город Воронеж |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А48-7941/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковым Д.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Эксима-Агро": Макашов А.Б., представитель по доверенности N 29 от 08.10.2018, выдана сроком на 3 года, паспорт гражданина РФ; Фролов А.В., представитель по доверенности N 11 от 02.04.2018, выдана сроком на 5 лет, паспорт гражданина РФ;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Сорока И.И., представитель по доверенности N 385 от 22.01.2019, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксима-Агро" на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.12.2018 по делу N А48-7941/2018 (судья Жернов А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксима-Агро" (ОГРН 1065741015977) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830) о признании незаконным предписания N 374-юз от 24.08.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксима-Агро" (далее- заявитель, ООО "Эксима-Агро", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - ответчик, Управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания N 374-юз от 24.08.2018.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.12.2018, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятый судебный акт незаконным и необоснованным, ООО "Эксима-Агро" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что не осуществляет непосредственное хранение зерна, а лишь организует временное его размещение в проверенных помещениях, впоследующем все зерно передается на хранение в ООО "Знаменский СГЦ" (специализированный элеватор).
Считает, что требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 Обществом не нарушены.
Ссылается на то, что оспариваемым предписанием нарушены права и законные интересы Общества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Общества просили обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве Управление соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение участников судебного процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в отношении ООО "Эксима-Агро" на основании распоряжения от 14.08.2018 N 358-р была проведена внеплановая выездная проверки по исполнению предписания от 18.10.2017 N 374-юз.
В ходе проверки 16.08.2018 в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" административным органом установлены следующие нарушения:
- под навесом и в складских помещениях на хранении находилось 3891,88 тонн зерна урожая 2018 года. В течение всего периода хранения зерна урожаев 2017 года и 2018 года Обществом не организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха, а именно: не ведутся лабораторные журналы результатов наблюдений установленной формы, имеющиеся журналы не пронумерованы и не прошнурованы, в отделении отсутствует поверенное оборудование для проведения исследований;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" не исполнены п.1, п.4, п.5 предписания от 18.10.2017 N 374-юз в установленный срок, так как, с момента поступления зерна на предприятие и в течении всего периода его хранения не организован систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии, что не соответствует требованиям технического регламента, а именно нарушены: п. 11 ст. 4 Технического регламента.
16.08.2018 с 15 час. 30 мин до 16 час. 30 мин установлено, что ООО "Эксима-Агро" допущено хранение 880,36 тонн зерна пшеницы, предназначенного на кормовые цели, в условиях, не обеспечивающих безопасность зерна и сохранности его потребительских свойств, а именно:
- в складском помещении напольного типа N 00000697 не предотвращено попадание внутрь склада синантропной птицы, вследствие чего с левой стороны от входа в склад на стене и на зерне наличие перьев, птичьего помета. На полу склада не заделаны выбоины.
В складе по всему периметру не произведен ремонт стен (наличие трещин).
В ангаре N 00001604 на полу не устранено наличие пятен от горюче-смазочных материалов;
Не организована проверка условий хранения зерна в течение всего периода (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха, а именно: не ведутся лабораторные журналы результатов наблюдения установленной формы, имеющиеся журналы не пронумерованы и не прошнурованы, в отделении отсутствует поверенное оборудование.
В складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Троснянское отделение не исполнены п.1, п.4, п.5 предписания от 18.10.2017 N 374-юз в установленный срок, допущено хранение зерна предназначенного на кормовые цели, в условиях, не обеспечивающих безопасность зерна и сохранности его потребительских свойств; с момента поступления зерна на предприятие и в течении всего периода его хранения не организован систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии, что не соответствует требованиям технического регламента, а именно нарушены: п.6, п.7, п.9, п.11 ст. 4 Технического регламента.
17.08.2018 с 11 час. 00 мин до 13 час. 00 мин в ходе проверки в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Успенское отделение по адресу: Орловская область, Покровский район, с. Успенское установлено следующее:
- под навесом и в складских помещениях на хранении находилось 2239,81 тонн зерна урожая 2018 года. В течение всего периода хранения зерна урожаев 2017 и 2018 не организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха, а именно: не ведутся лабораторные журналы результатов наблюдений установленной формы, имеющиеся журналы за 2017 не пронумерованы и не прошнурованы, в отделении отсутствует поверенное оборудование и средства измерений;
-в железном складе N 1303 устранены щели по всему периметру помещения на стыке крыши и стен; в левом дальнем углу устранены две щели размером 2,0 м по длине и 0,2 м по ширине;
-в складах N 1 и N 2 не устранены все нарушения в указанные сроки, в настоящее время производится капитальный ремонт складских помещений;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Успенское отделение по адресу: Орловская область. Покровский район, с. Успенское, не исполнены п.1, п.2, п.5 предписания от 18.10.2017 N 374-юз в установленный срок, так как, с момента поступления зерна на предприятие в течении всего периода его хранения не организован систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии, не устранены нарушения по ремонту складских помещений N 1и N 2, что не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" N 015/2011, а именно нарушены: п. 6, п.7, п.9, п. 11 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
17.08.2018 с 14 час. 00 мин до 16 час. 00 мин в ходе проверки в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" установлено следующее:
- в складском помещении напольного типа N 00000459 под воротами склада не заделана щель размером 100 х 20 см надлежащим образом, вследствие чего внутрь склада попадают животные и птицы. С правой стороны от входа между примыканием стен и пола не заделана отбитая штукатурка, не произведен ремонт трещин в стенах, не произведен ремонт стен;
- в складском помещении напольного типа N 00000680 на полу не заделаны выбоины, в стенах склада не устранены полностью трещины, не предотвращено проникновение внутрь склада синантропной птицы и животных, на зерне наличие перьев и наличие следов от животных. Подъезд к складу не заасфальтирован;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Сетеневское отделение по адресу: Орловская область, Покровский район, д. Сетенево. не исполнены п.1, п.З, п.5 предписания от 18.10.2017 N 374-юз в установленный срок, что не соответствует требованиям технического регламента, а именно нарушены: п. 6. п.7. п.9 ст. 4 Технического регламента.
Таким образом, проверкой по исполнению предписания от 18.10.2017 N 374-юз, выданного ООО "Эксима-Агро", по адресам: Орловская область, Троснянский район, с. Троена; Орловская область, Троснянский район, с. Муравль; Орловская область, Покровский район с.Успенское, Орловская область, Покровский район, д. Сетенево установлено, что Обществом не исполнены в установленный срок пункты 1. 2. 3, 4, 5 указанного предписания, поскольку в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранности его потребительских свойств, что не соответствует требованиям пунктов 6. 7, 9, 11 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.08.2018 N 358.
24.08.2018 старшим государственным инспектором отдела государственного надзора и качества зерна выдано предписание N 374-юз, которым Обществу предписано:
- принять меры по соблюдению правил хранения зерна, предназначенного на кормовые цели, с целью предотвращения нарушений условий хранения зерна;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Троснянское отделение по адресу: Орловская область. Троснянский район, с. Муравль осуществлять наблюдения за хранящимся зерном по показателям цвета, запаха, температуры, влажности и зараженности зерна, согласно требований Технического регламента и периодически записывать показания наблюдений в Журналы по контролю условий за хранящимся зерном;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Троснянское отделение по адресу: Орловская область. Троснянский район, с. Тросна осуществлять наблюдения за хранящимся зерном по показателям цвета, запаха, температуры, влажности и зараженности зерна, согласно требований Технического регламента и периодически записывать показания наблюдений в Журналы по контролю условий за хранящимся зерном; в складском помещении напольного типа N 00000697 предотвратить попадание внутрь склада синантропной птицы. На полу склада заделать выбоины. В складе по всему периметру произвести ремонт стен, заделать все трещины; в ангаре N 00001604 устранить и в дальнейшем не допускать попадание горюче-смазочных материалов внутрь помещения.
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Успенское отделение по адресу: Орловская область, Покровский район, с. Успенское осуществлять наблюдения за хранящимся зерном по показателям цвета, запаха, температуры, влажности и зараженности зерна, согласно требований Технического регламента и периодически записывать показания наблюдений в Журналы по контролю условий за хранящимся зерном. В складах N 1 и N 2 закончить капитальный ремонт складских помещений;
- в складских помещениях ООО "Эксима-Агро" Сетеневское отделение по адресу: Орловская область, Покровский район, д. Сетенево устранить все нарушения, а именно: в складском помещении напольного типа N 00000459 под воротами склада заделать щель размером 100 х 20 см надлежащим образом, предотвратить попадание животных и птиц внутрь склада. С правой стороны от входа между примыканием стен и пола заделать отбитую штукатурку, произвести ремонт трещин в стенах; в складском помещении напольного типа N 00000680 на полу заделать выбоины, в стенах склада устранить полностью трещины, предотвратить проникновение внутрь склада синантропной птицы и животных, убрать на зерне перья и наличие следов от животных. Подъезд к складу заасфальтировать.
Пункты 1, 2, 3, 4, 5 данного предписания предложено Обществу исполнить и о выполнении сообщить в срок до 31.07.2019 в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Также Обществу разъяснено, что по результатам выполнения требований данного предписания специалистом отдела государственного семенного надзора и качества зерна будет проведена проверка и что за неисполнение и несоблюдение требований данного предписания, Общество может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со статьями 17.7, 19.4.1 19.5, 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Предписание влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения. Лицо, обязанное исполнить указания, имеющие властный характер ненормативного акта уполномоченного органа, само определяет мероприятия, связанные с его исполнением, однако, оно должно знать, что именно подлежит устранению и в какой срок.
Исполнимость является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" утвержден Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна" (далее - ТР ТС 015/2011). Данный технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В статье 2 ТР ТС 015/2011 даются следующие термины и их определения: зерно - плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей;
кормовые цели - использование зерна в качестве корма для животных и производства комбикормов;
пищевые цели - использование зерна для переработки в пищевую продукцию; производство зерна - комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна;
хранение зерна - технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна.
Статьей 4 ТР ТС 015/2011 установлены требования безопасности при обращении с зерном, в частности:
- хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 6).
- поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов (пункт 7).
- в зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае, если это может привести к загрязнению зерна (пункт 9).
В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запах (пункт 11).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в ходе проверки проведенной в отношении Общества в 2017 году Управлением Россельхознадзора были выявлены нарушения Обществом п.п.6,7,9,11 ст.4 ТР ТС 015/2011.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления 18.10.2017 ООО "Эксима-Агро" было выдано предписание N 374-юз с требованием устранить допущенные нарушения в срок до 25.06.2018.
По результатам проверки по исполнению предписания от 18.10.2017 N 374-юз выданного ООО "Эксима-Агро" по адресам: Орловская область, Троснянский район, с. Тросна; Орловская область, Троснянский район, с. Муравль; Орловская область, Покровский район, с.Успенское, Орловская область, Покровский район, д. Сетенево административным органом сделан вывод, что пункты 1, 2, 3, 4, 5 предписания N 374-юз от 18.10.2017 не исполнены в установленный срок, в связи с чем Обществу 24.08.2018 старшим государственным инспектором отдела "Эксима-Агро" государственного надзора и качества зерна выдано предписание N374-юз устранить допущенные нарушения.
Как установлено судом, в рамках дела N А48-7816/2018 общество с ограниченной ответственностью "Эксима-Агро" за неисполнение предписания от 18.10.2017 N 374-юз было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.15 ст.19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Нарушения Обществом п.п.6,7,9,11 ст.4 ТР ТС 015/2011 на момент проведения рассматриваемой проверки свидетельствует о невыполнении требований предписания от 18.10.2017 N 374-юз в установленный срок.
Поскольку вышеуказанные нарушения не были устранены в срок, установленной ранее выданным предписанием, административный орган правомерно выдал заявителю оспариваемое в рамках настоящего спора предписание.
Доказательств того, что заявителем приняты все зависящие от Общества меры по соблюдению установленных правил и норм Технического регламента, направленных на исполнение требований предписания в материалы дела не представлено и судом не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с судом области, что предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 374-юз от 24.08.2018 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, т.е. является законным и обоснованным.
Доводы Общества о том, что последнее не осуществляет хранение зерна, а временно размещает на принадлежащих ему объектах, отклоняются как несостоятельные. Действующее законодательство не содержит понятия временного размещения. Нарушение хранения зерна подтверждено материалами проверки. То обстоятельство, что не все зерно хранится на обследованных объектах, не свидетельствует о соблюдении Обществом требований приведенного Технического регламента.
Ссылки на необоснованные затраты, которые возникнут у Общества при выполнении предписания, во внимание не принимаются. Как следует из пояснений, Общество заключило договор на хранение с иным лицом, у которого имеются необходимые и соответствующие всем требованиям объекты для хранения зерна, в связи с чем не лишено право хранить продукцию также без нарушений.
Таким образом, доказательств нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым предписанием не представлено.
При таких обстоятельствах, отсутствует совокупность оснований, предусмотренных ст.ст. 198,200 АПК РФ для признания оспариваемого акта недействительным, в связи с чем у апелляционного суда не имеется оснований для признания выводов суда области ошибочными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе отклоняются за несостоятельностью, кроме того они были предметом исследования суда первой инстанции в рамках настоящего дела и дела N А48-7816/2018 и им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.12.2018 по делу N А48-7941/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7941/2018
Истец: ООО "Эксима-Агро"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям