г. Владимир |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А11-11007/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 14.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области (ОГРН 1033302200381, ИНН 3305005930) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.11.2018 по делу N А11-11007/2018, принятое судьей Степановой Р.К. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая компания" (ОГРН 1033302200920, ИНН 3305004069) о признании недействительным пункта 3.1 постановления администрации города Коврова Владимирской области от 13.04.2018 N 887 и раздела 9 Схемы теплоснабжения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (ОГРН 1023302553064, ИНН 3310003494).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая компания" - Лебедев М.Ю. по доверенности от 10.08.2018, общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" - Осипчук А.С. по доверенности от 28.12.2018 N 37/19.
Администрация города Коврова Владимирской области, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Постановлением администрации г. Коврова (далее - Администрация, заявитель) от 17.10.2011 N 2249 "Об организации теплоснабжения г. Коврова" была утверждена Схема теплоснабжения города Коврова и в качестве единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) определено общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания" (далее - ООО "КЭТК", Общество).
Постановлением Администрации от 17.01.2013 N 52 в подпункте 1.3 постановления, в разделе 3 приложения N 1, в разделе 2 приложения N 2 к постановлению слова общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания" заменены на слова общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" (далее - ООО "КЭТК", Общество).
С 2011 года Администрация г. Коврова (далее - Администрация, заявитель) на основании ежегодно принимаемых постановлений и утвержденных Схем теплоснабжения города Коврова утверждала общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания" (далее - ООО "КЭТК", Общество) в качестве единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) по следующим объектам теплоснабжения: жилые и нежилые строения, присоединенные к котельной N 1 ул. Киркижа, 10, котельной N 12, ул. Муромская, 22/1, ЦТП (центральный тепловой пункт) N 1, ул. Островского, 81-а, ЦТП N 12, ул. Муромская, 22/1, ЦТП N 3, ул. Киркижа, 34, котельной N 3, ул. Сосновая, 17-б, котельная N 4, ул. Калинина, 8-а, котельной N 8, ул. Маяковского, 104-а, котельная N 10, ул. Социалистическая, 13-а.
В декабре 2017 года Администрация начала процедуру актуализации Схемы теплоснабжения города Коврова на 2019 год.
ООО "КЭТК" и общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - ООО "Владимиртеплогаз") представили свои заявки на присвоение им с 01.01.2019 статуса ЕТО в зоне деятельности ООО "КЭТК".
Постановлением Администрации от 13.04.2018 N 887 "Об организации теплоснабжения муниципального образования г. Ковров" при актуализации схемы теплоснабжения города Коврова на 2019 год была утверждена новая схема теплоснабжения на период до 2033 года.
Пунктом 3.1 данного постановления определено, что с 01.01.2019 ЕТО для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования г. Ковров является ООО "Владимиртеплогаз" (для объектов, указанных в разделе 1, разделе 2 приложения N 2 к настоящему постановлению).
ООО "КЭТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 3.1 указанного постановления и раздела 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части утраты с 01.01.2019 статуса ЕТО в отношении объектов, указанных в разделе 2 приложения N 2 к постановлению Администрации от 13.04.2018 N 887.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.11.2018 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - Требования N 154), суд признал оспариваемое постановление Администрации противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы ООО "КЭТК" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что действия Администрации по актуализации Схемы теплоснабжения обусловлены пунктом 22 Требований N 154.
По мнению Администрации, доказательств, подтверждающих нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым постановлением, в дело не представлено.
Администрация отмечает, что ООО "Владимиртеплогаз" подтвердило владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности ЕТО, что и послужило основанием для признания его единой теплоснабжающей организацией.
Заявитель считает, что схема теплоснабжения как документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения городского круга, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности был принят в пределах полномочий органа местного самоуправления в интересах жителей города.
Кроме того, Администрация указывает, что действующая на момент актуализации Схемы теплоснабжения редакция пункта 22 Требований N 154 не устанавливала запрета на изменение статуса ЕТО. Кроме того, в силу пункта 19 Правил N 808 изменение границ зоны (зон) деятельности ЕТО, а также сведения о присвоении другой организации указанного статуса подлежат внесению в Схему теплоснабжения при её актуализации.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
ООО "КЭТК" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность решения суда, просили отказать в её удовлетворении.
Представитель ООО "Владимиртеплогаз" в судебном заседании поддержал позицию Администрации, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя Администрации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей ООО "КЭТК" и ООО "Владимиртеплогаз", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение ЕТО.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ ЕТО в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил N 808 предусмотрено, что критериями определения ЕТО являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности ЕТО; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
В случае если заявки на присвоение статуса ЕТО поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности ЕТО, статус ЕТО присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус ЕТО присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в зоне деятельности Общества имеется пять изолированных систем теплоснабжения (6 котельных, 2 из которых соединены между собой), каждая из которых питает горячей водой определенные группы жилых домов, указанных в разделе 2 приложения N 2 к постановлению администрации города Коврова от 13.04.2018 N 887; все указанные котельные на праве аренды принадлежат ООО "КЭТК", то есть Обществу принадлежит 100% источников тепловой энергии.
ООО "Владимиртеплогаз" в указанной выше зоне города Коврова имеет 90% тепловых сетей.
Таким образом, в зоне деятельности Общества одна организация имеет максимальное количество источников тепловой энергии, а другая - максимальное количество тепловых сетей.
В этом случае приоритет имеет организация с наибольшим размером собственного капитала.
Материалами дела подтверждается, что у ООО "КЭТК" размер собственного капитала составляет 70 059 000 руб., у ООО "Владимиртеплогаз" (по данным бухгалтерской отчетности за 2016 год) - 15 965 000 руб.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 808 ЕТО при осуществлении своей деятельности обязана, в том числе, заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Пунктом 13 Правил N 808 содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых организация может утратить статус ЕТО.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о наличии оснований, при которых Общество может утратить статус ЕТО.
Согласно пункту 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса ЕТО. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса ЕТО в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов (пункт 16 Правил N 808).
Как следует из представленных в материалы дела документов, пунктом 3.1 постановления Администрации от 13.04.2018 N 887 при актуализации схемы теплоснабжения города Коврова на 2019 год была утверждена новая схема теплоснабжения на период до 2033 года и в качестве ЕТО с 01.01.2018 определено ООО "Владимиртеплогаз".
Таким образом, ООО "КЭТК" с 01.01.2019 утрачивает статус ЕТО в отношении спорных объектов.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Администрации о том, что смена ЕТО произведена в целях улучшения качества теплоснабжения в городе Коврове, поскольку такое основание пунктом 13 Правил N 808 не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается что ООО "КЭТК" с 2011 года осуществляла функции по эксплуатации 6-ти котельных, 1-го ЦТП, 2,832 км тепловых сетей в двухтрубном исполнении. Общество подтвердило, что его источники тепловой энергии обладают наибольшей рабочей тепловой мощностью в сравнении с ООО "Владимиртеплогаз" и обладает большим размером уставного капитала.
Доводу Администрации о том, что орган местного самоуправления ежегодно должен проводить актуализацию схемы теплоснабжения, в ходе которой ежегодно должен проводиться конкурсный отбор ЕТО, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;
8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Таким образом, указанными нормами, а также пунктом 22 Требований N 154 не предусмотрена возможность изменения статуса ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что организация, утвержденная в качестве ЕТО, сохраняет этот статус до тех пор, пока она соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 4.2 Федерального закона N 190-ФЗ и пунктом 13 Правил N 808.
Материалами дела подтверждается, что ООО "КЭТК" полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ЕТО, и необоснованно лишено оспариваемым пунктом 3.1 постановления Администрации от 13.04.2018 N 887 указанного статуса.
Судом принято во внимание, что процедура актуализации Схемы теплоснабжения города Коврова начата в соответствии с постановлением Администрации от 29.12.2016 N 2897. Согласно указанному постановлению до 01.03.2017 принимаются предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций по актуализации указанной Схемы; сведений о предстоящем отборе новой ЕТО постановление не содержит.
Кроме того, судом установлено, что по обращению ООО "КЭТК" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области с жалобой на действия Администрации, выразившиеся в том числе необоснованном лишении Общества статуса ЕТО с 2019 года Администрации 06.06.2018 выдало предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления Администрации от 13.04.2018 N 887 в обжалуемой части.
В нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ Администрация не представила доказательства, свидетельствующие о наличии предусмотренных Правилами N 808 оснований для принятия оспариваемого постановления и лишения ООО "КЭТК" статуса ЕТО.
Поэтому суд обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае имеется совокупность двух условий, необходимых для признания оспариваемого Обществом пункта 3.1 постановления Администрации недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Администрация на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.11.2018 по делу N А11-11007/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11007/2018
Истец: ООО "КОВРОВСКАЯ ЭНЕРГОТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВЛАДИМИРТЕПЛОГАЗ"