город Воронеж |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А14-11285/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Поляковым Д.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "БизнесПродукт": Талдыкина Е.С., представитель по доверенности N 9с от 06.02.2019, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ; Щелухина И.П., представитель по доверенности N 10с от 06.02.2019, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2018 по делу N А14-11285/2018 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БизнесПродукт" (ОГРН 1093668018828, ИНН 3663077532) к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании недействительными решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N2052 от 02.11.2017 и N 170 от 06.04.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БизнесПродукт" (далее - ООО "БизнесПродукт", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 2052 от 02.11.2017 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязании выделить денежные средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в размере 17 704,48 руб. Данное заявление принято судом к производству в рамках дела N А14-22791/2017.
Кроме того, ООО "БизнесПродукт" обратилось с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения N 170 от 06.04.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязании выделить денежные средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в размере 48743,05 руб. (с учетом уточнения). Данное заявление было принято к производству в рамках дела NА14-11285/2018.
Определением суда от 23.07.2018 дела N А14-22791/2017 и N А14-11285/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу номера N А14-11285/2018.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2018 по делу N А14-11285/2018 заявленные требования удовлетворены.
Решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 2052 от 02.11.2017 и N 170 от 06.04.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаны недействительными как не соответствующие части 1.1. статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Суд обязал государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции отделение Фонда социального страхования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что формальные обстоятельства (наличие трудовых отношений, наступление страхового случая, перечисленные страховые взносы организацией) не могут являться безусловными основаниями финансового обеспечения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения региональным отделением Фонда.
Указывает, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представители Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отделение Фонда социального страхования явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав мнение участника судебного процесса, явившегося в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отделением Фонда социального страхования были проведены камеральные проверки правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - ООО "БизнесПродукт" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 и за период с 01.07.2017 по 30.09.2017.
Итоги проведенной проверки отражены в актах N 2052 от 28.09.2017, N 170 от 26.02.2018.
По результатам рассмотрения материалов проведенных камеральных проверок и представленных страхователем возражений, отделением Фонда социального страхования приняты решения:
- N 2052 от 02.11.2017 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым заявителю отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ООО "БизнесПродукт" с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 704,48 руб., в том числе, за апрель 2017 г. - 443,88 руб., за май 2017 г. в сумме 17260,60 руб. При этом Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 17 704,48 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2017 по 31.12.2017;
- N 170 от 06.04.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым заявителю отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ООО "БизнесПродукт" с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 48743,05 руб., в том числе, за август 2017 г. -27695,29 руб., за сентябрь 2017 г. в сумме 21047,76 руб. и предложено произвести соответствующую корректировку;
-N 170 от 06.04.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 96461,50 руб. и отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 48 743,05 руб.
Не согласившись с решениями отделения Фонда социального страхования Общество обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, к числу которых отнесено, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании статьи 8 Федерального закона N165-ФЗ и статьи 1.4 Федерального закона N255-ФЗ являются, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно ч. 1.1 указанной статьи, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Обстоятельства дела свидетельствуют и подтверждено документально, что расчет пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным застрахованным лицам (Глотовой (с 12.05.2017 - Пономарева) Е.А., Сидоровой О.И. и Палажченко Е.А.) производился страхователем исходя из минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая (7800 руб.).
При этом основанием для частичного отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ООО "БизнесПродукт", послужили выводы Фонда о необходимости расчета пособий рассматриваемым застрахованным лицам исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально продолжительности рабочего времени со ссылкой на необоснованное изменение указанным работникам условий рабочего времени (перевод на полную ставку) непосредственно перед наступлением страхового случая, целью которого, по мнению Фонда, являлось получение возмещения из средств Фонда социального страхования РФ в большем размере.
Между тем, суд первой инстанции правомерно указал, что отделением Фонда социального страхования не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 Положения N 375 настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Закона N 255, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Пункты 15 (1)-15 (3) Положения N 375 (введенные в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 N 145) устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно пункту 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.
Таким образом, в случае, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке как и в случае когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемых случаях расчет среднего заработка должен производиться исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, независимо от установленного застрахованному лицу режима рабочего времени.
Указанный подход согласуется с выводами, поддержанным в Определениях Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206 по делу N А50-20675/2017, от 05.10.2018 N 309-КГ18-16194 по делу N А50-2794/2018.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с приведенными выводами арбитражного суда области о том, что у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений N 2052 от 02.11.2017 и N 170 от 06.04.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку основаны на ошибочном выводе о необходимости производить расчет спорных пособий, исчисляемых исходя из среднего заработка в размере минимального размера оплаты труда, в размере МРОТ, пропорциональном продолжительности рабочего времени, в связи с чем требования Общества правомерно удовлетворены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактически они повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
С учетом изложенного, судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2018 по делу N А14-11285/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11285/2018
Истец: ООО "БизнесПродукт"
Ответчик: ГУ - ВРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1986/19
11.06.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-307/19
14.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-307/19
12.12.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-11285/18