работ", выставленной собственникам многоквартирного дома N 1 по Калининградскому шоссе в г.Советске в счетах-извещениях (квитанциях) за сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 г. в связи с тем, что размер платы за указанные услуги собственниками на общем собрании не утверждался;
- произвести перерасчет (снятие) размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества, холодную воду в целях содержания общего имущества "водопотребление на СОИ" за период с сентября 2017 г. по февраль 2018 г. всем собственникам/нанимателям многоквартирного жилого дома.N 1 по Калининградскому шоссе г. Советска в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ, без учета повышающего коэффициента, применив в расчетах общую площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, установленную технической документацией на многоквартирный дом;
- копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета, представить в Министерство.
Срок исполнения предписания 10 июня 2018 года.
Общество оспорило предписание его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, согласно размещенного в системе "ГИС ЖКХ" протокола N 2 рассмотрения Администрацией Советского городского округа Калининградской области заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации от 24.01.2017. заключенного на основании протокола договора управления от 01.02.2017, управляющей организацией многоквартирного дома по указанному выше адресу является ООО "ЦО ЖКХ".
В ходе проведения проверки Обществом в Министерство представлен протокол общего собрания собственников многоквартирного дома N 1 по Калининградскому шоссе в г. Советске от 19.03.2017 о заключении договора управления с ООО "ЦО ЖКХ", на основании данного протокола заключен договор управления от 20.03.2017.
Согласно Приложению N 2 к договору управления, плата за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД 12.35 руб. кв.м., используемые материалы, прочие работы по содержанию и текущему ремонту - по мере необходимости оплачиваются отдельно по факту выполненных работ, работы по содержанию помещений входящих в состав общего имущества выполняются самостоятельно собственниками МКД.
Заявитель, утверждая об отсутствии нарушений в принятии собственниками решения о расторжении договора управления от 01.02.2017, не учитывает положения части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд сделал соответствующий материалам дела вывод, что собственниками МКД способ управления не выбирался, календарный год с момента заключения договора управления по результатам открытого конкурса не истек, в связи с чем заключение нового договора управления является неправомерным. Кроме того, на общем собрании от 19.03.2017.собственниками МКД N 1 по Калининградскому шоссе новый размер платы за содержание жилья на общем собрании не утверждался. Доказательства иного Обществом в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что действующим договором управления является договор от 01.02.2017, заключенный по результатам открытого конкурса администрации Советского городского округа.
По результатам проверки представленных сведений по начислениям и расчетам, в том числе за услуги, не учтенные обязательным перечнем, расчетов платы за электроэнергию на СОИД, холодное водоснабжение по квартире N 7 суд первой инстанции пришел к правильному выводу обоснованности требований, изложенных в обжалуемом предписании.
Также судом установлено, что управляющей организацией при расчете размера платы за водопотребление на СОИД применялся повышающий коэффициент 1.5 на основании постановления Правительства Калининградской области от 29.09.2015 N 556, которое утратило силу 23.08.2016 г. в связи с чем, применение повышающего коэффициента в проверяемый период неправомерно.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату, расходов на оплату электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ в целях содержания общего имущества в МКД.
В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) указано, что при первоначальном включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, их размер не может превышать норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016 года.
Как верно указал суд, согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ, определяется исходя из норматива потребления соответствующих видов ресурсов по тарифам, утверждаемым субъектами РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно заключил, что ООО "ЦО ЖКХ" нарушен порядок расчета размера платы за электроэнергию, холодную воду в целях содержания общего имущества по многоквартирному дому N 1 по Калининградскому шоссе в г. Советске за период с сентября 2017 г. по февраль 2018 г., согласно требованиям пункта 29 Правил N 491 и требований ЖК РФ.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для признания незаконным предписания, вынесенного Министерством в целях устранения нарушений законодательства (в силу неправомочности, неисполнимости конкретно изложенных указаний, отсутствия связи с нарушением и т.д.) не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2018 по делу N А21-7576/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7576/2018
Истец: ООО "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области