город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2019 г. |
дело N А53-30774/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Н.В. Сулименко, Г.А. Сурмаляна,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области: представителя Павловского Д.А. по доверенности от 01.03.2018, представителя Соколовой М.А. по доверенности от 02.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.12.2018 по делу N А53-30774/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (ОГРН 1146164001807 ИНН 6164317329) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области
о признании незаконными решения,
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.04.2018 N 44212 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2018 по делу N А53-30774/2018 отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области от 28.02.2018 N 7 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" земельного налога в размере 1 925 руб., соответствующей суммы начисленной пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда от 12.12.2018 по делу N А53-30774/2018, общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел то обстоятельство, сто 18.09.2017 земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:11 был снят с кадастрового учета. Налогоплательщик указывает, что при рассмотрении настоящего спора необходимо учитывать правовую позицию, изложенную а определении ВС РФ от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064 по делу N А40-154449/2017. Обязанность общества по уплате земельного налога в отношении образованного участка возникла с даты постановки его на кадастровый учет, т.е с 09.11.2017. При этом сроки регистрации нового земельного участка не зависят об действий (бездействия) налогоплательщика, поскольку регистрация осуществлена на основании заявления ГК "Автодор".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2018 по делу N А53-30774/2018 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС N 18 по Ростовской области поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, представленной ООО "Газэнергосеть розница" 24.01.2018, в ходе которой установлена неполная уплата земельного налога в связи с занижением количества месяцев владения земельным участком с кадастровым номером 61:01:0600020:11.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки N 50933 от 12.02.2018. В акте установлена неуплата налога в размере 37 550,00 руб., предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии со ст. 101 НК РФ Межрайонной ИФНС России N 18 по Ростовской области вынесено решение N 44212 от 27.04.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Газэнергосеть розница" доначислен земельный налог в сумме 37 550 руб., пени в сумме 142,69 руб., начислен штраф в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в сумме 1 877,50 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество направило апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ростовской области.
Решением УФНС России по Ростовской области от 15-15/2129 от 27.07.2018 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует нормам НК РФ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения инспекции недействительным.
При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Согласно правовой позиции, изложенной пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из материалов дела следует, что в собственности общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" находился земельный участок площадью 20 000 кв.м., с кадастровым номером 61:01:0600020:11, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, х. Степнянский, ул. Гагарина, 1а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2015, номер государственной регистрации права 61-61/002-61/001/112/2015-6584/2.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2017 по делу N А53-2809/2017 у общества в пользу Российской Федерации изъят для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3452 площадью 1045 кв.м, образованный из исходного земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600020:11.
Согласно Выписке из ЕГРН "Сведения о характеристиках объекта недвижимости" от 25.09.2018 N 99/2018/187138600 право собственности Российской Федерации на изъятый земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3452 зарегистрировано 15.09.2017, номер государственной регистрации права 61:01:0600020:3452- 61/002/2017-1.
Право ООО "Газэнергосеть розница" на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3451 зарегистрировано 09.11.2017.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В данном случае внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок сведений о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3452 за Российской Федерацией исключает обязанность ООО "Газэнергосеть розница" уплачивать налог за земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3452.
В то же время, до момента внесения записи в ЕГРП (09.11.2017) о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:3451, с учетом пояснений о том, что данный земельный участок продолжал находиться в пользовании общества, на ООО "Газэнергосеть розница" возложена обязанность по уплате земельного налога по спорному участку за 10 месяцев 2017 года.
Доводы налогоплательщика о том, что согласно сведениям с официального Интернет-ресурса Росреестра земельный участок с кадастровым номером 61:01-0600020 снят с учета 18.09.2017, что повлекло прекращение его существования как объекта земельных правоотношений, а на выделенные земельные участки право собственности зарегистрировано:
61:01:0600020:3452 зарегистрировано - 15.09.2018,
61:01:0600020:3451 зарегистрировано - 09.11.2018, связи с чем земельный участок 61:01:0600020:11 не может выступать объектом налогообложения по земельному налогу в спорный период, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
В материалы дела представлены сведения об объектах начисления и дополнительно подтверждены ответом на запрос налогового органа, в котором указан срок нахождения в собственности спорного земельного участка.
Поскольку по данным Управления Росреестра по Ростовской области отражена дата прекращения права на участок - 09.11.2017, то исходя из вышеприведенных положений пункта 7 ст. 396 НК РФ период владения участком составит 10 месяцев.
Информации о необходимости применения иной даты прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600020:11 Управлением Росреестра по Ростовской области не представлено.
Таким образом, с учетом количества месяцев владения исходным участком в количестве 10 месяцев и владения выделенным участком 61:01:0600020:3451 в течение двух месяцев, всего период землепользования составляет 12 месяцев.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на определение ВАС РФ 01.02.2012 N ВАС-54/12 к рассматриваемому делу не относится, поскольку в указанном определении идет речь о признании незаконным, решения о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и об обязании восстановить постановку на кадастровый учет земельного участка, вопросы, касающиеся начисления земельного налога в указанном определении не рассматривались.
В апелляционной жалобе ООО "ГЭС розница" ссылается на определение Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064 по делу N А40-154449/2017 в котором указано, что законодательство о налогах и сборах связывает; обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Указанная судебная практика относится исключительно к порядку уплаты налога на имущество организаций при сносе зданий, и не имеет отношения к начислению земельного налога организаций.
Таким образом, при вынесении решения N 44212 от 27.04.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган руководствовался Налоговым кодексом РФ и переданными в соответствии со ст.85 НК РФ данными Росреестра.
Между тем внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о снятии земельного участка с кадастрового учета или записи о праве собственности других лиц на часть спорного земельного участка не влечет прекращения существования спорного земельного участка в натуре.
Спорный земельный участок и соответствующие записи о нем как самостоятельном объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости могут быть восстановлены.
Таким образом, снятие, с кадастрового учета (аннулирование) земельного участка не дает оснований полагать, что земельный участок как объект права собственности (налогообложения) прекратил свое существование в натуре.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2018 по делу N А53-30774/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30774/2018
Истец: ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ РОЗНИЦА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ