г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А40-164463/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2018 по делу N А40-164463/18 (92-1955), принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области
к Министерству финансов Российской Федерации,
третье лицо: Федеральное казначейство,
о признании недействительным приказа,
при участии:
от истца: |
Макарова Е.Б. по дов. от 04.02.2019, Колпакова С.А. по дов. от 04.02.2019; |
от ответчика: |
Ткаченко Н.Г. по дов. от 25.07.2016; |
от третьего лица: |
Седой Е.И. по дов. от 13.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации (ответчик, Минфин России) от 09.04.2018 N 208 о бесспорном списании денежных средств из бюджета Ярославской области в Федеральный бюджет Минспорта в размере 576 202,91 руб.
Решением от 24.10.2018 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд не учел, что показатель результативности использования субсидии из федерального бюджета превысил установленный Соглашением N 293 уровень, в опровержение выводов суда заявитель привел расчеты показателей по каждому спортивному объекту, получив затем среднее арифметическое значение общего показателя результативности использования субсидии. Других доводов об обстоятельствах дела или нормах материального права, Правил предоставления субсидий (N 30), которые не были бы учтены судом первой инстанции, заявитель не привел.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерство спорта Российской Федерации и Правительство Ярославской области заключили соглашение от 20.06.2016 N 293 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта.
Предметом соглашения от 20.06.2016 N 293 являлось предоставление в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование в 2016 году по реализации мероприятий государственной программы ярославской области "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 30.05.2014 N 530-п "О государственной программе Ярославской области "Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области" на 2014 -
2020 годы".
В соответствии с п. 2 соглашения от 20.06.2016 N 293 субсидия предоставлялась при выполнении следующих условий:
- предоставление субъектом главному распорядителю средств региональной программы;
* наличие в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта по реализации региональной программы в размере 564 211,00 рублей;
* обеспечение соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта, значениям показателей результативности использования субсидии, установленным пунктам 10 и 11 соглашения от 20.06.2016 N 293.
В подпункте "б" пункта 11 Соглашения от 20.06.2016 N 293, заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Ярославской области, (далее - соглашение) установлен показатель результативности 35,8%.
В период 16.01.2018 по 24.01.2018 УФК по Ярославской области провело выездную проверку использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области в 2016 году на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации на развитие физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - Субсидии).
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 48 - 64 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт выездной проверки от 24.01.2018 (далее - Акт проверки), который в тот же день вручен должностному лицу Департамента, о чем свидетельствует штамп входящего учета документа от 24.01.2018 вх. 26 - 0193/18 и подпись.
Указанный Акт проверки с прилагаемыми к нему материалами направлены Руководителю Федерального казначейства (пункт 66 Правил N 1092) для принятия решения в соответствии с пунктом 67 Правил N 1092, то есть о наличии оснований для направления в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Руководитель Федерального казначейства на основании поступивших Акта проверки и прилагаемых к нему документов оформил и направил в Минфин России Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4117 (далее - Уведомление о БМП), которое поступило на регистрационный учет входящих документов в Минфин России 16.03.2018 (N 2-36127), согласно штампу на сопроводительном письме Федерального казначейства от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4118.
На основании Уведомления о БМП Министром финансов Российской Федерации издан оспариваемый приказ N 208.
Распорядительной частью оспариваемого приказа N 208 предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в сумме 576 202 рубля 91 копейка, рассчитанной по состоянию на 15 марта 2018 г. и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет согласно указанным реквизитам (Министерство спорта Российской Федерации).
Вводная часть приказа N 208 содержит указание на факт совершения бюджетного нарушения, в частности, на нарушение условий предоставления субсидии из федерального бюджета на софинансирование государственных программ субъекта Российской Федерации, направленной на цели развития физической культуры и спорта, предоставленной в 2016 году бюджету Ярославской области в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (приложение N 6 к Программе), в составе федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2016 N30 (далее - Программа N 30), Соглашением о предоставлении субсидии в 2016 году от 01.06.2016 N 293, и на основание для издания приказа - Уведомление о БМП от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4117.
Не согласившись с указанным приказом, Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 (на день издания приказа) и пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Согласно пункту 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министр финансов Российской Федерации издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Следовательно, издание приказа N 208 Министр финансов Российской Федерации осуществил в пределах предоставленных ему БК РФ полномочий и в надлежащей форме.
Оспариваемый приказ содержит необходимые основания для его издания -указание на факт бюджетного нарушения, нарушенные нормативные правовые акты и на Уведомление о БМП, следовательно, соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Таким образом, основанием для издания приказа Минфином России является только Уведомление о БМП. Предписания, представления, оформляемые контрольными органами в качестве отдельных мер реагирования (пункт 2 статьи 269.2, статья 270.2 БК РФ) на бюджетные нарушения, таковыми основаниями не являются, и носят профилактический характер, направлены на предупреждение совершения в дальнейшем бюджетных нарушений.
Основанием проведения плановых контрольных мероприятий в соответствии с пунктом 4 Правил N 1092 является план контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Внеплановые контрольные мероприятия в финансово - бюджетной сфере проводятся в соответствии с пунктом 5 Правил N 1092.
Правовое основание для проведения контрольных мероприятий указано в Акте проверки - приказ УФК по Ярославской области от 11.01.2018 N 17.
Из дат указанных документов, в частности: Акта проверки, Уведомления о БМП и приказа N 208, следует, что сроки их оформления и порядок принятия, установленные Правилами N 1092 и пунктами 5 и 6 статьи 306.2 БК РФ, соблюдены.
Следовательно, в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ, в ред. на момент предоставления субсидии).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Исходя из указанных норм БК РФ в их системном взаимодействии, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов бюджетных средств и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий.
Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В целях исполнения бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год в виде ассигнований федерального бюджета Минспорта России как главному распорядителю бюджетных средств на исполнение Программы N 30, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставлении и распределения субсидий из федерального бюджета (приложение N 6 к Правилам N 30, далее - Правила N 30).
С учетом указанных выше положений бюджетного и иного федерального законодательства, Правила N 30 являются обязательными к исполнению всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета. К ним также относятся муниципальные образования и их органы.
Правилами N 30 определено, что ими устанавливаются цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на соответствующие цели развития физической культуры и спорта, в том числе на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления по реализации содержащихся в муниципальных программах мероприятий по развитию физической культуры и спорта (пункт 1 Правил N 30).
Пунктом 2 Правил N 30 определены направления предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета, в частности согласно подпункту "г" пункта 2 субсидии предоставляются на закупку для спортивных школ и училищ олимпийского резерва спортивного оборудования, сертифицированного на соответствие государственным стандартам (ГОСТ Р).
Пунктом 4 Правил N 30 определены условия предоставления субсидий, которые необходимо отнести к организационным условиям, в частности: представление субъектами Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации государственных программ субъектов Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации, соответствующих целям и задачам Программы, мероприятия которых удовлетворяют условиям и требованиям Программы; наличие предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации государственной программы субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 6 Правил N 30 государственные программы субъектов Российской Федерации должны отвечать соответствующим критериям, в частности обеспечение результативности, а также социально-экономической эффективности реализации государственной программы субъекта.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются на основании соглашения, заключаемого между Минспорта России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, по форме, утвержденной Минспорта России (пункт 7 Правил N 30).
Кроме указанных условий Правил N 30, в соглашениях предусматриваются (пункт 8 Правил), в том числе размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств; значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению; реквизиты правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (подпункт "д" пункта 8 Правил N 30); сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия (подпункт "е" пункта 8 Правил N 30); обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования (Минспорта России) в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и внесению в них изменений, которые влекут изменение объемов финансирования и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на реализацию которых предоставляются субсидии (подпункт "и" пункта 8 Правил N 30), и другие условия.
Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии (пункт 11 Правил N 30).
Согласно статье 6 БК РФ (абзац двадцать первый) под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Наличие средств в бюджете Ярославкой области на реализацию мероприятий как Программы N 30, так и региональной программы по развитию физкультуры и спорта, предполагало не только само по себе наличие таких средств в бюджете области на 2016 год на соответствующие цели, но и фактическое принятие в 2016 году расходных (бюджетных) обязательств Ярославской областью по финансированию мероприятий программы в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N 184-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Исходя из указанных норм бюджетного законодательства и Правил N 30 расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются и принимаются (возникают) на основании регионального закона о бюджете конкретного региона, а также на основании заключаемых от имени субъекта Российской Федерации властями региона соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета (межбюджетные соглашения).
При этом уровни расходных обязательств за счет двух бюджетов (федерального и регионального) в окончательной форме согласуются и утверждаются сторонами в таком соглашении в виде денежных сумм, подлежащих использованию при исполнении расходных обязательств. Соответственно, суммы средств, предоставляемые за счет каждого из бюджетов (федерального и регионального), указанные в соглашении, находятся в пропорциональном соотношении и не могут быть произвольно изменены в одностороннем порядке любой из сторон соглашения.
Сам по себе термин "софинансирование" означает соучастие сторон бюджетных отношений в исполнении расходных обязательств за счет средств бюджетов, предусмотренных на конкретные цели.
Условие наличия средств в бюджете Ярославской области на осуществление мероприятий Программы предполагало также фактическое принятие в 2016 году расходных (бюджетных) обязательств Ярославской области по финансированию программных мероприятий с учетом установленного соглашением уровня софинансирования (в денежном выражении).
Наличие в Соглашении о предоставлении Субсидии конкретных показателей результативности предоставления Субсидии является тем ориентиром и экономической целью, которую субъект Российской Федерации, получая Субсидии, обязуется достигнуть именно за счет выделяемого объема средств бюджетов, как федерального, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
Пункт 43 Правил N 30 предусматривает обязательность возврата получателем средств субсидии остатков неиспользованных средств субсидии в доход федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Абзацем третьим пункта 43 Правил N 30 предусмотрено, что в случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 44 Правил N 30 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
К условиям предоставления субсидии в силу указанных положений Правил N 30 относится также условие об обязательности возврата в федеральный бюджет остатков субсидии.
Указанное условие установлено в соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).
Согласно абзацам пятому и шестому пункта 5 статьи 242 БК РФ в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме Правил N 30 необходимо учитывать также положения Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 30.09.2014 N 999, как общих для всех видов субсидий, в частности пункт 16 Правил N 999, регулирующий расчет объема средств субсидии, подлежащий возврату в связи с не достижением субъектом Российской Федерации показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии.
С учетом положений Правил N 30 с целью исполнения расходных обязательств за счет средств федерального бюджета и бюджета области между Минспорта России и Правительством Ярославской области заключено соглашение от 20.06.2016 N 293 о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование государственной программы Ярославской области "Развитие физической культуры и спорта" (утв. постановлением Правительства Ярославской области от 30.05.2014 N530-п) (далее - Соглашение N 293).
Пунктом 1 Соглашения N 293 предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональной Программы, закрепленных в приложении N 1 к Соглашению, за счет средств федерального бюджета в объеме 10 720 000 рублей и за счет средств консолидированного бюджета Ярославской области в объеме 564 211 рублей.
При этом пунктом 2.2 Соглашения N 293 предусмотрено наличие бюджетных ассигнований в бюджете Ярославской области на реализацию программных мероприятий в размере 564 211 рублей (то есть за счет собственных средств бюджета Ярославской области). За счет средств бюджетов муниципальных образований Ярославской области финансирование программных мероприятий не предусмотрено.
Указание на данные суммы бюджетных средств свидетельствует о том, что Ярославская область приняла на себя расходные обязательства в объеме 564 211 рублей.
Пунктом 2.3 Соглашения N 293 установлено, что получатель средств обеспечивает соответствие значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Субъекта, значениям показателей результативности использования Субсидии, установленным пунктами 10 и 11 Соглашения.
Пункт 8.5 Соглашения N 293 предусматривает представление отчетности главному распорядителю бюджетных средств (Минспорта России).
Пункт 8.6 Соглашения N 293 устанавливает обязательство получателя субсидии согласовывать с главным распорядителем средств внесение изменений в региональную программу (муниципальные программы), софинансируемую за счет средств федерального бюджета, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности региональной программы (муниципальных программ) и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляется субсидия.
Указанное положение Соглашения N 293 свидетельствует о том, что субъект не может в одностороннем порядке изменить объем мероприятий, показатели региональной программы, и, соответственно, объемы средств, предусмотренных на реализацию таких программных мероприятий.
Подпунктом "б" пункта 11 Соглашения N 293 установлена оценка результативности использования субсидии, согласно которой доля нового спортивного оборудования в имуществе спортивной школы или училища олимпийского резерва 35,8 %.
Пунктами 15 и 16 Соглашения N 293 установлены условия о применении мер воздействия в соответствии с пунктами 36-40 и 43 Правил (N 30) в случаях допущения нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, а также обязательство по возврату остатков средств Субсидии в федеральный бюджет.
Пункт 17 Соглашения N 293 устанавливает принудительный возврат средств остатков Субсидии в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
В соответствии с пунктом 19 Соглашения N 293 в случае нецелевого использования Субсидии и(или) нарушения Субъектом условий ее предоставления к нему применяются меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к Соглашению N 293 в 2016 году предусмотрено финансирование объектов "Государственное учреждение Ярославской области "Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике и адаптивному спорту" г. Ярославль (далее - Государственное учреждение) и Муниципальное учреждение дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 3 г. Ярославль" (далее - Муниципальное учреждение) за счет средств субсидии из федерального бюджета в объеме 10 720 тыс. рублей, бюджета Ярославской области в объеме 564,211 тыс. рублей, за счет средств муниципального образования и внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Положения пункта 8.6 Соглашения N 248 указывают на то, что Главный распорядитель средств, направляя средства федерального бюджета на финансирование мероприятий региональной программы Ярославской области, вправе контролировать и не допускать излишнее расходование средств федерального бюджета при изменении субъектом Российской Федерации количества программных мероприятий или объемов средств, используемых на реализацию мероприятий, а получатель средств субсидии обязан сообщать главному распорядителю о таких изменениях.
Таким образом, заявителю при заключении Соглашения N 248 было известно об указанных в Соглашении и Правилах N30 условиях предоставления и расходования субсидии, а также об обязательствах по возврату остатков средств субсидии в федеральный бюджет.
По результатам проверки Департаменту вменяется бюджетное нарушение в виде недостижения показателей результативности использования Субсидии при закупке спортивного оборудования.
Указанные обстоятельства нарушения Ярославской областью в лице Департамента выявлены контрольным органом, в том числе по отчетам, направленным Департаментом в Минспорта России, и отражены в Акте проверки и Уведомлении о БМП.
В частности, из Акта проверки (стр. 14 - 16) и Уведомления о БМП (стр. 3-6) следует, что при закупке спортивного оборудования для Государственного учреждения показатель "доля нового спортивного оборудования в имуществе учреждения" составил 9,2% вместо планового 35,8%, было закуплено 4 шеста и товары и оборудование для легкой атлетики на общую сумму 1 052 630 рублей, тогда как предоставлялось средств за счет двух бюджетов 11 137 740,08 рублей, из них: средства федерального бюджета - 10 580 850,08 рублей, средства бюджета Ярославской области 556 890 рублей. Остаток неиспользованных средств федерального бюджета составил 139 149,92 рублей.
По Муниципальному учреждению аналогичный показатель достиг уровня 27 %, то есть также не исполнен в полном объеме.
Расчет суммы возврата средств субсидии произведен контрольным органом на основании пункта 16 Правил N 999 (формула с понижающим коэффициентом 0,1, то есть 10% от подлежащей первоначальному взысканию суммы) и составил: по Государственному учреждению 470 702,91 рублей, по муниципальному учреждению -105 500 рублей. А всего 576 202,91 рублей.
Недостижение показателей результативности предоставления субсидии расходных обязательств, допущенное Ярославской областью свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета (статья 306.8 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Бюджетная мера принуждения является способом возврата (восстановления) бюджетных средств в тот бюджет (в том бюджете), из которого они были предоставлены другому бюджету, в связи с совершением бюджетного нарушения властями публично-правового образования - субъекта Российской Федерации, бюджету которого были предоставлены средства субсидии из федерального бюджета.
Таким образом, приказ N 208 издан Минфином России правомерно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российской Федерации, в результате неэффективного использования (ст. 34 БК РФ) средств которой осуществление программных мероприятий в сфере физической культуры и спорта не достигло целей, установленных Соглашением о предоставлении субсидии.
Указанное также подтверждается изменением Субъектом Российской Федерации в одностороннем порядке направлений расходования субсидии (вопреки требованиям абзаца пятого статьи 31 БК РФ), указанных в Соглашении N 1 от 03.03.2016, заключенном между Агентством по физической культуре и спорту Ярославской области (ныне Департамент) и Государственным учреждением о предоставлении субсидии на иные цели (приложение к Соглашению N 1), в число которых вошла также оплата летнего отдыха учащихся спортивных школ г. Ярославля (на сумму 1 002 569 рублей), что фактически свидетельствует о нецелевом использовании субсидии.
Суд отметил, что взысканная сумма средств не превышает размера ранее предоставленной суммы субсидии из федерального бюджета, следовательно, ее взыскание не нарушает права Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области
Подателем жалобы не оспаривается обстоятельство распределения средств субсидии на несколько спортивных объектов вместо одного, и о частично нецелевом использовании субсидии.
Департамент выражает несогласие с выводами суда только лишь в части проверки расчета показателя результативности использования субсидии, которыми подтвержден факт совершения бюджетного нарушения - использования субсидии с нарушением Правил ее предоставления (расходования) и условий Соглашения N 293 о предоставлении субсидии.
Как следует из Соглашения N 293 и проверено судом в решении (стр. 10 абз. второй), согласно подпункту "б" пункта 11 Соглашения N 293 установлена оценка результативности использования субсидии, согласно которой доля нового спортивного оборудования в имуществе спортивной школы или училища олимпийского резерва 35,8 %.
Из указанного подпункта Соглашения N 293 видно, что в его содержании имеется разделительный союз "или", который определяет альтернативное условие применения данного показателя только к одному из двух объектов, или к спортивной школе или к училищу олимпийского резерва, исходя из которого власти Ярославской области должны были определить приоритетность направления средств субсидии на закупку спортивного оборудования для одного из двух объектов в целях достижения данного показателя.
Указанное условие Соглашения N 293 направлено на эффективное обеспечение спортивным оборудованием в условиях дефицита средств хотя бы одного спортивного объекта в целях ускорения замены старого оборудования новым и создания тем самым возможностей для повышения уровня подготовки спортсменов.
Однако данная публично-значимая и экономическая цель расходования средств федерального бюджета субъектом Российской Федерации не достигнута в результате нерационального и неэффективного распределения выделенных средств.
Указанный довод Минфина России также подтверждается установленными и принятыми судом обстоятельствами неправомерного распределения Департаментом средств субсидии на иные направления расходования в нарушение абзаца пятого статьи 31 БК РФ и статьи 38 БК РФ.
Как отметил суд (стр. 12 решения, абзац третий), указанное подтверждается изменением субъектом Российской Федерации в одностороннем порядке направлений расходования субсидии (вопреки требованиям абзаца пятого статьи 31 БК РФ), указанных в Соглашении N 1 от 03.03.2016, заключенном между Агентством по физической культуре и спорту Ярославской области (ныне Департамент) и Государственным учреждением о предоставлении субсидии на иные цели (приложение к Соглашению N 1), в число которых вошла также оплата летнего отдыха учащихся спортивных школ г. Ярославля (на сумму 1 002 569 рублей), что фактически свидетельствует о нецелевом использовании субсидии.
Кроме того, приведенные подателем апелляционной жалобы расчеты противоречат документам, представленным в материалы дела.
В частности, в соответствии с пунктами 1 и 2.1.1 Соглашения N 1 от 03.03.2016, заключенного между Агентством по физической культуре и спорту Ярославской области, на предоставление в 2016 году ГОУ ЯО "СДЮШОР" субсидии на иные цели предусмотрены средства в размере 1 633 269,80 рублей.
Дополнительным соглашением N 2 от 18.07.2016 к Соглашению N 1 указанная сумма увеличена до 2 715 899,80 рублей.
При этом согласно Приложению к соглашению N 1 в ред. от 18.07.2016 из указанных средств 1 102 569,80 рублей предусмотрено на организацию летнего отдыха для учащихся спортивных школ в рамках ОЦП "Семья и дети Ярославля", а также 4 000 рублей на оказание единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам ко Дню пожилого человека, 30 000 рублей на ремонт помещений здания.
Указанные расходы не соответствуют целевому назначению выделенной субсидии. Выделенная сумма субсидии 2 715 899,80 рублей не соответствует указанной в расчете заявителя.
Директор Спортивной школы олимпийского резерва по легкой атлетике и адаптивному спорту СВ. Швецов письмом от 21.04.2016 N 202 сообщает руководителю вышеуказанного агентства о том, что по заявке на приобретение спортивного оборудования по специальной физической подготовке поступило средств в размере 1 000 000 рублей, доля нового оборудования в имуществе учреждения составила 8,8 %. В отчете этого же лица за 2016 год показатель результативности использования субсидии указан 9,2 %.
В соглашении от 26.07.2016 N 27-МО, заключенном между Агентством по физической культуре и спорту Ярославской области (государственный орган субъекта РФ) и управлением по физической культуре и спору Мэрии г. Ярославля (орган муниципального образования), предусмотрено выделение субсидии из федерального бюджета в размере 4 220 000 рублей, за счет областного бюджета 222 ПО рублей, за счет местного бюджета 233 800 рублей на развитие физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", показатель результативности использования субсидии установлен 27%.
Указанный показатель явно не соответствует Соглашению N 293, а суммы средств по Соглашениям N 1 (в ред. доп. соглашения N 2) и N 27-МО, не составляют общего объема средств, указанного в расчетах заявителя, а также не соответствуют общему объему средств, выделенных из федерального и областного бюджетов (11 284 211 рублей) по Соглашению N 293.
Таким образом, расчеты показателя результативности, указанные в апелляционной жалобе, не соответствуют действительности, соответственно, выводы суда нашли документальное подтверждение, в том числе о частично нецелевых расходах за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета.
Доказательств, опровергающих доводы Минфина России, выводы контрольного органа и суда, заявитель вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2018 по делу N А40-164463/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164463/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: Федеральное казначейство