город Омск |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А70-12213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 годаа.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15655/2018) общества с ограниченной ответственностью "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2018 по делу N А70-12213/2018 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании недействительным решения от 07.05.2018 NТ18/47-127, при участи третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "ФИНГРОСС", открытого акционерного общества "Уренгоймонтажпромстрой", Киселевой Светланы Юрьевны,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз" - Смирнов Лев Викторович по доверенности б/н от 06.08.2018 сроком действия один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Рудюк Татьяна Олеговна по доверенности N 20 от 11.02.2019 сроком действия до 31.12.2019, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от общества с ограниченной ответственностью "ФИНГРОСС" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Уренгоймонтажпромстрой" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Киселевой Светланы Юрьевны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
ООО "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сибур-Центр") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 07.05.2018 N Т18/47-127.
Определением арбитражного суда от 13.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ФИНГРОСС" (далее - ООО "ФИНГРОСС"), Киселева Светлана Юрьевна, открытое акционерное общество ОАО "Уренгоймонтажпромстрой" (далее - ОАО "Уренгоймонтажпромстрой").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2018 по делу N А70-12213/2018 заявленное обществом требование удовлетворено частично, решение Тюменского УФАС России от 07.05.2018 NТ18/47-127 признано недействительным в части выводов о наличии в действиях ООО "Сибур-Центр" нарушения части 4 статьи 18.1 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в удовлетворении оставшейся части требования обществу отказано. Этим же решением с антимонопольного органа в пользу ООО "Сибур-Центр" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Сибур-Центр" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пункты 5.2, 6.1.3 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (далее Порядок N 495), указал на то, что в установленный срок могут быть поданы несколько заявок от участников торгов, следовательно, организатор торгов обязан рассмотреть все заявки ни участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов и дождавшись окончания определенного периода проведения торгов, подвести итоги торгов. В рассматриваемом случае по лоту N 92 на интервале с 24.03.2018 по 31.02.2018 поступило 4 заявки, учитывая пункт 5.2 Порядка N 495, согласно которому если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта Формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после наступления одного из следующих случаев: завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка; окончания периода проведения торгов, протокол о результатах проведения торгов по лоту N 92 был составлен организатором торгов 04.04.2018, т.е. в пределах срока, установленного пунктом 5.2 Приказа N 495.
Кроме того, податель жалобы считает, что в действиях организатора торгов отсутствует нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, поскольку любое лицо, проявляющее интерес к имуществу ОАО "Уренгоймонтажпромстрой", фактически имело неограниченные возможности на ознакомление с интересующим его имуществом.
Тюменским УФАС России представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО "ФИНГРОСС", ОАО "УРЕНГОЙМОНТАЖПРОМСТРОЙ", Киселева С.Ю., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель ООО "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель антимонопольного органа возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
ООО "ФИНГРОСС" обратилось в Тюменское УФАС России с жалобой на действия организатора торгов ООО "Сибур-Центр" при проведении торгов имущества должника ОАО "Уренгоймонтажпромстрой" посредством публичного предложения, номер торгов 5817-ОТПП-92 по лоту N 92, извещение N 2543962.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято оспариваемое решение от 07.05.2018 N Т18/47-127, в соответствии с которым жалоба ООО "ФИНГРОСС" признана обоснованной, а ООО "Сибур-Центр" признан нарушившим пункты 10, 15 статьи 110 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) и части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемое решение антимонопольного органа мотивировано тем, что организатор торгов с нарушением установленного срока составил протокол об определении победителя торгов от 04.04.2018 (нарушение пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве); не указал в извещении от 18.03.2018 N 2543962 о проведении торгов по лоту N 92 год изготовления транспортного средства и не обеспечил надлежащего ознакомления с имуществом (нарушение пункта 10 статьи 110 Закона банкротстве); договор купли-продажи от 04.04.2018 N 133 заключен без соблюдения сроков на обжалование (нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Полагая, что решение антимонопольного органа от 07.05.2018 N Т18/47-127 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Сибур-Центр", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.10.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из обжалуемого в апелляционном порядке решения по данному делу следует, что суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о недействительности решения Тюменского УФАС России только в части выводов о наличии в действиях ООО "Сибур-центр" нарушения части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установив при этом нарушением организатором торгов пунктов 10, 15 статьи 110 Закона о банкротстве
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, находит соответствующие выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими материалам дела, отклоняя при этом доводы апелляционной жалобы ООО "Сибур-центр" по эпизодам составления протокола о результатах торгов от 04.04.2018 по лоту N 92 с нарушением установленного срока определения победителя торгов и отсутствия указания в сообщении о проведении торгов существенных характеристик (года выпуска) продаваемого имущества - автомобиля.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, протокол о результатах торгов в форме публичного предложения по продаже имущества от 04.04.2018 N 5817-ОТПП/2/92 по лоту N 92 составлен с нарушением установленного срока определения победителя торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2016 по делу N А81-5638/2018 ОАО "Уренгоймонтажпромстрой" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждён Полищук А.Е.
В силу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 данного Закона.
На собрании кредиторов должника определено, что организатором торгов по продаже движимого имущества должника является ОО "Сибур-центр", организатором торгов по продаже недвижимого имущества должника выступает конкурсный управляющий Полищук А.Е. (протокол от 14.04.2017 N 4).
Порядок продажи имущества должника посредством публичного предложения установлен статьей 139 Закона о банкротстве.
Так, пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.
В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Как усматривается из материалов дела, организатором торгов - ООО "Сибур-Центр" 17.03.2018 в газете "Коммерсант" и в ЕФРСБ 18.03.2018 опубликовано сообщение о проведении открытых электронных торгов по продаже имущества должника путём публичного предложения (код торгов 5817-ОТПП).
Заявки принимаются с 19.03.2018 по 00:00 10.08.2018. Величина снижения цены продажи имущества должника составляет 5% от начальной цены. Срок, по истечении которого последовательно снижается цена, составляет 5 рабочих дней.
По лоту N 92 на интервале с 24.03.2018 00:00 по 31.03.2018 00:00 поступило четыре заявки, в том числе заявка ООО "ФИНГРОСС".
ООО "ФИНГРОСС" оплачен задаток за участие в торгах в соответствующем размере на расчетный счет организатора торгов.
В соответствии с протоколом от 04.04.2018 N 5817-ОТПП/2/92 победителем торгов признана Киселева Светлана Юрьевна, предложившая наибольшую цену по лоту N 92 (2 210 50 руб.), которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определённого периода проведения торгов.
При этом антимонопольным органом обоснованно установлено, что протокол от 04.04.2018 N 5817-ОТПП/2/92 составлен ООО "Сибур-Центр" с нарушением установленного срока определения победителя торгов.
В соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.
В протоколе от 04.04.2018 N 5817-ОТПП/2/92 указано, что подведение итогов продажи путем публичного предложения производится организатором торгов на следующий рабочий день в 12:00 ч. (время московское) после окончания каждого отдельного срока снижения продажи лотов при условии получения в указанный срок заявки и принятия положительного решения о допуске заявителя к участию в продаже путём публичного предложения.
В рассматриваемом случае торги по лоту N 92 проводились в период с 24.03.2018 00:00 по 31.03.2018 00:00, поэтому установленный срок определения победителя торгов - 02.04.2018.
Возражая по указанному эпизоду, податель жалобы ссылается на пункты 5.2, 6.1.3 Порядка N 495, между тем организатор торгов сам в протоколе от 04.04.2018 N5817-ОТПП/2/92 указал, что подведение итогов продажи производится на следующий рабочий день в 12:00 ч. (время московское) после окончания каждого отдельного срока снижения продажи лотов и в силу пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве в этот же день должен быть составлен протокол по результатам торгов.
Указанная информация также содержится в протоколе N 5817-ОТПШ1/92 об определении участников торгов и в извещениях о проведении торгов: в газете "Коммерсант", на сайте ЕФРСБ, а также на сайте электронной площадки.
Следовательно, окончание отдельного срока снижения цены продажи по лоту N 92 - 31.03.2018, следующий рабочий день подведения итогов продажи путем публичного предложения - 02.04.2018, и установленный срок определения победителя торгов (оформления протокола о результатах проведения торгов) - 02.04.2018.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на пункт 5.2 Порядка N 495 несостоятельна, поскольку в указанной норме установлен срок для формирования организатором торгов протокола об определении участников торгов и его направления в форме электронного сообщения оператору электронной площадки, а не срок для составления протокола определения победителя торгов.
Таким образом, факт нарушения ООО "Сибур-центр" установленного срока определения победителя торгов является установленным.
Как следует из оспариваемого решения, антимонопольным органом выявлено отсутствие указания в сообщении о проведении торгов в форме публичного предложения по лоту N 92 характеристик продаваемого имущества.
Так, согласно извещению N 2543962 от 18.03.2018 о проведении торгов в форме публичного предложения лот N 92 предметом торгов является Автомобиль Mercedes-Benz 350 BLUETEC 4MATIC легковой (Е169КВ777) (обременения - договор аренды т/с до 31.12.2018 г.) 2 169 000, 00 руб., ознакомление с имуществом производится по месту нахождения имущества в рабочие дни, предварительно направив запрос по электронной почте: sibur-centr@mail.ru.
При этом организатором торгов в извещении от 18.03.2018 N 2543962 о проведении торгов не указан год выпуска вышеназванного автомобиля, что является нарушением пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, которым прямо предусмотрено, что в сообщении о продаже предприятия в числе прочего должны содержаться сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием. В рассматриваемом случае год изготовления транспортного средства является определяющей характеристикой при определении цены транспортного средства и подлежит указанию в извещении о проведении торгов.
Возражая по указанному эпизоду, податель жалобы считает, что в действиях организатора торгов отсутствует нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, поскольку любое лицо, проявляющее интерес к имуществу ОАО "Уренгоймонтажпромстрой", имело возможность на ознакомление с интересующим его имуществом. Однако предоставление возможности на ознакомление с имуществом должника не опровергает факт выявленного нарушения и не освобождает организатора торгов от предусмотренной пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве обязанности указывать в извещении о проведении торгов необходимых характеристик транспортного средства - года выпуска.
При этом неуказание спорных характеристик имущества в положении о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Уренгоймонтажпромстрой" (утв.14.04.2017 собранием кредиторов) не исключает обязанности организатора торгов указывать год выпуска автомобиля в извещении о проведении торгов, равно как и направление по соответствующему запросу на ознакомление с имуществом договора аренды транспортного средства.
Что касается вывода антимонопольного органа о заключении между ОАО "Уренгоймонтажпромстрой" (продавец) и Королевым Д.А. (покупатель) договора купли-продажи N 133 с нарушением со стороны организатора торгов части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в неустановлении в договоре сроков на обжалование, апелляционная коллегия разделяет позицию суда первой инстанции, состоящую в том, что ООО "Сибур-Центр" не является стороной данного договора, в связи с чем не может быть признан нарушившим положения части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемой части.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2018 по делу N А70-12213/2018-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12213/2018
Истец: ООО "Сибирско-уральский центр правовых экспертиз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Киселева Светлана Юрьевна, ОАО "УРЕНГОЙМОНТАЖПРОМСТРОЙ", ООО "ФИНГРОСС"