Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2019 г. N Ф04-1916/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А46-14830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16885/2018) общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2018 по делу N А46-14830/2018 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" (ИНН 7728640182, ОГРН 1077762940331) к Омской таможне о признании незаконным и отмене решения N 106100008/210/060318/Т00001/001 от 06.03.2018,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" - Ступин Е.И. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 01-282/ю-д от 01.04.2018 сроком действия по 31.03.2019);
от Омской таможни - Жаборовская А.А. (личность подтверждена удостоверением, по доверенности N 05-39/53 от 04.10.2018 сроком действия по 31.12.20019),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" (далее - заявитель, ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлениями к Омской таможне (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 06.03.2018 N 106100008/210/060318/Т00001/001 в части не предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении продекларированных товаров с применением таможенной процедуры "экспорт" по декларациям на товар в период с 17.01.2017 по 12.09.2017. В качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать Омскую таможню произвести возврат необоснованно взысканного таможенного платежа на основании оспариваемого решения за период с 17.01.2017 по 12.09.2017 в сумме 7 219 726, 79 руб., а также пени за несвоевременную уплату таможенных платежей за указанный период в размере 623 030 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.12.2018 по делу N А46-14830/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что судом сделан ошибочный вывод о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не принято во внимание, что Общество обращалось в вышестоящие таможенные органы с жалобами в срок установленный статьей 40 Закона о таможенном регулировании. В связи с чем считает, что предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок не пропущен, поскольку должен исчисляться с момента получения Обществом копии решения Федеральной таможенной службы России.
Также податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о неприменении телетайпограмм ФТС таможенными органами, поскольку в сложившейся ситуации правовой неопределенности в связи с отсутствием утвержденных индикативных балансов в срок до 31.12.2016 (статья 3 Соглашения), таможенные органы и участники ВЭД руководствовались положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (пункт 3 статьи 28 Договора), а также телетайпограммой ФТС от 23.12.2014 N ТФ-1106, в которой таможенным органам поручено руководствоваться телетайпограммой от 18.3.2011 N ТФ-225.
Общество обращает внимание, что судом не принят к рассмотрению факт отсутствия доказательств, подтверждающих возврат (зачет) таможенными органами излишне уплаченных таможенных пошлин за товары, вывезенных из РФ в Киргизию участниками ВЭД до 18.09.2017, объем и номенклатура которых с 18.09.2017 включена в индикативные балансы на 2017 год.
Податель жалобы считает, что распространение действия утвержденных лишь в сентябре 2017 года индикативных балансов на товары, экспортированные из РФ до сентября 2017 года, не соответствуют нормам законодательства. По мнению Общества, в связи с отсутствием утвержденных в предписанный срок индикативных балансов, участниками ВЭД и таможенными органами подлежали применению нормы международного договора, а именно, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (23.12.2014 к Договору присоединилась Киргизская Республика).
Оспаривая доводы подателя жалобы, Омская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Омской таможни возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" на Омский таможенный пост (центр электронного декларирования) с целью таможенного декларирования товаров: нефтепродуктов (масла и смазки общепромышленного назначения) подано 163 декларации на товары (далее - ДТ) N N 10610080/170117/0000746, 10610080/180117/0000763, 10610080/180117/0000766, 10610080/190117/0000809, 10610080/190117/0000836, 10610080/190117/0000853, 10610080/210117/0000926, 10610080/230117/0001037, 10610080/310117/0001556, 10610080/080217/0002037, 10610080/160217/0002588, 10610080/170217/0002629, 10610080/170217/0002667, 10610080/170217/0002672, 10610080/220217/0002990, 10610080/230217/0003033, 10610080/230217/0003081, 10610080/280217/0003410, 10610080/280317/0005011, 10610080/110417/0005962, 10610080/190417/0006534, 10610080/210417/0006791, 10610080/270217/0003302, 10610080/230317/0004760, 10610080/290317/0005086, 10610080/110417/0006030, 10610080/200417/0006662, 10610080/210417/0006794, 10610080/230217/0003069, 10610080/270217/0003319, 10610080/250317/0004873, 10610080/070417/0005769, 10610080/180417/0006480, 10610080/210417/0006785, 10610080/220417/0006861, 10610080/220417/0006878, 10610080/220417/0006879, 10610080/230417/0006937, 10610080/260417/0007077, 10610080/260417/0007086, 10610080/260417/0007137, 10610080/280417/0007324, 10610080/280417/0007325, 10610080/290417/0007330, 10610080/290417/0007336, 10610080/300417/0007405, 10610080/300417/0007414, 10610080/050517/0007737, 10610080/100517/0007998, 10610080/120517/0008140, 10610080/170517/0008417, 10610080/190517/0008600, 10610080/190517/0008651, 10610080/200517/0008708, 10610080/200517/0008718, 10610080/210517/0008765, 10610080/230517/0008909, 10610080/230517/0008911, 10610080/240517/0008913, 10610080/240517/0008945, 10610080/280517/0009241, 10610080/280517/0009272, 10610080/290517/0009289, 10610080/300517/0009355, 10610080/300517/0009430, 10610080/310517/0009444, 10610080/310517/0009446, 10610080/310517/0009523, 10610080/040617/0009734, 10610080/050617/0009741, 10610080/110617/0010186, 10610080/120617/0010220, 10610080/140617/0010412, 10610080/170617/0010595, 10610080/180617/0010674, 10610080/190617/0010735, 10610080/210617/0010871, 10610080/270617/0011174, 10610080/270617/0011175, 10610080/270617/0011187, 10610080/270617/0011229, 10610080/280617/0011230, 10610080/300617/0011499, 10610080/060717/0011727, 10610080/090717/0011976, 10610080/210717/0012738, 10610080/210717/0012762, 10610080/230717/0012810, 10610080/260717/0012963, 10610080/270717/0013069, 10610080/280717/0013119, 10610080/280717/0013130, 10610080/280717/0013131, 10610080/280717/0013150, 10610080/290717/0013236, 10610080/290717/0013243, 10610080/290717/0013244, 10610080/300717/0013262, 10610080/300717/0013264, 10610080/300717/0013268, 10610080/310717/0013331, 10610080/310717/0013332, 10610080/020817/0013468, 10610080/040817/0013549, 10610080/200817/0014554, 10610080/210817/0014588, 10610080/230817/0014746, 10610080/250817/0014809, 10610080/260817/0014913, 10610080/260817/0014914, 10610080/260817/0014915, 10610080/270817/0014934, 10610080/310817/0015155, 10610080/310817/0015227, 10610080/310817/0015239, 10610080/020917/0015383, 10610080/130917/0016034, 10610080/130917/0016035, 10610080/130917/0016037, 10610080/140917/0016067, 10610080/140917/0016075, 10610080/150917/0016167, 10610080/160917/0016267, 10610080/190917/0016433, 10610080/200917/0016502, 10610080/200917/0016560, 10610080/230917/0016729, 10610080/230917/0016777, 10610080/240917/0016781, 10610080/240917/0016782, 10610080/240917/0016813, 10610080/280917/0017057, 10610080/300917/0017258, 10610080/300917/0017276, 10610080/081017/0017806, 10610080/081017/0017807, 10610080/091017/0017837, 10610080/091017/0017838, 10610080/101017/0017937, 10610080/181017/0018447, 10610080/191017/0018525, 10610080/201017/0018603, 10610080/201017/0018684, 10610080/221017/0018749, 10610080/231017/0018753, 10610080/231017/0018754, 10610080/311017/0019368, 10610080/311017/0019397, 10610080/051117/0019705, 10610080/111117/0020081, 10610080/131117/0020162, 10610080/131117/0020176, 10610080/151117/0020317, 10610080/151117/0020318, 10610080/161117/0020409, 10610080/161117/0020413, 10610080/181117/0020584, 10610080/191117/0020624, 10610080/241117/0020942, 10610080/241117/0021045, 10610080/251117/0021088, 10610080/301117/0021362, 10610080/011217/0021541, с целью помещения под таможенную процедуру - экспорт (ЭК 10), страна назначения Киргизия.
Поставка товаров осуществлена в соответствии с заключенными внешнеэкономическими контрактами:
- от 24.11.2014 N СМ-14/01100/234/Д, от 05.12.2015 N СМ-15/01100/262/Д между ООО "Газпромнефть-смазочные материалы" (Продавец, Россия) и ОСОО "СИНТЭКО" (Покупатель, Киргизская Республика);
- от 05.12.2015 N СМ-15/01100/266/Д, от 05.12.2015 N СМ-15/01100/270/Д между ООО "Газпромнефть-смазочные материалы" (Продавец, Россия) и ОСОО "ЮНИОИЛ" (Покупатель, Киргизская Республика);
- от 08.12.2015 N СМ-15/01100/278/Д, от 08.12.2015 N СМ-15/01100/280/Д между ООО "Газпромнефть-смазочные материалы" (Продавец, Россия) и ОСОО "ПРИМЭКС" (Покупатель, Киргизская Республика).
Декларантом при таможенном декларировании товаров в ДТ указаны следующие сведения:
- в графе 31 "Грузовые места и описание товаров": масло, общепромышленного назначения, масло моторное; масло трансмиссионное; масло индустриальное; масло для промывки двигателей, масло гидравлическое, масло турбинное, масло компрессорное, масло осевое для зимнего периода; смазка антифрикционная, смазка общепромышленного назначения, смазка пластичная для шарниров;
- в графе 33 "Код товара" коды в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС): 2710 19 820 0, 2710 19 840 0, 2710 19 880 0, 2710 19 980 0;
- в графе 36 "Преференция" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, (далее - Решение), указано: ОСПЫ-----освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции в отношении товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации и освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства-участники Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, а также в государства, образующие вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, если, такое освобождение предусмотрено международными договорами;
- в графе 44 "Дополнительная информация. Представленные документы": в качестве документов, дающих право на освобождение от вывозной таможенной пошлины, под кодом 07011 указаны следующие документы: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 311-ФЗ (ПП. 25 П. 1 СТ. 131) ОТ 27.11.2010 1010; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 529 ОТ 01.07.2011 1010; ДОГОВОР "О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ" П.1 СТ. 2 ОТ 18.10.2011 3040; ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Б/Н ОТ 29.05.2014 3040.
- в графе 47 "Исчисление платежей" в соответствии с Классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденных Решением, под кодами 1010 "Таможенные сборы за совершение таможенных операций", 3040 "Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти" исчислены таможенные сборы и пошлины. В колонке "СП" указан код "УН", который означает условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза.
Выпуск товаров осуществлен в соответствии с заявленной таможенной процедурой в день подачи деклараций на товары с предоставлением льготы по уплате вывозной таможенной пошлины.
В период с 25.01.2018 по 06.03.2018 Омской таможней в отношении Общества проведена камеральная таможенная проверка по вопросу контроля правомерности предоставления льготы по уплате таможенных платежей. Результаты камеральной таможенной проверки отражены в Акте камеральной таможенной проверки от 06.03.2018 N 10610000/210/060317/А000001.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что решения Омского таможенного поста (центра электронного декларирования) о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, в отношении товаров, продекларированных по контролируемым декларациям на товары, не соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а сведения, заявленные Обществом в графе 47 о коде особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, являются недостоверными.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 06.03.2018 N 10610000/210/060318/А000001 Омской таможней принято решение N 10610000/210/060318/Т000001/001 о непредоставлении льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, сведения о которых заявлены в вышеуказанных ДТ.
С учетом принятого решения о непредоставлении льготы по уплате таможенных платежей от 06.03.2018 N 10610000/210/060318/Т000001/001 Обществу начислена вывозная таможенная пошлина в размере 10 157 240 руб.59 коп. и пени за просрочку уплаты таможенной пошлины в размере 740 039 руб. 46 коп., которые оплачены декларантом платежными поручениями от 14.03.2018 N1790,1791.
Полагая, что решение Омской таможни не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы Общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
13.12.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать таможенный орган, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на Общество.
В рассматриваемом случае ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" заявлено требование о признании незаконным решения от 06.03.2018 N 106100008/210/060318/Т00001/001 в части не предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении продекларированных товаров с применением таможенной процедуры экспорт по декларациям на товар в период с 17.01.2017 по 12.09.2017.
Согласно статье 122 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств-членов Таможенного союза. При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 183 ТК ТС при подаче таможенной декларации декларант обязан представлять таможенному органу документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей.
В статье 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция) в графе 36 по каждому виду таможенного платежа указывается соответствующий код в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республикой 06.06.2016 подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение), которое вступило в силу 17.01.2017.
Целью Соглашения является определение условий сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику (пункт 1 статьи 1 Соглашения).
В отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины (пункт 1 статьи 5 Соглашения).
Согласно части 2 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Таким образом, из положений статьи 5 Соглашения следует, что условиями для начисления таможенных пошлин является следующее:
- наличие индикативных балансов, предусматривающих объем и номенклатуру внутреннего потребления поставок нефти и нефтепродуктов;
- товары вывозятся из Российской Федерации в Киргизскую Республику сверх указанных в индикативных балансах объемов;
- вывозимые товары не поименованы в индикативных балансах.
В соответствии со статьей 3 Соглашения компетентные органы Сторон до 31 декабря текущего календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на следующий календарный год и утверждают по ним индикативные балансы на следующий календарный год, учитывающие рост экономики Киргизской Республики (далее - Индикативные балансы).
Согласно статье 2 Соглашения координацию деятельности по Соглашению и контроль его исполнения осуществляют компетентные органы: от Российской Стороны - Министерство энергетики Российской Федерации; от Киргизской Стороны - Министерство экономики Киргизской Республики. При этом Федеральная таможенная служба и подчиненные таможенные органы являются органами государственной власти, к функциям которых относится, в том числе непосредственное исполнение положений Соглашения.
12.09.2017 Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение. Статьей 2 Протокола определен порядок его вступления в силу. Так, данный протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Стороны начинают временно применять положения с учетом изменения, внесенного Протоколом, по истечении 30 дней с даты подписания настоящего Протокола. Таким образом, положения Соглашения в редакции Протокола подлежали применению с 12.10.2017.
Согласно статье 1 Протокола статья 3 Соглашения редактирована и применяется в новой редакции: "Компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год. Уточнение индикативных балансов на каждый календарный год может осуществляться до 15 ноября текущего года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики".
Индикативные балансы доведены до сведения таможенных органов письмами Минэнерго России от 18.09.2017 N КМ-10284/06, от 28.11.2017 N КМ-13351/06 "О беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017 году".
В соответствии с Индикативными балансами в 2017 году установлены объемы для следующих наименований товаров: нефть сырая (код ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00), бензин автомобильный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, 2710 12 419 0, 2710 12 450 0, 2710 12 490), топливо дизельное (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, 2710 19 426 0, 2710 19 429 0, 2710 19 460 0,2710 19 480 0), топливо для реактивных двигателей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 210 0).
Вместе с тем, приведенные в индикативных балансах наименование и коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС не соответствуют наименованиям и кодам товаров, заявленным Обществом в контролируемых декларациях на товары (масло и смазка, коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, 2710 19 880 0, 2710 19 840 0, 2710 19 880 0), соответственно на них не распространяется освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Довод заявителя, заявлявшиеся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии надлежащей публикации Индикативных балансов и их неприменимости к правоотношениям сторон отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом о международных договорах в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о вступлении в силу международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, опубликовываются в порядке, предусмотренном статье 30 Федерального закона N 101-ФЗ.
В пункте 2.1 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ закреплено, что международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Федерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Соглашение вступило в законную силу 17.01.2017 в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения и официально опубликовано в Бюллетене международных договоров. 2017. N 5. с. 19 - 22, официальном интернет-портале правовой информации, Собрании законодательства Российской Федерации от 06.03.2017 N 10. ст. 1425.
Кроме этого, 13.04.2016 на официальном интернет-портале правовой информации в Собрании законодательства Российской Федерации от 18.04.2016 N 16, ст. 2260 опубликован текст распоряжения Правительства Российской Федерации 09.04.2016 N 632-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов", содержащий текст Соглашения.
29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации, 02.01.2017 в Собрании законодательства Российской Федерации N 1 (часть I) ст. 20, 09.01.2017 в Российской газете N 1 опубликован текст Федерального закона от 28.01.2016 N479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 и ратифицировал Соглашение. Согласно пункту "б" статьи 2 Федерального закона N101-ФЗ ратификация означает форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для неё международного договора.
Согласно информации, размещенной на "Официальном интернет-портале правовой информации", Протокол был опубликован 11.10.2017. Информация о подписании уполномоченными органами Сторон Соглашения от 06.06.2016 Протокола была размещена 12.09.2017 на официальном сайте Минэнерго России.
Исходя из изложенного, публикация Соглашения и Протокола в официальных источниках и на официальных сайтах и свидетельствует о соответствующем информировании всех заинтересованных лиц о порядке и особенностях беспошлинного вывоза из Российской Федерации в Киргизскую Республику нефти и нефтепродуктов в объемах, утвержденных индикативными балансами.
Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, специализирующимся на поставках нефтепродуктов, Общество имело возможность ознакомиться и должно было знать, что с 17.01.2017 вопросы беспошлинного вывоза нефти и нефтепродуктов из России в Киргизию регулируются Соглашением, а также, что беспошлинному вывозу подлежат только нефть и нефтепродукты, предусмотренные Индикативными балансами в согласованных сторонами объемах и номенклатуре, исходя из потребностей Киргизской Республики.
Довод Общества о том, что в отсутствие предусмотренных Соглашением от 06.06.2016 индикативных балансов применению подлежали телетайпограммы ФТС России от 18.03.2011 N ТФ - 225, от 23.12.2014 N ТФ - 1106 не принимается судом апелляционной инстанции, т.к. телетайпограммы, не являются нормативными актами, которые могут освобождать от уплаты вывозных таможенных пошлин, а носят рекомендательный характер.
При этом Соглашение в редакции Протокола является международным межправительственным договором Российской Федерации с Киргизской Республикой.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, с момента принятия Соглашения правоотношения в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику стали регулироваться исключительно им, а не телетайпограммами ФТС России, разъясняющими вопросы поставок нефти и нефтепродуктов в Киргизскую Республику в отсутствие четкого нормативного урегулирования в данной сфере правоотношений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией таможенного органа, поддержанной также судом первой инстанции о том, что если объем конкретного товара в индикативном балансе не установлен, сам товар в нем не поименован, оснований для распространения освобождения от уплаты пошлины не имеется, в связи с чем, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Обществом пропущен срок на оспаривание решения от 06.03.2018 N 106100008/210/060318/Т00001/001.
В соответствии с положениями части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление в суд об оспаривании решения органа публичной власти может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов предоставлено в равной мере лицам, как избравшим административный способ обжалования в вышестоящий таможенный орган, так и обратившимся непосредственно в суд (часть 2 статьи 37, часть 8 статьи 48 Закона о таможенном регулировании). Поскольку лицо, избравшее административный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту, период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, в том числе, если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок обращения в суд.
В качестве основания для восстановления пропущенного срока ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" ссылается на факт обжалования решения Омской таможни в вышестоящие таможенные органы. Однако указанное обстоятельство не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, так как за вычетом периода времени, использованного Обществом на административную процедуру обжалования решения таможенного органа, последним днем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого решения являлось 18.08.2018. Вместе с тем, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением лишь 27.08.2018.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отказа ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2018 по делу N А46-14830/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14830/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
Ответчик: Омская таможня, Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление Омская таможня