г. Владивосток |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А51-4551/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Л.А. Мокроусовой, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Головиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Восток-А"
апелляционное производство N 05АП-9758/2018
на решение от 29.11.2018
судьи О.В. Шипунова
по делу N А51-4551/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "ТК Восток-А"
третье лицо: открытое акционерное общество "Примснабконтракт"
о взыскании 103927 рублей 32 копейки,
при участии:
от ООО "ТК Восток-А": Поляков Д.М. по доверенности со специальными полномочиями от 24.11.2017 сроком действия на 3 года, паспорт;
от ОАО "Российские железные дороги": Балошина Т.Н. по доверенности со специальными полномочиями от 26.06.2017 сроком действия по 30.06.2019, удостоверение;
от ОАО "ПримСнабКонтракт" не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ТК Восток-А" (далее - ООО "ТК Восток-А") о взыскании 103927 рублей 32 копейки задолженности по оплате сбора за подачу и уборку вагонов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "ПримСнабКонтракт" (далее - ОАО "ПримСнабКонтракт").
Решением от 29.11.2018 исковые требования удовлетворены, с чем не согласился ответчик, обжаловав судебный акт в апелляционном порядке.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, апеллянт полагает, что при определении платы за подачу и уборку вагонов, необходимо руководствоваться условиями договора N 341/515 от 25.04.2016, в котором сторонами достигнуто соглашение о начислении и оплате сбора за подачу/уборку вагонов по правилам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3, утвержденного постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/15. Заявитель апелляционной жалобы также считает, что истцом пропущен срок исковой давности.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТК Восток-А" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивая на отмене принятого судебного акта.
Истец возражал относительно доводов апелляционной жалобы, считал принятый судебный акт законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не представило, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем суд, руководствуясь частью 1 статьи 266, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД", как перевозчиком, ОАО "ПримСнабКонтракт", как владельцем (пользователь, контрагент), и ООО "ТК Восток-А", как грузовладельцем, 25.04.2016 заключен договор N 341/515 на подачу и уборку вагонов для грузополучателя (грузоотправителя) ООО "ТК Восток-А" на не принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ПримСнабКонтракт", примыкающий к станции Уссурийск ОАО "РЖД", по условиям которого перевозчик в соответствии с условиями договора N 341 от 21.09.2012, заключенного между перевозчиком и владельцем (пользователем, контрагентом), производит подачу и уборку вагонов, прибывших в адрес грузовладельца, на выставочный путь железнодорожного пути необщего пользования.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет от 7 км до 8 км в оба конца от стрелки примыкания к станции, включая длину выставочного пути (пункт 10 договора N 314/515).
В соответствии с подпунктом а) пункта 11 договора N 341/515 грузовладелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3, пункт 2.7) - оплата производится по ставкам таблицы N 10, с учетом коэффициента доплаты к сборам. Корректировка группы подъездного пути производится по истечении каждого календарного года на основании акта сверки среднесуточного вагонооборота, определяемого по памяткам приемосдатчика, как сумма поданных и убранных вагонов за отработанный период в истекшем календарном году, деленная на количество дней в этом периоде, за подписями начальника станции и грузовладельца. При среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 включительно - плата сбора за подачу и уборку вагонов производится по ставкам таблицы N 10. При среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов свыше 1,5 - по таблице N 8, с отнесением к соответствующей группе (Тарифное руководство N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на Федеральном железнодорожном транспорте").
Сторонами в пункте 12 договора N 341/515 согласовано, что сборы и платы списываются перевозчиком с единого лицевого счета грузовладельца в момент оформления в автоматизированной системе ЭТРАН ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных ведомостей.
Договор заключен сроком на один год (пункт 20 договора N 314/515).
В соответствии с актом сверки среднесуточного числа поданных и убранных вагонов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, подписанным сторонами, среднесуточный вагонооборот за 2016 год (251 день) составил 2,3 вагона в сутки.
По расчету истца в январе 2017 года по договору N 341/515 он оказал ответчику услуги по подаче вагонов для грузоотправителей, не имеющих складов, на сумму 103927 рублей 32 копейки, в связи с чем ОАО "РЖД" письмом от 27.01.2017 направило в адрес ООО "ТК Восток-А" претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Поскольку ответчик оплату не произвел, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно статье 310 ГК РФ не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с абзацем третьим статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7.1 Тарифного руководства N 3, утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)", сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей).
В силу пункта 2.7.2. Тарифного руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути).
Согласно пункту 2.7.5 Тарифного руководства N 3 группа железнодорожного подъездного пути определяется в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по таблице N 8 или таблице N 9 названного Тарифного руководства. При этом из таблицы N 8 следует, что при среднесуточном числе поданных и убранных вагонов от 1,5 до 2,5 установлена 3 группа подъездного пути.
Таким образом, Тарифным руководством N 3 (пункт 2.7.1) установлено внесение сбора в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов во всех случаях внесения сбора, с той лишь разницей, что для случаев крайне незначительного среднесуточного количества подаваемых и убираемых вагонов (от 0,5-1,5 вагонов - 1 и 2 группы) их среднесуточный расчет может заменяться расчетом по каждому выходу локомотива, а для подъездных путей 3 группы возможность такого выбора не предусмотрена и расчет может осуществляться только по ставкам таблицы N 8.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как следует из подпункта а) пункта 11 договора сбор за подачу и уборку вагонов взимается по первому варианту, указанному в пункте 2.7.1 Тарифного руководства N 3, то есть в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов.
Установив в договоре ставки сбора за подачу и уборку вагонов в зависимости от количества среднесуточного вагонооборота в предыдущем календарном году, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта оказания услуги, а оплату за соответствующий период оказания железной дорогой услуг по подаче и уборке вагонов.
В соответствии с таблицей N 8 Тарифного руководства ставка за сбор и подачу вагонов при среднесуточном количестве вагонов свыше 1,5 до 2,5 при расстоянии свыше 7 до 8 составляет 753 рубля 90 копеек.
На основании вышеприведенных норм требование истца о взыскании задолженности за январь 2017 года в размере 103927 рублей 32 копейки подлежит удовлетворению. Расчет истца является правомерным, арифметически верным и ответчиком не оспаривается. Соответствующий контррасчет ответчик не представил.
Таким образом, поскольку обязательства по оплате сбора за подачу и уборку вагонов не были исполнены ответчиком надлежащим образом, задолженность январь 2017 года в размере 103927 рублей 32 копейки подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы ответчика о заключении договора на невыгодных для него условиях в части порядка формирования платы за подачу и уборку вагонов суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ответчик, подписывая договор, согласился с порядком формирования платы за подачу и уборку вагонов, кроме того порядок оплаты в рассматриваемом случае установлен в Тарифном руководстве N 3.
Занятую апеллянтом позицию о пропуске истцом срока исковой давности коллегия находит несостоятельной, основанной на неправильном толковании норм права.
В соответствии с требованиями статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, груза, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 Постановления Пленума от 29.09.2015 N 43).
Таким образом, период, в течение которого стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 АПК РФ с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 12 Договора N 541/515 от 25.04.2016 сборы и платы списываются Перевозчиком с единого лицевого счета Грузовладельца в момент оформления в автоматизированной системе ЭТРАН ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных ведомостей. При этом дополнительного согласования Грузовладельца на списание денежных средств с лицевого счета не требуется.
Из пояснений представителей истца и ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что ведомости подачи и уборки вагонов составлялись в момент такой подачи и уборки, а по итогам периода составлялись накопительные ведомости.
Требования истца основаны на накопительной ведомости N 100201 от 23.01.2017, подписать которую ответчик отказался, о чем составлен Акт общей формы N 600061. Таким образом, о нарушении своих прав истец должен был узнать и узнал в момент отказа ответчика от подписания акта и, соответственно, от оплаты, что и является событием, послужившим основанием для предъявления иска.
Из акта общей формы ОАО "РЖД" N 600061 усматривается, что датой его составления является 23.01.2017, следовательно, годичный срок исковой давности подлежит исчислению с указанной даты.
Материалами дела подтверждается факт направления истцом ответчику претензии б/н от 27.01.2017 (получена нарочно ответчиком 27.01.2017) с целью соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
В рассматриваемом случае, срок исковой давности по требованию ОАО "РЖД" истекал 26 февраля 2018 года (с учетом того обстоятельства, что 23 февраля является нерабочим праздничным днем, а 24.02.2018, 25.02.2018 выходными днями).
Учитывая, что иск по настоящему делу был направлен в арбитражный суд почтой 25.02.2018 согласно штемпелю почтового отделения на конверте, то срок исковой давности по требованию не пропущен.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями части 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.11.2018 по делу N А51-4551/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4551/2018
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ТК ВОСТОК-А"
Третье лицо: ОАО "Примснабконтракт", ООО представителю "ТК Восток-А" Полякову Дмитрию Михайловичу