город Томск |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А03-4784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края (N 07АП-13012/18), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.11.2018 по делу N А03-4784/2018, по заявлению товарищества собственников жилья "Северо-Западная 27" (ИНН 2221139572, ОГРН 1082221009793), г.Барнаул Алтайского края к Государственной инспекции Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070), г. БарнаулАлтайского края о признании незаконными и отмене пунктов 1 и 2 предписанияN 12-05/202 от 14.02.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Северо-Западная 27" (далее по тексту - заявитель, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконными и отмене пунктов 1 и 2 предписания N 12-05/202 от 14.02.2018.
Решением суда от 23.11.2018 (резолютивная часть объявлена 16.11.2018) суд признал недействительными пункты 1 и 2 предписания N 12-05/202 от 14.02.2018, выданное Государственной инспекцией Алтайского края товариществу собственников жилья "Северо-Западная 27" (ИНН 2221139572, ОГРН 1082221009793), г.Барнаул Алтайского края. Обязал Государственную инспекцию Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "СевероЗападная27".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального, процессуального права.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции Гричанова С.Н. от 29.01.2018 N 12-04/202 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ "Северо-Западная 27" порядка начисления платы за горячее и холодное водоснабжение с января 2014 года по октябрь 2015 года, с ноября 2016 года по декабрь 2017 года, тепловую энергию с января 2013 года по декабрь 2014 года потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 27.
По итогам проверки Инспекцией составлен акт от 14.02.2018 N 12-05/202, согласно при проведении проверки выявлены следующие нарушения: 1. начисление платы по горячему водоснабжению, потребленному при использовании общего имущества с учетом норматива потребления, горячего водоснабжения и площади общего имущества в размере 796,9 кв. метров за январь 2017 года, с марта по декабрь 2017 года произведено с нарушением части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) 2. начисление платы по холодному водоснабжению, потребленному при использовании общего имущества с июля 2015 года по октябрь 2015 года, с января по декабрь 2017 года произведено с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Привила N354), части 9.2 статьи 156 ЖК РФ. 3. начисление платы за отопление с января 2013 года по декабрь 2014 года произведено с нарушением пункта 42.1 Правил N 354.
В связи с выявленными нарушениями Инспекция выдала Товариществу предписание об устранении выявленных нарушений от 14.02.2018 N 12-05/202.
Согласно указанному предписание Товариществу необходимо в срок до 16.04.2018 исполнить следующие мероприятия: 1. исключить из платежного документа размер платы за горячее водоснабжение, потребленное при использовании общего имущества, превышающий норматив за январь 2017 года, с марта по декабрь 2017 года (начисление сверх норматива). Использовать площадь общего имущества 796,9 кв. метров; 2.исключить из платежного документа размер платы за холодное водоснабжение, потребленное при использовании общего имущества, превышающий норматив с июля 2015 года по октябрь 2015 года, с января по декабрь 2017 года (начисление сверх норматива). Использовать площадь мест общего пользования 796,9 кв. метров; 3.включить в платежный документ размер платы за отопление с января 2013 года по декабрь 2014 года (разница между начисленным объемом и предъявленным 61,783 Гкал).
Посчитав, пункты 1 и 2 предписания незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Положения части 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений. Согласно положениям статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названной нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила 306).
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
В соответствии с пунктами 10, 11 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Применительно к Правилам N 306 под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Как установлено судом, до 01.06.2017 на территории Алтайского края действовали нормативы потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, утвержденные решением Управления Алтайского по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 N 118.
29.05.2017 Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 45 утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Алтайского края.
Многоквартирный дом N 27 по ул. Северо-Западной в г.Барнауле оборудован общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, тепловой энергии. В жилых помещениях частично установлены индивидуальные приборы учета.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные положения, определяющие состав общего имущества в многоквартирном доме, содержатся в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, положениями статьи 36 ЖК РФ определен круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в МКД на праве общей долевой собственности, при этом при определении размера оплаты коммунальных платежей положения указанной статьи не могут быть приняты во внимание, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Кроме того, уполномоченное Правительством Российской Федерации пунктом 3 Правил N 354 Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, разъясняя положение данных Правил, указало, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
Согласно оспариваемому предписанию, определяя размер платы, исходя из норматива потребления, Инспекция использовала показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равным 796,9 кв. м.
Между тем, в соответствии со статьёй 19 ЖК РФ государственный учёт жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учёта жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов. Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённой приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37). Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Как следует из материалов дела, согласно, данным технического паспорта площадь помещений общего пользования составляет 1 581,3 кв. м.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция неправомерно учла при начислении платы по горячему и холодному водоснабжению потребленному при использовании общего имущества значение площади 796,9 кв.м. (лестничные клетки), исключив при этом площадь тамбура и лифта.
Доводы ГЖИ о том, что лифты не входят в перечень, установленный ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, подлежат отклонению апелляционной коллегией.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил N 491, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что в состав общего имущества входят лифтовые площадки и лифты, которые обслуживают более одного помещения в доме и которые незаконным образом не посчитаны инспектором ГЖИ при подсчете общей площади мест общего пользования для начисления платы за холодное и горячее водоснабжение при использовании общего имущества, а именно для уборки место общего пользования.
Как указано в акте проверки от 14.02.2018 специалистом ГЖИ изучены копии документов, а именно: технический паспорт многоквартирного дома и иные документы согласно п. 1 указанного акта.
Между тем, площадь общего имущества согласно технического паспорта не принята во внимание. Суд первой инстанции верно указал на то, что определение общей площади по указанному параметру ГЖИ противоречит положениям ст. 36 ЖК РФ, п.2 Правил N 491 и разъяснениям Министерства регионального развития РФ, изложенным в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК719.
Доводы Инспекции со ссылкой на Регламент исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденный Приказом от 27.06.2013 N 68/1 не мотивированы нормативно применительно к фактическим обстоятельствам дела.
В указанном регламенте не указан порядок действий ГЖИ при необходимости внесении изменений в уже выданное предписание.
По смыслу статьи 17 ФЗ N 294 предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Также, при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым. По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Таким образом, установив, что оспариваемое предписание государственной жилищной инспекции не соответствует приведенным выше нормам права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, а сводятся лишь к несогласию заявителя с выводами суда и переоценке установленных по делу обстоятельств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на инспекцию, которая освобождена от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4784/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4784/2018
Истец: ТСЖ "Северо-Западная 27"
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13012/18
18.02.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13012/18
23.11.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4784/18
10.04.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4784/18