г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А26-11168/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35623/2018) Управления Росреестра по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2018 по делу N А26-11168/2018 (судья Дедкова Л.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
к А/у Тюрлику В.В.
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН 1041000051784, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная (Центр р-н), д. 31; далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Тюрлика Виктора Вячеславовича (далее - А/у Тюрлик В.В., ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13.12.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Управления отказал в связи с малозначительностью совершенного арбитражным управляющим правонарушения и ограничился устным замечанием.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, определением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2017 по делу N А26-7122/2015 в отношении ООО "Грань" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - финансовое оздоровление, административным управляющим утвержден Тюрлик Виктор Вячеславович.
Определением Управления от 24.08.2018 в отношении арбитражного управляющего Тюрлика В.В. по результатам проверки обращения Бершедова К.В. на действия (бездействие) административного управляющего ООО "Грань" возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
15.10.2018 должностным лицом Управления в отношении Тюрлика В.В. составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ответчика, уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, направившего в Управление ходатайство о составлении протокола в его отсутствие с приложением письменных объяснений по существу обращения.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции отказал в привлечении Тюрлика В.В. к административной ответственности, признав вмененные ему правонарушения малозначительными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2012 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 3 статьи 83 Закона о банкротстве административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.
В силу пункта 2 статьи 87 Закона о банкротстве административный управляющий обязан в течение пятнадцати дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. Основание для досрочного прекращения финансового оздоровления является неоднократное или существенное на срок более пятнадцати дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности (пункт 1 статьи 87 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением суда от 20.03.2017 по делу А26-7122/2015 в отношении ООО "Грань" введено финансовое оздоровление и утвержден график погашения кредиторской задолженности с 10.08.2017.
Определением суда от 07.05.2018 утвержден график погашения задолженности в новой редакции, принятой собранием кредиторов ООО "Грань" 15.03.2018.
10.07.2017 от Бершедовой Юлии Викторовны Тюрлику В.В. поступило заявление о её реквизитах для перечисления денежных средств, причитающихся Бершедову К.В. в деле о банкротстве ООО "Грань".
Из материалов дела следует, что погашение задолженности перед Бершедовым К.В. в период с 10.07.2018 не осуществлялось, в связи с чем, согласно пункта 2 статьи 87 Закона о банкротстве административный управляющий был обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. Вместе с тем, Тюрлик В.В. с сообщением о проведении собрания кредиторов ООО "Грань" для рассмотрения собранием кредиторов вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 87 Закона о банкротстве не обращался, уведомления о проведении вышеуказанных собраний в Управление не поступали.
Данные факты свидетельствуют о нарушениях административным управляющим ООО "Грань" Тюрликом В.В. требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 3 статьи 83, пунктов 1, 2 статьи 87 Закона о банкротстве, выразившихся в неисполнении обязанностей по осуществлению контроля за ходом выполнения графика погашения задолженности, контроля за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов, а также по истребованию от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения; созыву собрания кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления на основании неоднократного или существенного (на срок более чем пятнадцать дней) нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.
Допущенное Тюрликом В.В. нарушение Закона о банкротстве подтверждается материалами дела и протоколом об административном правонарушении от 15.10.2018. Факт вышеуказанного нарушения свидетельствует о том, что в действиях Тюрлика В.В. имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано непреодолимыми препятствиями, Тюрликом В.В. в материалы дела не представлено. Ответчик имел реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Тюрлика В.В. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции посчитал возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ и признал совершенное административное правонарушение малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно пункту 17 постановления N 10, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Вывод о малозначительности деяния сделан судом первой инстанции в пределах усмотрения, должным образом аргументирован. Апелляционный суд не находит оснований для пересмотра указанного вывода.
Существенной угрозы охраняемым отношениям в результате совершения правонарушения апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 декабря 2018 года по делу N А26-11168/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11168/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: арбитражный управляющий Тюрлик Виктор Вячеславович