Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2019 г. N Ф05-5125/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А40-252031/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мособлмедсервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018, принятое судьей Кукиной С.М. (130-2673)
по делу N А40-252031/18
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мособлмедсервис"
к ТО Росздравнадзора по г.Москве и Московской области
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Крупнова А.Г. по дов. от 09.01.2019; |
от ответчика: |
Яковлев П.О. по дов. от 09.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетноге учреждение Московской области "Мособлмедсервис" (далее также - заявитель, Учреждение, ГБУ МО "Мособлмедсервис") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Москве и Московской области (далее также - ответчик, Территориальный орган, Территориальный орган Росздравнадзора по г.Москве и Московской области) об устранении выявленных нарушений N 1166/18 от 26.09.2018.
Решением суда от 30.11.2018, принятым по данному делу, в удовлетворении требований заявителя отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания ГБУ МО "Мособлмедсервис" относительно подлежащих устранению нарушений требований законодательства и реально исполнимо.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого предписания административного органа, указывая на его неисполнимость.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания административного органа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что сотрудниками Территориального органа Росздравнадзора по г.Москве и Московской области на основании приказа от 07.09.2018 N 1166/18 в отношении ГБУ МО "Мособлмедсервис" проведена внеплановая выездная проверка по исполнению ранее выданного предписания от 20.04.2018 N 313/18.
По результатам данной проверки составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 1166/18 от 26.09.2018, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
26.09.2018 в отношении заявителя вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N 1166/18 от 26.09.2018, которое было вручено представителю ГБУ МО "Мособлмедсервис".
Указанным предписанием Обществу предписано исполнить предписание Территориального органа от 20.04.2018 N 313/18. П.1 предписания: принять меры по соблюдению приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность"; П.2 предписания: предоставлять в адрес Министерства здравоохранения Московской области полные и достоверные сведения о количестве рецептов в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Московской области от 23.01.2015 N 80 "Об утверждении Регламента взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения". В срок до 01.02.2019 устранить указанные нарушения, а также представить в Территориальный орган Росздравнадзора по г.Москве и Московской области отчет (план) о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ГБУ МО "Мособлмедсервис" с настоящим заявлением в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
ГБУ МО "Мособлмедсервис" является субъектом фармацевтической деятельности в соответствии с имеющейся лицензией.
Порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее также - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
К одному из лицензионных требований при осуществлении розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения согласно подп."г" п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" отнесено соблюдение аптечной организацией правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В настоящее время правила отпуска лекарственных препаратов регламентированы требованиями приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность".
Таким образом, ГБУ МО "Мособлмедсервис", являясь субъектом осуществления фармацевтической деятельности, осуществляющим отпуск лекарственных препаратов, в своей деятельности руководствуется требованиями указанного приказа, в соответствии с которым рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Указанные требования ГБУ МО "Мособлмедсервис" систематически не соблюдаются, факты необеспечения рецептов отдельных категорий граждан в указанный срок установлены ранее проведенными в отношении заявителя проверками, в том числе в ходе проведения проверки исполнения заявителем требований предписания от 20.04.2018 N 313/18, в котором было указано на необходимость устранения нарушений требований приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н. Означенное предписание ГБУ МО "Мособлмедсервис" не оспаривалось.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2007 N 487 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг" органам исполнительной власти представляются определенные данные.
В соответствии с Приложением 4 к указанному приказу такими данными являются, в том числе: 1. количество выписанных рецептов на получение бесплатных лекарств; 2. количество обслуженных рецептов на получение бесплатных лекарственных средств; 3. количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении.
В рамках еженедельного мониторинга ОНЛП Министерством здравоохранения Московской области в Территориальный орган по состоянию на 17.09.2018 были представлены сведения о нахождении 535 рецептов граждан на отсроченном обеспечении по всей Московской области.
При этом в рамках проводимой в отношении ГБУ МО "Мособлмедсервис" проверки установлено, что только в двух аптечных пунктах (N N 103, 187) по состоянию на 18.09.2018 на отсроченном обеспечении находилось 1379 рецептов.
В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Московской области от 23.01.2015 N 80 "Об утверждении регламента взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения" ГБУ МО "Мособлмедсервис" обязано предоставлять в адрес Министерства здравоохранения Московской области достоверные сведения, в том числе и о количестве рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении.
Таким образом, довод заявителя жалобы об отсутствии у него обязанности по предоставлению достоверных сведений о количестве рецептов, в том числе находящихся на отсроченном обеспечении, подлежит отклонению как противоречащий п.5.5 данного приказа.
При таких обстоятельствах в результате выявленных значительных расхождений заявителю в оспариваемом предписании указано на необходимость предоставления полных и достоверных данных о состоянии льготного лекарственного обеспечения.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции в своем решении, на необходимость устранения данных нарушений заявителю также было указано в предписании от 20.04.2018 N 313/18, которое, как было отмечено ранее, заявителем не оспаривалось.
Доводы Общества о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса об устранении каких нарушений идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должен совершить заявитель для устранения выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит нормам действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ГБУ МО "Мособлмедсервис" требований.
Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований, ГБУ МО "Мособлмедсервис" не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018 по делу N А40-252031/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252031/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛМЕДСЕРВИС"
Ответчик: ТО Росздравнадзора по г. Москве и Московской области