19 февраля 2019 г. |
Дело N А83-20086/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым - Заварзиной Н.А. по доверенности от 01.02.2019,
представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации" - Алиева Т.С. по доверенности N 1 от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2018 года по делу N А83-20086/2017 (судья Евдокимова Е.А.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым, заинтересованное лицо - Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации" о взыскании финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, в сумме 89 500,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.11.2018 заявленные требования удовлетворены частично. С Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Судаке Республики Крым взысканы финансовые санкции в сумме 8 950,00 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым требования Управления удовлетворить в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, неправильно применил нормы материального права.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что ответчик имел достаточно времени для устранения нарушений и представления "дополняющей" формы в срок, установленный законодательством. Заявитель указывает, что ответчик не подавал в судебном заседании заявлений о снижении размера штрафа, в связи с чем суд не правомерно снизил размер финансовой санкции. Также заявитель жалобы полагает, что несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах (факт установлен судом) нанесло ущерб государству и повлекло негативные последствия для государства, выразившиеся в возникновении переплаты пенсии 22 пенсионерам, в связи с чем требования Управления подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании 13.02.2019 представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации" возразил относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать полностью в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.07.2017 Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Санаторий "Сокол" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ) по электронным каналам связи в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым) были направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах с типом формы "доп." за апрель 2017 года.
ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18170007512 от 27.07.2017, которым зафиксирован факт выявления нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 179 застрахованных лиц, выявлено наличие в действиях ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного акта вынесено решение N 091S19170007191 от 24.08.2017, которым ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, назначен штраф в размере 89500,00 рублей.
07.09.2017 ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым было вынесено требование об уплате финансовых санкций N 091S01170452304, установлен срок для уплаты финансовых санкций до 02.10.2017.
Ввиду неисполнения ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ решения N 091S19170007191 от 24.08.2017 в добровольном порядке, ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым, суд первой инстанции, принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные смягчающие ответственность страхователя обстоятельства, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания, посчитал возможным снизить размер примененной финансовой санкции до 8 950,00 рублей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В нарушение требований Закона N 27-ФЗ ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в отношении 179 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного срока, а именно 26.07.2017, что подтверждается извещением о доставке сведений по телекоммуникационным каналам связи.
Факт нарушения отражен в Акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18170007512 от 27.07.2017, акт был направлен в адрес ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ.
ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ, не оспаривая наличие допущенного им правонарушения относительно срока представления отчетности, указывало на то, что при направлении по телекоммуникационным каналам связи сведений о застрахованных лицах произошла некорректная выгрузка файла, в файл выгрузилась только служебная информация без списка застрахованных лиц, в целях исправления указанной ошибки 26.07.2017 была направлена форма СЗВ-М "доп." за апрель 2017 года.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд учитывает следующие обстоятельства.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Принимая во внимание то, что вмененное ФКУЗ "Санаторий "Сокол" МВД РФ правонарушение совершено плательщиком впервые, что не оспаривается заявителем, не умышленно, отчетность была предоставлена после выявления факта непредставления отчетности, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о наличии задолженности страхователя по страховым взносам, а также отсутствие доказательств неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с 89 500,00 рублей до 8 950,00 рублей.
Определение размера штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств с учетом принципов справедливости и соразмерности в рассматриваемом случае относится к компетенции суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики от 02 ноября 2018 года по делу N А83-20086/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20086/2017
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СУДАКЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САНАТОРИЙ "СОКОЛ" МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"