г. Воронеж |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А64-3094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Маховой Е.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Трякиной Е.В., представителя по доверенности N 21 от 28.12.2018, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищник": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Единый расчётный центр": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.12.2018) по делу N А64-3094/2018 (судья Егорова Т.В.),
по иску акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) в лице Моршанского отделения к ООО "Жилищник" (ОГРН 1076809000740, ИНН 6826032399) о взыскании 270 148,95 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - АО "ТОСК", истец) в лице Моршанского отделения обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее - ООО "Жилищник", ответчик) о взыскании задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на ОДН за период январь, февраль 2018 года в сумме 270 148,95 руб.
Определением арбитражного суда от 25.04.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 15.06.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ТОГУП "Единый расчётный центр", АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.12.2018) исковые требования АО "ТОСК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Жилищник" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ООО "Жилищник", ТОГУП "Единый расчётный центр", АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала не явились.
По почте через канцелярию суда от ООО "Жилищник" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель АО "ТОСК" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.12.2018) следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищник" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1076809000740, дата регистрации - 09.11.2007, основной вид деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (выписка из ЕГРЮЛ от 18.04.2018).
ООО "Жилищник" является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных жилых домов расположенный на территории г. Моршанска Тамбовской области, избравших на общих собраниях собственников помещений способы управления многоквартирными домами управляющей организацией ООО "Жилищник", что подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет на сайте "ГОС ЖКХ" (www. gosjkh.ru) и не оспаривается ООО "Жилищник".
На основании постановления Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 N 36-э ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тамбовской области.
01.05.2008 между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ООО "Жилищник" заключен договор энергоснабжения N 788.
Письмом, полученным ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" 01.12.2014, с 01.01.2015 ООО "Жилищник" отказалось от исполнения договора энергоснабжения от 01.05.2008 N 788.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" в письме от 17.06.2014 N 478/01 сообщило ООО "Жилищник" о наличии возможности осуществления приема платы за коммунальную услугу по электроснабжению (в том числе потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме) от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК Строитель", при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" как энергоснабжающей организацией. Письмо от 17.06.2014 N 478/01 получено ООО "Жилищник" 26.06.2014. Решения по указанному вопросу собственниками помещений в многоквартирных домах не приняты.
В письме от 06.12.2016 ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" предлагало ООО "Жилищник" заключить договор энергоснабжения в отношении электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирных домах. Указанное письмо с экземпляром договора купли-продажи электрической энергии получено ООО "Жилищник" 07.12.2017, что подтверждает соответствующая отметка на экземпляре письма. Однако договор между сторонами не заключен.
Действуя в интересах потребителей электрической энергии, в период с января 2018 г. по февраль 2018 г. ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" поставило электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищник", при этом сверхнормативное потребление составило 270 148,95 руб. (80 488, 522 кВт.ч.), что отражено в счетах-фактурах от 31.01.2018 N М0000953/3, от 28.02.2018 N М0002532/3, счетах на оплату за электрическую энергию от 31.01.2018 N М0000958, от 28.02.2018 N М0001907, актах от 31.01.2018 N М0000975, от 28.02.2018 N М0001913, ведомостях показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета (т. 1 л.д. 63 - 152, т. 2 л.д. 1 - 69).
Поскольку задолженность за потребленную электрическую энергию ООО "Жилищник" не оплачивалась, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" в целях досудебного урегулирования спора направило в адрес ООО "Жилищник" претензию от 22.03.2018 N 01/048, в которой просило оплатить в добровольном порядке задолженность за сверхнормативное потребление электрической энергии на ОДН в размере 270148,95 руб. Претензия оставлена ООО "Жилищник" без исполнения.
Поскольку ООО "Жилищник" не оплатило образовавшийся долг, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Моршанское" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующим.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.
В силу требований ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как установлено нормами ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с ч. 1 ст. 44, частями 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
ООО "Жилищник" собственниками ряда многоквартирных домов, расположенных на территории города Моршанска Тамбовской области, выбран управляющей организацией.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354, Правила N354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 1, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 и положениями Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее - Правила N 124) потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
Согласно абз. абз. 1, 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 в редакции, действующей в спорный период, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При этом, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в определенное пунктами 2 и 4 Правил N 124 понятие исполнителя коммунальной услуги, согласно которому для целей применения Правил N 124 исполнителями коммунальной услуги признаются управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правил N 124 случаях.
В силу пункта 21 (1) Правил N 124 основанием возмещения стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на ОДН, является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124.
Как разъяснено в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики N 2(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Из ч. ч. 1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 41-КГ17-18).
В рассматриваемом случае решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения общими собраниями собственников спорных многоквартирных домов не были приняты.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, доказательств, подтверждающих обратное, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
В отсутствие решения собственников о распределении сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды между всеми помещениями пропорционально размеру площади, управляющая организация обязана оплачивать сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды.
Доводы ответчика об отсутствии обязанности оплатить объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отклоняются в связи со следующим.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе, приобретать энергоресурсы посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению, в том числе предоставляемую для обеспечения общедомовых нужд.
В силу ст. ст. 44, 161 ЖК РФ ООО "Жилищник" является для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе, мест общего пользования, которому собственники и должны производить оплату за спорные услуги.
В силу ст.ст. 153-154, ч.ч. 2, 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме.
Из системного анализа вышеуказанных положений следует, что жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
На основании пп. "а" п. 7 Правил N 124 для управляющей организации документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
В силу пп. "б" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), 01.07.2016 управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В указанных целях, после 30.06.2016, законодателем, посредством вышеуказанного постановления Правительства РФ от 29.06.16 N 603, внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N124, а также в пункт 4 Правил N124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21.1 Правил N 124 случаях, именуются исполнителями.
В силу п.п. "а" п.7 Правил N 124, после указанной даты за ООО "Жилищник" сохраняются обязательства по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.07.2016, в связи с внесением изменений в п. 44 Правил N 354, если решение собственниками помещений в многоквартирном доме о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не принято, объем коммунальной услуги (ресурса) в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, оплачивается управляющей организацией на основании договора ресурсоснабжения, заключаемого с управляющей организацией в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, когда способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354), при этом, за период до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
Факт поставки истцом коммунального ресурса в период с января 2018 г. по февраль 2018 г. в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: счетами-фактурами от 31.01.2018 N М0000953/3, от 28.02.2018 N М0002532/3, счетами на оплату за электрическую энергию от 31.01.2018 N М0000958, от 28.02.2018 N М0001907, актами от 31.01.2018 N М0000975, от 28.02.2018 N М0001913, ведомостью показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета (т. 1 л.д. 63 - 152, т. 2 л.д. 1 - 69). Согласно указанным документам сверхнормативное потребление составило 270148,95 руб. (80488,522 кВт.ч.).
Факт потребления электрической энергии в период с января 2018 г. по февраль 2018 г. не оспаривается.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов, не относит к деятельности этих лиц функцию управления МКД, а деятельность ресурсоснабжающих организаций (РСО) и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в их деятельности определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на ОДН.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление на ОДН в отсутствие специального решения общего собрания собственников. При наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее, даже если между собственниками помещений и РСО существуют прямые договоры.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно - распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МЖД (если иное не установлено законодательством РФ), а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МЖД (если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО).
Как следует из объяснений сторон и подтверждается актами о разграничении балансовой принадлежности (т. 2 л.д. 130 - 160, т. 3 л.д. 1 - 61) границы балансовой принадлежности согласованы по внешней границе стены МЖД, спорные многоквартирные жилые дома оборудованы приборами учета электрической энергии, которые установлены на границах балансовой принадлежности, что подтверждают акты обследования узла учета электроэнергии потребителя - юридического (физического) лица и копии актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 18.10.2018, от 19.10.2018, за исключением многоквартирных домов, расположенных в городе Моршанске Тамбовской области по ул. Карла Маркса, д. 43, Красноармейская, д. 98, Ленина, д. 33, Лотикова, д. 53, Пролетарская, д. 22, Пролетарская, д. 24, Пролетарская, д. 31, Пролетарская, д. 78, Пушкина, д. 17 А, Пушкина, д. 19, Пушкина, д. 33, Пушкина, д. 35, Гражданская, д. 25, пос. Газопровод, д.21, пос. Газопровод, д. 41, где приборы учета установлены внутри жилых домов и ул. Пролетарская, д. 27, прибор учета которого установлен в ТП N 39, о чем также представлены акты обследования от 18.10.2018, от 19.10.2018.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения, соответствующим энергетическим ресурсам, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ закреплена обязанность организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, до 01.07.2010 предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее по тексту - Критерии), а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
В силу пунктов 2 и 3 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Установка общедомовых приборов учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирных домов, расположенных в городе Моршанске Тамбовской области по ул. Пушкина, д. 19, Карла Маркса, д. 43, Пушкина, д. 17а, Гражданская, д. 25, ул. Гражданская, д. 70, ул. Пушкина, д. 33, ул. Гражданская, д. 72, ул. Гражданская, д. 74, пос. Газопровод, д. 41, Гражданская, д. 111, пос. Газопровод, д. 21, Лотикова, д. 53, Пролетарская, д. 24, Пролетарская, д. 78, Пролетарская, д. 31, Красноармейская, д. 98, Пролетарская, д. 22, Пушкина, д. 35, Ленина, д. 33, произведена в связи с отсутствием технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, что отражено в совместных актах обследования узла учета электроэнергии потребителя - юридического (физического) лица и копии актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 18.10.2018, от 19.10.2018.
Согласно расчетам истца, за период с января 2018 г. по февраль 2018 г. по спорным многоквартирным домам сверхнормативное потребление электрической энергии на ОДН составило 270 148,95 руб. Указанная сумма составляет размер платы за превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Данное превышение устанавливается над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В расчетах истцом применены сведения о площадях помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, размещенные в сети Интернет на сайте "ГОС ЖКХ" (www. gosjkh.ru).
В соответствии с абз. 2 п. 144 Основных положений, в случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Учитывая, что приборы учета электрической энергии в ряде многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Жилищник" установлены не на границе балансовой принадлежности, что связано с отсутствием технической возможности их установки на внешней стене дома, истцом представлены информационные расчеты потерь в линиях 0,4 кВ от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета, произведенные в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям".
Согласно указанным расчетам, величина потерь электрической энергии по указанным многоквартирным домам, где приборы учета установлены внутри домов, составляет 63,162 кВт.ч./мес.; по многоквартирному дому, расположенному в городе Моршанске Тамбовской области по ул. Пролетарская, д. 27, где прибор учета установлен в ТП N 39, составляет 1,7 кВт.ч./мес.
Учитывая, что корректировка объема потребления электрической энергии на величину потерь повлечет увеличение доли сверхнормативного потребления электрической энергии на ОДН, суд правомерно заключил, что представленный истцом расчет не нарушает интересы ответчика.
Контррасчет ответчиком не был представлен.
Оплата электрической энергии за сверхнормативное потребление электрической энергии на ОДН за период с января 2018 г. по февраль 2018 г. ответчиком не произведена, в связи с чем сумма долга составляет 270148,95 руб.
Судом исследованы и оценены все имеющие юридическое значение по делу обстоятельства исходя из фактических обстоятельств и применимых норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия договорных отношений (в том числе фактических), не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, сделанных на основании закрепленной в законе обязанности исполнителя коммунальных услуг в спорный период отвечать за полную оплату поступившей в МКД энергии.
Доказательств оплаты именно сверхнормативного потребления со стороны собственников жилых или нежилых помещений в материалы дела представлено не было, ответчик на данном обстоятельстве не настаивал. Наличие прямых договоров на оплату потребленной в жилых помещениях электроэнергии не свидетельствует о наличии между РСО и собственниками помещений соглашения об оплате расходов на ОДН.
Наличие установленного компетентными органами норматива потребления электроэнергии на ОДН не означает, что поступившая в дом энергия сверх норматива не должна быть оплачена поставщику.
Указанное в жалобе аварийное состояние домов должно быть отнесено к рискам предпринимательской деятельности ответчика, принявшего дома на обслуживание.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.12.2018) по делу N А64-3094/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.12.2018) по делу N А64-3094/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3094/2018
Истец: АО "Тамбовская областная сбытовая компания" АО "ТОСК"
Ответчик: ООО "Жилищник"
Третье лицо: АО "Тамбовская сетевая комапания" в лице Моршанского филиала, ТОГУП "Единый расчётный центр"