город Ростов-на-Дону |
|
15 января 2024 г. |
дело N А32-30367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2023 по делу N А32-30367/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛидерТекс"
к Новороссийской таможне
о признании ненормативного акта недействительным, об обязании совершить
действия,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛидерТекс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛидерТекс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 22.03.2023 об отказе в предоставлении льгот по уплате ввозной таможенной пошлины на основании уточнения (корректировки) по декларациям на товары от 12.08.2022 N 10317120/120822/3100104, от 12.08.2022 N10317120/120822/3100076, от 15.09.2022 N10317120/150922/3113785, от 12.09.2022 N 10317120/120922/3112291, от 20.07.2022 N 10317120/200722/3091812; об обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления льгот по оплате ввозной таможенной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент декларирования товаров документ о подтверждении целевого назначения товаров отсутствовал, следовательно, отсутствуют основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между ООО "ЛидерТекс" и компанией "SAANIKA INDUSTRIES PVT. LTD" (Индия) заключен контракта от 06.05.2016 N SB/1611 на поставку на территорию Российской Федерации текстурированных нитей полиэфирных, не расфасованных, для розничной продажи в бабинах (далее - товар).
В адрес общества во исполнение указанного внешнеторгового контракта на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены товары: текстурированные нити полиэфирные, не расфасованные.
Товары оформлены по декларациям на товары N 10317120/120822/3100104, N 10317120/120822/3100076, N 10317120/150922/3113785, N 10317120/120922/3112291, N 10317120/200722/3091812 (далее - спорные ДТ) указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС 5402 33 000 0. Ставка ввозной таможенной пошлины 5%.
Тарифная льгота по уплате ввозной таможенной пошлины ООО "ЛидерТекс" на этапе декларирования не заявлялась.
Выпуск товара по спорным ДТ осуществлен таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой с уплатой ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости ввозимого товара.
ООО "ЛидерТекс" после выпуска товаров обратилось в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни с обращением о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, вместе с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.02.2023 N ШВ-11598/08, подтверждающим целевое назначение ввозимых ООО "ЛидерТекс" товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации в соответствии с приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации", и применении тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
По результатам проведения проверки таможней в адрес общества направлен отказ от 22.03.2023 во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорных ДТ, по причине отсутствия у декларанта подтверждения целевого назначения ввозимых товаров на момент регистрации ДТ.
Несогласие с решением таможни послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, установив, что заявитель представил доказательства несоответствия оспариваемого решения таможенного органа действующему законодательству и нарушение им его прав и имущественных интересов, в то время как заинтересованное лицо не доказало, что оспариваемое решение соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 данной статьи.
Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, содержится в статье 108 Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 136 Кодекса в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
- льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);
- льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).
Согласно пункту 2 статьи 49 Кодекса случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
При установлении в соответствии со статьей 43 Договора о Союзе случаев и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот) в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия вправе определять иные обстоятельства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 7.1.44 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, используемые для производства продукции легкой промышленности, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению N 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37.
В частности, от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, используемые производства продукции леткой промышленности, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализация мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению N 6 к Решению.
Указанная тарифная льгота предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного органом исполнительной власти государства-члена, уполномоченным в сфере промышленной политики, и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Тарифная льгота, предусмотренная данным пунктом, предоставляется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых декларация на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары - заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары зарегистрированы таможенным органом государства-члена с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37 по 31.03.2023 включительно.
Согласно пункту 3 статьи 112 Кодекса после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В силу подпункта "д" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, (далее - Порядок) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Согласно пункту 12 Порядка для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
- обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса;
- не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
- при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка.
Согласно статье 66 Кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств-участников.
В силу пункта 1 статьи 67 Кодекса суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату, в том числе, в случае, когда таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 Кодекса.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что на момент декларирования товара документ о подтверждении целевого назначения товаров отсутствовал, следовательно, отсутствуют основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
Указанный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абз. первом п. 12 Порядка, или документов, указанных в абз. втором п. 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка.
Для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Согласно подп. "д" п. 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
В соответствии с п. 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абз. первом п. 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абз. вторым п. 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС;
б) не выполнены требования, предусмотренные п. п. 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абз. первым п. 12 Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абз. вторым п. 12 Порядка.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛидерТекс" после выпуска товаров обратилось в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни с обращением о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, вместе с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.02.2023 N ШВ-11598/08, подтверждающим целевое назначение ввозимых ООО "ЛидерТекс" товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации в соответствии с приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации", и применении тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Судом первой инстанции верно установлено, что задекларированный обществом по спорным ДТ товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС "5402 33 000 0" включен в перечень товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Союза.
Новороссийской таможней доказательства осуществления при рассмотрении обращения общества о внесении изменений в спорные ДТ анализа и оценки представленных документов в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что письмом от 03.10.2022 N 27-03-05/95275 Минфин России дал разъяснения относительно ретроспективности предоставления тарифных льгот.
В указанном письме Минфин указал, что положениями подпункта 7.1.44 пункта 7 решения N 130 и Решением N 37 не установлен момент, когда такое подтверждение должно быть представлено в таможенный орган до или после выпуска товаров.
Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - решение Коллегии ЕЭК N 289).
Исходя из изложенного, с учетом приведенных выше норм права Союза тарифная льгота при соблюдении условий, установленных подпунктом 7.1.44 пункта 7 решения N 130, подлежит восстановлению при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путем подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные ООО "ЛидерТекс" требования в полном объеме.
Основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-30367/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30367/2023
Истец: ООО ЛИДЕРТЕКС
Ответчик: Новороссийская таможня