г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А21-8304/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35395/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.11.2018 по делу N А21-8304/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 7"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-и лица: 1) МП "Калининградтеплосеть", 2) ООО "РИВЦ "Симплекс"
о признании предписания недействительным
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (ОГРН 1143926018510; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, этаж 2, пом. 11; далее - ООО "ЖЭУ N 7", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным вынесенного Министерством в отношении Общества предписания от 12.04.2018 N ЖК-2/689/КАС/723-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований в части обязания ООО "ЖЭУ N7" осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за август 2017 года по многоквартирному дому N2 по ул. Бесселя в г. Калининграде, согласно пункту 42 Правил N354; предоставить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023901007008, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие, третье лицо - 1) и общество с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" (ОГРН 1173926027527, адрес: 236039, г. Калининград, ул. Большая Песочная, д. 23; далее - ООО "РИВЦ "Симплекс", третье лицо-2).
Решением от 19.11.2018 суд первой инстанции заявление ООО "ЖЭУ N 7" удовлетворил, признал недействительным предписание Министерства от 12.04.2018 N ЖК2/689/КАС/723-о в части обязания ООО "ЖЭУ N 7" осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за август 2017 по многоквартирному дому N 2 по ул. Бесселя в г. Калининграде, согласно пункту 42 Правил N 354; предоставить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов; взыскал с Министерства в пользу ООО "ЖЭУ N 7" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое Обществом предписание содержит правомерные требования.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений от 09.03.2015 и договора управления многоквартирным домом от 09.03.2015 Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 2 по улице Бесселя в городе Калининграде (далее - МКД, дом).
Между Обществом и МП "Калининградтеплосеть" (ресурсоснабжающей организацией) заключен договор от 23.12.2016 N 1468/Д теплоснабжения, в том числе указанного дома. Судом установлено, что в Министерство поступило обращение жильца кв.27 дома N2 по ул. Бесселя, в том числе по поводу порядка начислений платы за горячее водоснабжение дома за июнь-сентябрь 2017 года, октябрь-декабрь 2017 года, январь 2018 года.
На основании указанного обращения и приказа N 1037 от 13.03.2018 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку исполнения заявителем действующего законодательства при управлении домом, по результатам которой составлен акт проверки от 10.04.2018 N ЖК1/1037/КАС.
Министерство выдало Обществу оспариваемое предписание, согласно которому в том числе: Общество обязано в срок до 30.06.2018 произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за август 2017 года по МКД N 2 по ул. Бесселя в г. Калининграде согласно п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Основанием для вынесения упомянутого предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а также пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части нарушения порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Не согласившись с выданным Министерством предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого предписания недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, установив, что оспариваемое предписание требованиям действующего законодательства не соответствует и нарушает права и законные интересы управляющей организации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Министерство, указывая на неправильный расчет Обществом платы за горячее водоснабжение за август 2017 года по многоквартирному дому N 2 по ул. Бесселя в г. Калининграде, исходит из того, что несмотря на наличие в указанном многоквартирном доме индивидуального теплового пункта расчет платы следует осуществлять по правилам, установленным для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения по утвержденному для потребителей тарифу на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Между тем понятие нецентрализованной и централизованной систем горячего водоснабжения приведено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно которой под нецентрализованной системой понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12), а под централизованной системой - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части, является индивидуальным, а для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий - центральным тепловым пунктом.
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что спорный многоквартирный дом централизованной системой горячего водоснабжения не оборудован, а приготовление горячей воды в этом доме осуществляется самостоятельно с использованием индивидуального теплового пункта, который оснащен скоростным водоподогревом, посредством нагрева воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено то обстоятельство, что компонент на холодную воду, являющийся частью тарифа на горячую воду, оплачивается потребителями отдельно поставщику данного ресурса - Муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград".
При этом плата за коммунальные услуги вносится потребителями в указанном многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в данном случае - в МП "Калининградтеплосеть", а расчёты с потребителями осуществляются расчётным центром (обществом "Симплекс") на основании договора между таким центром и МП "Калининградтеплосеть".
В силу части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество производило расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за август 2017 года в соответствии с требованиями Правил N 354, а также о несоответствии предписания Министерства о перерасчете начисленной платы упомянутым нормам и о нарушении данным предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования. Оспариваемое предписание Министерства правомерно признано судом первой инстанции недействительным в части обязания Общества осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за август 2017 по многоквартирному дому N 2 по ул. Бесселя в г. Калининграде, согласно пункту 42 Правил N 354, поскольку они нарушают права и законные интересы заявителя.
К аналогичным выводам в отношении МКД, расположенного по указанному адресу, суды трех инстанций пришли в рамках рассмотрения аналогичного спора по делу N А21-12466/2017.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 ноября 2018 года по делу N А21-8304/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8304/2018
Истец: ООО "ЖЭУ -7"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: МП "Калининградтеплосеть", ООО "РИВЦ "Симплекс"