г. Ессентуки |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А63-15741/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в порядке упрощенного производства,
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макаряна Андроника Сержиковича на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2018 по делу N А63-15741/2018 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Макаряна Андроника Сержиковича (пос. Свободы, ОГРНИП 314265110700312, ИНН 263207259489)
к Минераловодской таможне (г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601456459)
о признании незаконным постановления от 03.08.2018 N 10802000-860/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Макаряна Андроника Сержиковича - представитель Пожидаева С.Г., по доверенности от 23.10.2018,
в отсутствие представителя Минераловодской таможни,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Макарян Андроник Сержикович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным постановления Минераловодской таможни (далее - Таможни) от 03.08.2018 N 10802000-860/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения вида административного наказания. Просит также признать незаконным действие руководителя Таможни в части принятия постановления от 03.08.2018 N 10802000-860/2018. Заменить административный штраф на предупреждение.
Определением суда от 29.08.2018 заявление Предпринимателя принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда (резолютивная часть) от 29.10.2018 Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 20000р.
Мотивированное решение по делу не изготовлено.
Не согласившись с принятым решением суда, Предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление Таможни от 03.08.2018 N 10802000-860/2018.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Таможня возражает по существу доводов Предпринимателя, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Предпринимателя не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя Таможни.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Таможни.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок для формирования позиции по ранее заявленному ходатайству о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Из содержания определения от 25.12.2018 о принятии апелляционной жалобы к производству усматривается, что вопрос об уважительности причин пропуска процессуального срока на стадии принятия жалобы не был разрешен, в связи с чем данный вопрос подлежит проверке в настоящем судебном заседании.
Рассмотрев доводы Предпринимателя, изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности признать уважительными причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы, восстановить Предпринимателю пропущенный процессуальный срок обжалования решения суда.
Представитель Предпринимателя пояснил, что для объективного рассмотрения дела необходимо участие в судебном заседании представителя Таможни. Повторно заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела на другой срок для обеспечения явки представителя Таможни в судебное заседание.
Протокольным определением суда в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказано, поскольку отсутствуют основания предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его удовлетворения. Явка представителя Таможни в судебное заседание необязательна. Таможня выразила свою позицию по делу в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в адрес Таможни от Предпринимателя на бумажном носителе по почте заказным письмом представлена статистическая форма учета перемещения товаров согласно приложению N 1 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Данная статистическая форма (системный номер 12001806011-14331036) представлена в Таможню вышеуказанным способом 19.06.2018 зарегистрирована под номером 10802040/220618/С602055 (т.1, л.д. 58).
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10802040/220618/С602055, Предприниматель во исполнение договора от 09.01.2018 N 1 (т.1, л.д. 64-66), отправил в Республику Беларусь товар - полупальто женское из мутона, покупатель ИП Шнып А.С., адрес: Республика Беларусь, г. Минск, ул. В. Голубка, д.10, кв. 129). Отчетный период - январь 2018 года.
Таможней установлено, что статистическая форма, содержащая сведения об экспортно-импортных операциях за январь 2018 года, представлена в таможенный орган с нарушением определенного нормативными правовыми актами срока.
Данные обстоятельства, по мнению Таможни, свидетельствуют о нарушении Предпринимателем положений Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), действовавших на момент совершения правонарушения, Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила).
Допущенное Предпринимателем нарушение квалифицировано Таможней по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
22.06.2018 в отношении Предпринимателя составлен протокол N 10802000-860/2018 (т.1, л.д. 50-56) и 03.08.2018 принято постановление о привлечении Предпринимателя к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000р (т. 1 л.д. 111-120). О времени и месте вынесения постановления заявитель извещен надлежащим образом (т. 1 л.д. 94, 99, 100).
Не согласившись с постановлением Таможни от 03.08.2018, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Предпринимателя, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В функции (обязанности) таможенных органов входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (пункт 3 части 1 статьи 12 Закона N 311-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 311-ФЗ, российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, статистическая форма учета перемещения товаров и правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения. Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 5 Правил).
В пункте 6 Правил установлено, что статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, статистическая форма, содержащая сведения об экспортно-импортных операциях за январь 2018 года, должна быть представлена Предпринимателем в таможенный орган не позднее 12.02.2018. Однако статистическая форма N 10802040/220618/С602055 (12001806011-14331036) представлена в Таможню вышеуказанным способом 19.06.2018, то есть данная статистическая форма представлена с нарушением срока.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 10 Правил).
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Представление статистической формы с нарушением установленного срока подтверждено материалами дела и фактически не оспаривается Предпринимателем.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Предприниматель предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований Правил, в материалы дела не представлено. В данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля Предпринимателя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
В рассматриваемом случае нарушение срока представления статистического отчета составило более 3-х месяцев.
Выполняя требования таможенного законодательства, Предприниматель, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, принял все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕЭС.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Вменяемое правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением Предпринимателя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленным на своевременное представление достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных правом ЕАЭС, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задач и функций, влечет искажение статистики торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Исходя из обстоятельств дела, характера охраняемых общественных отношений и степени его общественной опасности, суд апелляционной инстанции не усматривает наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ. Возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Наличие у Предпринимателя статуса субъекта малого предпринимательства не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
Аргументы относительно наличия у Предпринимателя кредитных обязательств, семейное положение, нахождение на иждивении престарелых родителей и детей, наличие 3 группы инвалидности сами по себе не являются основанием для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют и Предпринимателем не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф (20000р). Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Предпринимателя необратимые последствия.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20000р назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 20000р с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует тяжести совершенного Предпринимателем правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения Предпринимателя к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Действия должностного лица Таможни принявшего постановление от 03.08.2018 N 10802000-860/2018 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности законны и обоснованы.
Срок давности привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Довод Предпринимателя о совершении одного правонарушения, вместо 22, подлежит отклонению, поскольку несвоевременное представление Предпринимателем в таможенный орган нескольких статистических форм, по отгрузкам в рамках разных контрактов (договоров), заключенных в разные периоды и с разными контрагентами, и по разным отчетным месяцам, указывает на наличие самостоятельных событий административных правонарушений по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России (дела об административных правонарушениях N N 10802000-849/2018, 10802000-850/2018, 10802000- 851/2018, 10802000-852/2018, 10802000-853/2018, 10802000-854/2018, 10802000- 855/2018, 10802000-856/2018, 10802000-857/2018, 10802000-858/2018, 10802000- 859/2018, 10802000-860/2018, 10802000-861/2018, 10802000-862/2018, 10802000- 863/2018, 10802000-864/2018, 10802000-865/2018, 10802000-866/2018, 10802000- 867/2018, 10802000-868/2018, 10802000-869/2018 и 10802000-870/2018).
Довод Предпринимателя об отсутствии возможности участвовать в судебном заседании суда первой инстанции и заявить ходатайство об объединении его заявлений о признании незаконными и отмене 22 постановлений Таможни по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку в Арбитражный суд Ставропольского края поступило 22 отдельных заявления Предпринимателя об оспаривании постановлений Таможни (дела об административных правонарушениях N N 10802000-849/2018, 10802000-850/2018, 10802000- 851/2018, 10802000-852/2018, 10802000-853/2018, 10802000-854/2018, 10802000- 855/2018, 10802000-856/2018, 10802000-857/2018, 10802000-858/2018, 10802000- 859/2018, 10802000-860/2018, 10802000-861/2018, 10802000-862/2018, 10802000- 863/2018, 10802000-864/2018, 10802000-865/2018, 10802000-866/2018, 10802000- 867/2018, 10802000-868/2018, 10802000-869/2018 и 10802000-870/2018).
Заявление Предпринимателя по настоящему делу не содержит ходатайство (заявление) об объединении с заявлениями Предпринимателя при оспаривании постановлений Таможни по названным административным делам.
Заявление Предпринимателя принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, что предусматривает рассмотрение дела без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 АПК РФ не проводится. Суд первой инстанции обоснованно, по правилам пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал Предпринимателя надлежаще извещенным о начавшемся судебном процессе.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2018 по делу N А63-15741/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15741/2018
Истец: Маракян Андроник Сержикович
Ответчик: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Отделение почты, МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ, Пожидаева Светлана Геннадьевна