12 февраля 2019 г. |
Дело N А43-14674/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.08.2018 по делу N А43-14674/2018,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Нижегородской таможни о признании недействительными решений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, формализованных в письмах от 14.06.2017 N АИ-08/5988, 14.07.2017 N АИ-08/7202, от 17.07.2017 N АИ-08/7343, от 08.09.2017 N АИ-08/9830, от 12.02.2018 N СП-08/1085;
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Технопром", общества с ограниченной ответственностью "Терминал".
В судебном заседании приняли участие представители Нижегородской таможни - Науменко Е.В. по доверенности от 25.10.2018 N 215 сроком действия до 31.12.2019, Малышева Н.С. по доверенности от 24.01.2019 N 020 сроком действия до 31.12.2019.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "Технопром", общество с ограниченной ответственностью "Терминал", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Нижегородской таможни, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В отношении изъятого Нижегородской таможней (далее - Таможня, таможенный орган) у индивидуального предпринимателя Серовой О.Ю., Будницкаса Д., Макушенко Е.Н., Пламадеала Г.Г., Криштейн Н.Л., общества с ограниченной ответственностью "Форте", Дзимидайте Даля, Миилса Скобловса, общества с ограниченной ответственностью "Евросиб Р", общества с ограниченной ответственностью "Окахим" имущества в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление, Росимущество) были направлены уведомления о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации, согласно которым таможенный орган просит организовать своевременное принятие имущества и его вывоз с места хранения для дальнейшего распоряжения.
Передаче предстояло следующее имущество: косметическая продукция марки Paese (изъятая у индивидуального предпринимателя Серовой О.Ю. и находящаяся на хранении на складе временного хранения Нижегородской таможни), транспортное средство BMW 750 I (изъятое у Будницкаса Д. и находящееся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), транспортное средство "Богдан 211140" (изъятое у Макушенко Е.Н.), транспортное средство BMW 523i (изъятое у Пламадеала Г.Г. и находящееся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), транспортное средство DODGE GRAND CARAVAN SXT (изъятое у Криштейн Н.Л. и находящееся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), музыкальное оборудование (изъятое у общества с ограниченной ответственностью "Форте" и находящееся на складе временного хранения Нижегородской таможни), транспортное средство VOLKSWAGEN LT 35 (изъятое у Дзимидайте Даля и находящееся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), транспортное средство TOYOTA LAND CRUSER (изъятое у Миилса Скобловса и находящееся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), седельный тягач RENAULT MAGNUM 440 DXI (изъятый у общества с ограниченной ответственностью "Евросиб Р" и находящийся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Терминал"), тетраборат натрия 5Н2О (изъятый у общества с ограниченной ответственностью "Окахим" и находящийся на хранении на складе временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Технопром").
Решениями, формализованными в письме от 14.06.2017 N АИ-08/5988 в отношении уведомления от 01.06.2017 N 4, уведомления от 01.06.2017 N 5 и уведомления от 05.06.2017 N 6; письме от 14.07.2017 N АИ-08/7202 в отношении уведомления от 20.06.2017 N 8 и уведомления от 26.06.2017 N 9; письме от 17.07.2017 N АИ-08/7343 в отношении уведомления от 30.05.2017 N 1 и уведомления от 30.06.2017 N 10; письме от 08.09.2017 N АИ-08/9830 в отношении уведомления от 11.08.2017 N 11 и уведомления от 11.08.2017 N 12; письме от 12.02.2018 N СП-08/1085 в отношении в уведомления от 26.01.2018 N 1, Управление отказало в принятии задержанных товаров, мотивируя тем, что в отношении задержанных товаров, не прошедших процедуру оценки соответствия требованиям технических регламентов, территориальным органам Росимущества предписано до фактического приема задержанных товаров, дополнительно запрашивать у таможенных органов соответствующие документы, в связи с чем Управлением было предложено таможенному органу представить недостающие документы (сертификаты соответствия, декларации соответствия). В указанных письмах содержится фактический отказ в принятии задержанных товаров в отсутствие сертификатов соответствия, деклараций соответствия на указанные товары.
Таможня не согласилась с решениями Управления и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Управления, формализованных в письмах от 14.06.2017 N АИ-08/5988, 14.07.2017 N АИ-08/7202, от 17.07.2017 N АИ-08/7343, от 08.09.2017 N АИ-08/9830, от 12.02.2018 N СП-08/1085.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Технопром" (далее - ООО "Технопром"), общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ООО "Терминал").
Решением от 28.08.2018 Арбитражный суд Нижегородской области заявленное Таможней требование удовлетворил.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что суд неправомерно не применил пункт 2 статьи 12 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Считает, что поскольку товары не прошли процедуру выпуска, Управление не вправе ими распоряжаться. Заявитель жалобы обратил внимание на то, что Таможня не представила документы, относящиеся к товарам, перечисленным в уведомлениях.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Таможни в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Технопром" и ООО "Терминал" отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления, ООО "Технопром" и ООО "Терминал".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Деятельность владельцев складов временного хранения регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 189 Федерального закона N 311-ФЗ таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, и документы на эти товары по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 145 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Задержанные товары и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, изымаются таможенными органами не позднее дня, следующего за днем истечения сроков временного хранения, или иных сроков, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза для осуществления вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их таможенного декларирования либо совершения иных действий, предусмотренных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 Таможенного кодекса Таможенного союза, на основании протокола о задержании, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 189 Федерального закона N 311-ФЗ).
В силу части 1 статьи 190 Федерального закона N 311-ФЗ, распоряжение задержанными товарами, товарами, изъятыми таможенными органами в соответствии со статьей 168 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.
Таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных или изъятых товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении сроков их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного согласно части 6 настоящей статьи расчета причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин, налогов. В случае, если задержанные или изъятые товары являются скоропортящимися, уведомление направляется в день задержания или изъятия товаров, в том числе возможными средствами оперативной связи, включая передачу информации в электронном виде, с указанием, что данные товары являются скоропортящимися. Об истечении сроков хранения задержанных или изъятых товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров или их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены, или лицо, у которого изъяты товары (пункт 7 статьи 190 Федерального закона N 311-ФЗ).
Таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу (часть 8 статьи 190 Федерального закона N 311-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом является Росимущество, соответствующие правомочия которого на защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации предусмотрены в Положении "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (пункт 1).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 N 405 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" в число полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом входит:
- учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- организация проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- организация реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- уничтожение либо переработка (утилизация) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организация уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Статьей 168 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавший в рассматриваемый период) предусмотрено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения (далее - СВХ) и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в законную силу с 01.01.2018, реализация, использование или уничтожение задержанных товаров, сроки хранения которых истекли, осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары.
С 01.01.2018 денежные средства, вырученные от реализации товаров, срок хранения на складе временного хранения которых истек, должны перечисляться в федеральный бюджет Росимуществом.
Как следует из оспариваемых решений, фактически отказывая в принятии задержанных товаров, Росимущество указывает на отсутствие у таможенного органа сертификатов соответствия, декларации соответствия на товары.
Согласно статье 210 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшей в спорный период) товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: 1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; 2) соблюдения запретов и ограничений; 3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В силу статьи 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, кроме перечисленного, одним из условий является и соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
Имущество, подлежащее передаче Росимуществу, имеет статус задержанного и не востребованного, при этом не находящееся в свободном обращении без ограничений их использования и распоряжения.
Это имущество изначально не имело разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании чего товары задержаны и изъяты таможенным органом.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в период с 2017 года по настоящее время вышеперечисленное имущество хранится на складе временного хранения ООО "Технопром" и ООО "Терминал", срок хранения имущества истек, в связи с чем данные товары должны быть переданы Управлению.
Как пояснило ООО "Технопром" отзывом на заявление, а также в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, услуги временного хранения являются платными, в связи с чем, при отказе Росимущества от принятия товара, срок хранения на которые истек, ООО "Технопром" несет убытки.
Отказ Управления в принятии товаров, срок хранения которых на СВХ истек, нарушает права таможенного органа в экономической сфере, к которому возможно предъявление исков третьих лиц о взысканию сумм в связи с хранением невостребованных товаров на складах временного хранения по истечении установленного срока.
Исследовав представленные в материалы дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, оспариваемые решения, формализованные в письмах от 14.06.2017 N АИ-08/5988, от 14.07.2017 N АИ-08/7202, от 17.07.2017 N АИ-08/7343, от 08.09.2017 N АИ-08/9830, от 12.02.2018 N СП-08/1085, вынесены с нарушением норм законодательства.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Управление в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу предпринять все необходимые действия по принятию от Нижегородской таможни товаров, задержанных при проведении таможенного контроля и сроки хранения которых на складах временного хранения истекли, перечисленные в уведомлениях о предстоящей передаче задержанных товаров от 30.05.2017 N 1, от 01.06.2017 N 4, от 01.06.2017 N 5, от 05.06.2017 N 6, от 20.06.2017 N 8, от 26.06.2017 N 9, от 30.06.2017 N 10, от 11.08.2017 N 11, от 11.08.2017 N 12, от 26.01.2018 N 1.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.08.2018 по делу N А43-14674/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14674/2018
Истец: Нижегородская таможня
Ответчик: ТУ ФАУГИ в Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Терминал", ООО "Технопром", ООО СВХ "Терминал", ООО СВХ "Технопром"