г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А56-110185/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от заявителя: Воробьева И.Б.по доверенности от 01.02.2017, Яровая Е.Б. по доверенности от 01.02.2017
от заинтересованного лица: Антиперович С.А. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35303/2018) МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2018 по делу N А56-110185/2018 (судья В.В. Захаров), принятое
по заявлению ООО "МЮЛЬХАН МОРФЛОТ"
к МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мюльхан Морфлот" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2018 N 431 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.11.2018 постановление Инспекции от 28.08.2018 N 431 изменено в части назначения наказания, размер назначенного административного штрафа снижен до 150 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговый орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае не имеется оснований для снижения назначенного административного штрафа, кроме того, судом при снижении штрафа до 150 000 руб. не учтены положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым штраф не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Обществом (субсубподрядчик) и нерезидентом - филиалом Общества с ограниченной ответственностью "МЕГА ЯПЫ ИНШААТ ВЕ ТИДЖАРЕТ ЛИМИТЕД ШИРКЕТИ" (Турция) (субподрядчик) заключен договор субподряда N 1 от 22.06.2015 (далее - Договор) о выполнении Обществом работ по окраске металлоконструкций. Согласно условиям дополнительного соглашения N2 от 16.10.2015 к Договору, субподрядчик оплачивает субсубподрядчику выполненные работы на основании акта выполненных работ в течении 60 дней после согласования и подписания акта выполненных работ. По результатам выполненных работ между сторонами подписан акт N 48 от 07.11.2016; в соответствии с условиями дополнительного соглашения оплата по Договору должна была быть зачислена на банковский счет Общества в уполномоченном банке не позднее 06.01.2017.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства, проведенной на основании решения руководителя Инспекции от 25.07.2018, в рамках осуществления валютного контроля в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон N 173- ФЗ), выявлено нарушение Обществом установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Закона N173-ФЗ срока получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а именно - поступление денежных средств на банковский счет Общества произошло 02.02.2018 (платежное поручение N 35 от 08.02.2018), то есть с нарушением установленного Договором срока на 398 дней. Результаты проверки зафиксированы Актом от 25.07.2018 N54.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол от 25.07.2018 N 780520180725009701. Действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол и иные материалы проверки, начальник Инспекции вынес постановление от 28.08.2018 N 431, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 595 202,95 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Механизм валютного контроля в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности, права и обязанности их должностных лиц закреплены в статьях 22 и 23 Закона N 173-ФЗ.
В силу части 4 статьи 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Установив, что Обществом не выполнены требования статьи 19 Закона N 173-ФЗ по исполнению обязанности обеспечить своевременное получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств, причитающихся по условиям договора субподряда, суд пришел к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вступая в правоотношения, Общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае, обязанности, установленной пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требования закона.
Таким образом, апелляционная инстанция находит доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Суд первой инстанции установил основания для назначения административного штрафа в размере ниже минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, и применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Снижение штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется им в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
В данном случае суд, приняв во внимание предпринятые Обществом меры по взысканию с субподрядчика-нерезидента задолженности по Договору, фактическое исполнение обязательств Общества по получению причитающихся ему денежных средств, отсрочку исполнения субподрядчиком обязанности по оплате работ, посчитал возможным снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 150 000 рублей.
Вместе с тем, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция части 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств.
На дату привлечения Общества к административной ответственности - 28.08.2018 - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляла 7,25 %, в связи с чем минимальный размер штрафа за совершение правонарушения составил 431 522,14 руб. из расчета 2 243 227,20 398
1/150
7.25%. Налоговым органом при расчете штрафа необоснованно применена 10% ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначенный Обществу административный штраф подлежит снижению до 215 761,07 руб., что составляет половину минимального размера административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Назначение Обществу наказания в указанном размере с учетом части 1 статьи 3.1 КоАП РФ и применительно к обстоятельствам настоящего дела отвечает целям административной ответственности, а также конституционным принципам справедливости и соразмерности совершенному правонарушению. Иное из материалов дела не следует и заявителем не доказано.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2018 по делу N А56-110185/2018 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Изменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу от 28.08.2018 N 431 в части назначения наказания, снизив размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Мюльхан Морфлот" административного штрафа до 215 761, 07 руб.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110185/2018
Истец: ООО "МЮЛЬХАН МОРФЛОТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ