Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2019 г. N Ф07-5795/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А56-91930/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Ипполитов В.В. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Зырянова Н.С. по доверенности от 12.02.2019, Семиндеева А.И. по доверенности от 08.01.2019, Шележонкова А.В. по доверенности от 26.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31877/2018) общества с ограниченной ответственностью "Модуль Терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2018 по делу N А56-91930/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль Терминал"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения и уведомления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль Терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Уведомления Балтийской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б; признании незаконными решения и действия Балтийской таможни, выразившихся в форме Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б.
Решением суда от 18.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для начисления экспортной пошлины на товары, вывезенные по ДТ N 10216110/290416/0026293 у таможенного органа не имелось, в связи с чем оспариваемое уведомление является неправомерным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители таможенного органа просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по ДТ N 10216110/290416/0026293 ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПДЗ" (ИНН 7806526560) в соответствии с таможенной процедурой экспорта задекларирован товар "Деревянные опоры для линий электропередач, представляющие собой круглые бревна с естественным сбегом" (код товара 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС).
В отношении данного товара исчисление и уплата вывозной таможенной пошлины декларантом не производились.
Рассматриваемый товар выпущен 29.04.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
После выпуска товаров Балтийской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, по результатам которой выявлен факт неуплаты вывозной таможенной пошлины в размере 501 431,74 руб. (акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 28.06.2018 N 10216000/015/280618/А0105).
На основании принятого решения от 28.06.2018 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216110/290416/0026293 образовалась задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Балтийской таможней 28.06.2018 принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
В адрес Общества письмами Балтийской таможни от 11.07.2018 N 15-10/27778 направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б.
Считая вышеуказанные решения Балтийской таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Доводы Общества о том, что им не получена КДТ N 10216110/290416/0026293/01 от 05.07.2018, на основании которой выставлено Уведомлении от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом а) пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в случае выявления необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Согласно пункту 25 Порядка в случае если в таможенный орган не была представлена корректировка ДТ, она заполняется должностным лицом и направляется декларанту.
В рассматриваемом случае КДТ N 10216110/290416/0026293/01 от 05.07.2018 была направлена в адрес декларанта (исх. от 26.07.2018 N 47-10/0958).
Таким образом, направление КДТ в адрес таможенного представителя (ООО "Модуль Терминал") законодательством не предусмотрено.
Таможенный контроль проведен Балтийской таможней в сроки, установленные статьей 310 ТК ЕАЭС, статьей 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на день регистрации таможенной декларации, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
Пунктом 8 статьи 101 Договора от 29.05.2014 "О Евразийском экономическом союзе" предусмотрено, что для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей.
Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 (далее - Постановление N 754).
В Постановлении N 754 ставки вывозных таможенных пошлин приведены в соответствии с кодами товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Таким образом, Постановление N 754 неразрывно связано с ТН ВЭД ЕАЭС, а ставки вывозных таможенных пошлин, как следует из названия и содержания Постановления N 754, установлены на товары, вывозимые из Российской Федерации.
Согласно статье 50 ТК ТС ТН ВЭД ЕАЭС применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств-членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 3 ТК ТС).
Исходя из вышеизложенного, ставки вывозных таможенных пошлин должны применяться с учетом действующей в рассматриваемый период редакции ТН ВЭД ЕАЭС.
Код товара 4403 10 000 8 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС действовал в период с 01.09.2015 по 31.12.2016.
До 01.09.2015 в ТН ВЭД ЕАЭС (ТН ВЭД ТС) была включена подсубпозиция 4403 10 000 9, на которую в соответствии с Постановлением 754 была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м 3.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2015 N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" подсубпозиция 4403 10 000 9 исключена из ТН ВЭД ЕАЭС, при этом одновременно ТН ВЭД ЕАЭС дополнена кодами 4403 10 000 4, 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом в Постановление N 754 соответствующие изменения внесены не были, код 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС был исключен из Постановления N 754 только в 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2018 N 307 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях актуализации кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 307).
Таким образом, до 30.03.2018 (дата вступления в силу Постановления N 307) в Постановлении N 754 была предусмотрена ставка вывозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые недействующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС (4403 10 000 9).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101 (вступило в силу с 01.01.2017) принята новая редакция ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которой коды 4403 10 000 4, 4403 10 000 8 исключены, при этом в ТН ВЭД ЕАЭС включены подсубпозиции 4403 11 000 1, 4403 11 000 9, 4403 12 000 9. Данное решение вступило в силу с 01.01.2017.
Постановлением N 754 (в редакции Постановления N 307) установлено, что в отношении товаров, классифицируемых вышеуказанными новыми кодами ТН ВЭД ЕАЭС (4403 11 000 1, 4403 11 000 9, 4403 12 000 9), подлежит применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за мi. В соответствии с пунктом 2 Постановления N 754 данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 (т.е. имеют обратную силу).
Исходя из вышеизложенного, нормы Постановления N 307, предусматривающие применение вывозной таможенной пошлины с 01.01.2017, законодателем расценены как не ухудшающие положения лиц, на которых распространяется их действие. Т.е., предполагается, что вывозные таможенные пошлины в отношении товаров, классифицируемых кодами 4403 11 000 1, 4403 11 000 9, 4403 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, должны были взиматься с 01.01.2017 в соответствии с Постановлением N 754 с учетом изменения ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при применении Постановления N 754 необходимо учитывать Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", поскольку этот правой акт, утверждающий коды ТН ВЭД ЕАЭС, относится к международному праву и имеет приоритет в правоприменении в силу части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 неразрывно связано с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и наличие в указанном постановлении несуществующего кода ТН ВЭД не может являться основанием для неприменения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении спорного товара.
Довод Общества о возможности беспошлинного вывоза спорного товара из Российской Федерации основан на неверном толковании постановления Правительства РФ от 30.08.2013 N 754, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждённой решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что положения постановления Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 должны рассматриваться в совокупности и в системно толковании с положениями Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении товаров, вывезенных Обществом по ДТ 10216110/290416/0026293 действующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС является код 4403 10 000 8, который в ранее действовавшей редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности соответствовал коду 4403 10 000 9. При этом постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 в отношении товара, классифицируемого по коду 4403 10 000 9, установлена вывозная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за мi.
Наличие в Постановлении N 754 недействующего кода 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС и его неисключение из Постановления N 754, а также учитывая, что товары, классифицируемые данным кодом, в соответствии новой ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются 4403 10 000 4, 4403 10 000 8, в отношении данных товаров подлежит исчислению и уплате вывозная таможенная пошлина.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что с учетом действующей на 29.04.2016 редакции ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товаров, классифицируемых кодом 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС (до 01.09.2015 классифицируемых кодом 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС), подлежит исчислению и уплате вывозная таможенная пошлина по ставке в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м 3.
Также следует отметить, что указанная позиция о необходимости применения Постановления N 754 в совокупности с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2018 N 03-09-20/1817.
Пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом статьи 405 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 68 и пункту 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов, в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена ЕАЭС, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) требование об уплате таможенных платежей/Уведомление должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Частью 8 статьи 152 Закона установлено, что в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Задолженность в отношении рассматриваемых товаров по уплате таможенных пошлин, налогов образовалась в связи с принятием 28.06.2018 решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и составлением 05.07.2018 корректировки декларации на товары.
Учитывая вышеизложенное, днем обнаружения задолженности по уплате таможенных платежей в рассматриваемом случае является 05.07.2018.
В соответствии с вышеуказанной нормами ТК ЕАЭС ООО "Модуль Терминал", осуществившему декларирование товаров по ДТ N 10216110/290416/0026293, одновременно с представлением Уведомления декларанту товаров ООО "Торговый дом "ПДЗ" направлено Уведомление от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б. Данное Уведомлении выставлено с соблюдением законодательно установленных сроков.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что в Уведомлении от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б допущена ошибка в указании кода бюджетной классификации, вида и наименования таможенного платежа - вместо вывозной таможенной пошлины указана ввозная таможенная пошлина. Письмом от 27.07.2018 N 15-06/30227 Балтийская таможня уведомила ООО "Модуль Терминал" о допущенной ошибке в Уведомлении от 09.07.2018 N 10216000/Ув2018/0000442-Б. То есть, Балтийской таможней предприняты меры по нивелированию негативных последствий выявленной ошибки в первоначально направленном Уведомлении.
Кроме того, денежные средства в бесспорном порядке взысканы с декларанта ООО "Торговый дом "ПДЗ" в полном объеме, что подтверждается выписками из лицевых счетов и Решением о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 14.08.2018 N 10216000/РешБП2018/000090.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2018 года по делу N А56-91930/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль Терминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91930/2018
Истец: ООО "Модуль Терминал"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5795/19
18.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31877/18
18.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-91930/18
31.07.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-91930/18
20.07.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-91930/18