г. Пермь |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А60-43679/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Управляющая компания "Пассажирские транспортные перевозки",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 октября 2018 года,
принятое судьей И.В. Горбашовой
по делу N А60-43679/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания "Пассажирские транспортные перевозки" (ОГРН 1069612017859, ИНН 6612019584)
к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (ОГРН 1026600933721, ИНН 6612001428)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания "Пассажирские транспортные перевозки" (далее - заявитель, ОАО "Управляющая компания "Пассажирские транспортные Перевозки") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - ответчик), который не передал в аренду заявителю земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200341:20, ранее выделенный под здание тяговой подстанции N 5, принадлежащей заявителю на праве собственности и расположенной по адресу: г. Каменск-Уральский, пересечение улиц Каменская-Челябинская; о возложении на ответчика обязанности передать земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200341:20 в аренду заявителю (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 19.10.2018 (резолютивная часть от 15.10.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 19.10.2018 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200341:20 являются установленными, просит решение суда отменить.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что требование о выделении земельного участка в аренду ответчиком исполнено в полном объеме после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения в связи с заключением договора аренды земельного участка N 1/2019 от 10.01.2019.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве указывает, что заявителем были направлены только заявления о приобретении земельного участка в аренду без приложения копии документа, удостоверяющего личность и подтверждающего полномочия на подачу заявления. Обращения заявителя не являются надлежащими и не подлежали рассмотрению.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2015 по делу А60-42594/2015 ОАО "Управляющая компания "Пассажирские транспортные Перевозки" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В ходе конкурсного производства в составе имущества ОАО "Управляющая компания "Пассажирские транспортные Перевозки" был выявлен объект недвижимости - здание тяговой подстанции N 5, расположенной по адресу: г. Каменск-Уральский, пересечение улиц Челябинская - Каменская, не который не было зарегистрировано право собственности.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, здание тяговой подстанции расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:45:0200341:20 площадью 845 кв.м.
Заявитель обратился к ответчику с письмом N 281 от 01.03.2017 с просьбой выделить земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200341:20, на котором находится тяговая подстанция N 5, в аренду.
Письмом от 15.03.2017 N 930 ответчик предложил заявителю подать через многофункциональный центр заявление с просьбой оказания муниципальной услуги - выделение земельного участка.
Письмом N 315 от 28.07.2017 заявитель просил вновь рассмотреть вопрос о выделении указанного выше земельного участка. Письмом N 3114 от 10.08.2017 заявителю отказано по основаниям отсутствия исключительного права на приобретение земельного участка, так как границы земельного участка подлежат уточнению, и отсутствует сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений на испрашиваемом участке.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании права собственности на здание тяговой подстанции N 5.
Вступившим в законную силу решением суда от 27.11.2017 по делу А60-47257/2017 исковые требования удовлетворены, суд признал право собственности ОАО "Управляющая компания "Пассажирские транспортные перевозки" на здание тяговой подстанции N 5, расположенное по адресу: г. Каменск-Уральский, пересечение улиц Каменская - Челябинская.
Письмом N 438 от 09.04.2018 заявитель обратился к ответчику с требованием о предоставлении указанного выше земельного участка собственнику здания.
Письмом от 15.05.2018 N 1705 получен ответ с предложением обратиться с заявлением по утвержденной форме и документами, предусмотренными Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Письмом N 459 от 02.07.2018 заявитель вновь обратился к ответчику с требованием выделить земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200341:20, расположенный под объектом недвижимости "Тяговая подстанция N 5", принадлежащем на праве собственности ОАО "Управляющая компания "Пассажирские транспортные Перевозки", закрепить за последним на праве аренды.
Письмом от 12.07.2018 N 2606 заявителю было предложено обратиться с заявлением по утвержденной форме и документами, предусмотренными Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", кроме того указано, что границы участка подлежат уточнению.
Полагая, что бездействие ответчика в выделении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
По смыслу указанных норм права основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 6 статьи 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в статье оснований, в том числе в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200341:20 не установлены, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал отказ ответчика, изложенный в письме N 2606 от 12.07.2018 законным, в связи, с чем отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200341:20 не установлены, следует признать неверным, поскольку из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 01.10.2018 N 66/001/041/2018-24593 указанное не следует.
Однако данный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неверного решения в связи со следующим.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 2 Приказа предписано, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению. В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" от 28.10.2015 N 220 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город каменск-уральский, на которых расположены здания, сооружения, гражданам и юридическим лицам (далее - административный регламент).
Согласно пункту 1.3.3 административного регламента от имени заявителей заявление и иные документы (информацию, сведения, данные), предусмотренные административным регламентом, могут подавать (представлять) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации выступать от имени заявителей при взаимодействии с муниципальными органами (далее - представители).
В соответствии с пунктом 2.7 административного регламента к заявлению о предоставлении в аренду земельных участков на территории муниципального образования город Каменск-Уральский, на которых расположены здания, сооружения, гражданам и юридическим лицам необходимо приложить следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя заявителя (заявителей) - физического или юридического лица;
2) копия документа, подтверждающего полномочия представителя;
3) документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;
4) документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
5) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из представленной в материалы дела переписки сторон, в частности ответов ответчика N 1705 от 15.05.2018, N 2606 от 12.07.2018, заявителю было указано на необходимость предоставления заявления по утвержденной форме и документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", а также в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом комитета по управлению имуществом г. Каменска-Уральского от 28.10.2015 N 220, а именно указанно на отсутствие документа, удостоверяющего личность представителя заявителя - юридического лица; документа, подтверждающего полномочия представителя - юридического лица.
Из доказательств, представленных суду первой инстанции, не следует, что документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, были направлены заявителем ответчику.
Определение суда апелляционной инстанции от 21.01.2019 заявителю было предложено представить доказательства соблюдения порядка обращения к ответчику с заявлениями о предоставлении земельного участка в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом комитета по управлению имуществом г. Каменска-Уральского от 28.10.2015 N 220. Требования суда апелляционной инстанции заявителем исполнены не были.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции не установлено обязательной совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия ответчика незаконным, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 19.10.2018 отмене не подлежит.
Согласно подпункту 12 пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления неимущественного характера, то есть 1 500 рублей.
Судом апелляционной инстанции отклонено ходатайство заявителя о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.07.2018 N 97, в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, так как к ходатайству заявителем не приложены документы, указанные в пункте 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: платежное поручение N 97 от 26.07.2018 с подлинной отметкой банка, подтверждающее уплату государственной пошлины, справка суда на возврат государственной пошлины.
Таким образом, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2018 года по делу N А60-43679/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Управляющая компания "Пассажирские транспортные перевозки" (ОГРН 1069612017859, ИНН 6612019584) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43679/2018
Истец: ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ"
Ответчик: "КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО"