Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 мая 2019 г. N Ф03-1805/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
20 февраля 2019 г. |
А04-8978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Прокурора космодрома "Восточный": не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс"
на решение от 19.12.2018 по делу N А04-8978/2018
Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей В.Д. Пожарской
по заявлению Прокурора космодрома "Восточный"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор космодрома "Восточный" (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - общество, ООО "Прогресс") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.12.2018 общество привлечено к ответственности по данной норме права в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в обоснование чего привело доводы о том, что штраф в размере 300 000 руб. является чрезмерным для ООО "Прогресс" и может привести к ликвидации деятельности общества или банкротству. Кроме того полагает, что необходимо было привлечь должностное лицо, а не юридическое.
Прокурор отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив материалы настоящего дела и проверив обоснованность доводов жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ООО "Прогресс" осуществляет изготовление пищевой продукции в хлебопекарне и реализацию продукции в магазине, расположенном по адресу: Амурская область, г. Циолковский, ул. Маршала Неделина, 38.
Решением прокурора 27.09.2018 N 29 в отношении общества назначено проведение проверки соблюдения законодательства в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, в ходе которой установлены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и "Технического регламента на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011).
Результаты проверки отражены в справке от 05.10.2018 и в фототаблице.
23.10.2018 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и в соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Прогресс" к ответственности.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, при этом процессуальных нарушений в ходе привлечения его к административной ответственности не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении изготовителем и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Положениями статьи 10 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры, в том числе: определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Статьей 11 ТР ТС 021/2011 предусмотрены требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления). Так, для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции. Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны. Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации. Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи. Работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Статьей 13 ТР ТС 021/2011 предусмотрены требования безопасности к продовольственному (пищевому) сырью, используемому при производстве пищевых продуктов. Так, продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым. Хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ.
Статьей 14 ТР ТС 021/2011 установлены требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции. В частности, планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря. Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук. В производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств, за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования. Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых.
Согласно части 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
На основании части 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: 1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения; 2) специализированной пищевой продукции; 3) уксуса.
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 утвержден технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), пунктом 1 части 4.1 статьи 4 которого предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, в том числе о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилии, имени, отчестве и месте нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя).
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 утвержден Технический регламент на масложировую продукцию (024/2011), статьей 14 которого установлено, что условия хранения пищевой масложировой продукции должны обеспечивать ее сохранность и безопасность в течение срока годности в соответствии с требованиями настоящего технического регламента. Не допускается хранение пищевой масложировой продукции вместе с иной продукцией, если это может привести к загрязнению пищевой масложировой продукции. Помещения для хранения пищевой масложировой продукции с регламентированными условиями хранения и установленное в них оборудование должны быть оснащены измерительными приборами для контроля условий хранения.
По материалам дела судом второй инстанции установлено, что на момент проверки в магазине, принадлежащем обществу, установлен факт нарушения вышеуказанных нормативных положений, что подтверждается фототаблицей от 27.09.2018, справкой о проверке от 05.10.2018, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2018, объяснениями должностного лица общества от 23.10.2018
Нарушения выразились в следующем:
1) для обеспечения безопасности пищевой продукции не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (нарушен пункт 3 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011);
2) в хлебопекарне отсутствует помещение экспедиторской с холодильным оборудованием (готовая продукция хранится на рабочих столах и в холодильнике для продовольственного сырья), моечное отделение для мытья внутрицехового инвентаря, помещение для подготовки и просеивания муки (просеивание муки осуществляется ручным способом в зоне рабочего стола кондитера), т.е. планировка производственных помещений хлебопекарни (его размещение) не обеспечивает соблюдение поточности технологических операций, исключающих встречные потоки продовольственного сырья и готовой продукции, грязного и чистого инвентаря (нарушен пункт 1 части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
3) в зоне основного производственного цеха, выделенного для просеивания муки ручным открытым способом (через сито), хранится вскрытая открытая упаковка с маргарином (вне холодильного оборудования), что может привезти к загрязнению масложировой продукции при её хранении, т.е. при хранении продовольственного пищевого сырья не обеспечивается предотвращение порчи и защиты сырья от загрязняющих веществ, а, следовательно, не соблюдаются требования к безопасности продовольственного сырья, используемого при производстве пищевых продуктов (нарушены часть 4 статьи 13 ТР ТС 021/2011, часть 3 статьи 14 ТР ТС 024/2011);
4) складское помещение, где осуществляется хранение пищевой масложировой продукции с регламентированными условиями хранения, не оснащено холодильным оборудованием (жировая продукция хранится без оборудования), а также в зоне хранения вскрытой упаковки с маргарином отсутствуют измерительные приборы для контроля условий хранения пищевых продуктов (нарушена часть 5 статьи 14 ТР ТС 024/2011);
5) вскрытая упаковка с маргарином хранится не в холодильном оборудовании, а совместно с другим сырьём, используемом в производстве; в маргариновую продукцию вставлен нож для отрезания части маргарина при необходимости, не имеющий маркировки, что может привезти к загрязнению масложировой продукции при её дальнейшем хранении, т.е. нарушается требование к безопасности к пищевому сырью, используемому при производстве пищевой продукции (нарушены часть 4 статьи 13 ТР ТС 021/2011, часть 1 статьи 14 ТР ТС 024/2011);
6) общество не ведёт и не хранит документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации: не всё поступающее в пекарню продовольственное сырье, используемое для производства пищевой продукции, сопровождается документами, подтверждающие качество и безопасность (сливочное масло в количестве 10 кг без маркировки на упаковке), что не обеспечивает прослеживаемость пищевой продукции при её использовании в процессе производства пищевой продукции (нарушены пункт 12 части 3 статьи 10, часть 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011);
7) отходы (пищевые, иные отходы - твердые отходы, мусор) помещены в не промаркированную ёмкость без крышки (нарушена часть 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011);
8) имеющийся умывальник для мытья рук персонала, размещённый в зоне работы кондитера, не используется, так как нет свободного доступа к нему, в связи с чем персонал моет руки над моечной раковиной для мытья инвентаря; возле раковины отсутствуют средства для мытья рук и устройство для вытирания и (или) сушки рук (нарушен пункт 4 части 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
9) не обеспечиваются меры по предотвращению проникновения в производственное помещение животных: в производственном цехе хлебопекарни находилась кошка (нарушен пункт 8 части 3 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
10) не обеспечиваются меры по предотвращению проникновения в производственное помещение насекомых и грызунов: в производственном цехе хлебопекарни находились мухи, входная дверь не защищена от грызунов и насекомых, отсутствует устройство, обеспечивающее самостоятельное и плотное закрывание двери (нарушен пункт 8 части 3 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
11) не проводится контроль за качеством выпускаемой пищевой продукции (не предоставлены документы) самостоятельно или с участием третьей стороны (нарушены часть 2 статьи 11, пункт 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011);
12) не определена периодичность проведения дезинсекции, дератизации производственных помещений (не предоставлены акты выполненных работ, своевременно не убирается липкая лента, на которой находится большое количество насекомых (мух), что не обеспечивает безопасность пищевой продукции в процессе производства (нарушен пункт 7 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011);
13) уборочный инвентарь (тряпка, веник, швабра) просушивается и хранится у входа в производственное помещение, а не в подсобном помещении, т.е. не проводится контроль за содержанием производственных помещений и инвентаря (нарушен пункт 8 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011);
14) в хлебопекарне осуществляется изготовление и реализация в магазине кондитерских изделий (печенье в ассортименте, пряники, кексы, детская лакомка, пирожные (картошка), рулеты с начинкой, мафины, суфле и другие кондитерские изделия), которые подлежат обязательному декларированию, при этом декларации о соответствии установленного образца не были предъявлены ввиду отсутствия таковых (нарушена часть 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011);
15) согласно предоставленной накладной от 23.09.2018 на реализацию в магазин доставлено кондитерское изделие "Суфле", по рецептуре в состав готового продукта входит крем сливочный с добавлением сливочного масла, при этом на упаковке с маслом, хранящемся в холодильном оборудовании для хранения сырья, отсутствует маркировка изготовителя, что может способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (нарушен подпункт 7 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011);
16) в производственном цеху (складском помещении) обнаружено сырье, используемое в производстве с истекшим сроком годности:
- в производстве хлеба ("Багет", "Сырный", "Кишенёвский", "Мариинский", пшеничный в/с и др.) используется комплексная пищевая добавка "Фадона" в качестве регулятора кислотности, страна изготовитель Австрия, дата изготовления 08.09.2017 года, срок хранения 12 месяцев до 08.09.2018 года, в количестве 8,985 кг, последняя дата выпечки 20.09.2018 года, 26.09.2018 года);
- в производстве кондитерских изделий используется сухая смесь для приготовления начинки "Кокосовая начинка", страна изготовитель Австрия, дата изготовления 05.11.2016 года, срок хранения 9 месяцев до 05.08.2017 года, в количестве 8,840 кг;
- в производстве готовой продукции (кексы, мафины) используется смесь сухая для кексов Теграл Сатин Крим Кейк изготовитель ЗАТО "Пуратос", Московская область. Подольский район, Лаговское с/п, вблизи д. Северово, фабрика N 2, дата изготовления 27.07.2017 года, срок хранения до 27.07.2018 года, в количестве 15 кг, последняя дата выпечки 23.09.2018 года); т.е. не соблюдаются требования безопасности к продовольственному (пищевому) сырью, используемому при производстве пищевых продуктов (нарушена часть 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011);
17) для изготовления хлебобулочных изделий (булочек), кондитерских изделий (пряники, печенье и др.), используется сырое куриное яйцо, при этом отсутствуют условия для их обработки, т.е. не проводится контроль за продовольственным сырьём, используемым при производстве (изготовлении) пищевой продукции (нарушен пункт 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011);
18) в одной имеющейся в хлебопекарне ванне осуществляется обработка внутрицеховой и оборотной тары, сырого яйца и рук персонала, т.е. нарушаются требования к организации производственных помещений, исключена возможность осуществления необходимого технического обслуживания технологического оборудования и его мойки в помещении, где осуществляется процесс производства пищевой продукции (нарушен пункт 4 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
19) не обеспечивается документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции (отсутствуют журналы) (нарушен пункт 6 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011);
20) открытые пластиковые ёмкости, в которых хранится не упакованная готовая пищевая продукция (хлеб), грязные, не мытые, т.е. не обеспечивается периодичность мойки технологического оборудования в процессе производства (нарушен пункт 7 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011);
21) при осмотре медицинских книжек, предоставленных обществом, установлено, что работник (уборщица) Баулина С.С., осуществляющая изготовление пищевой продукции (в день проверки), принята на работу без медицинского осмотра (отсутствует личная медицинская книжка); у лиц, имеющих контакт с пищевыми продуктами и непосредственно изготавливающих пищевую продукцию, - Розе О.А. (с 07.04.2017 года) и Серковой Н.С. (с 09.08.2018 года) не пройдено флюорографическое обследование, т.е. работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, не прошли обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (нарушена часть 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011);
22) при осмотре имеющегося внутрицехового инвентаря, используемого в производстве пищевой продукции, установлено, что инвентарь (ножи, ёмкости, используемые для работы с сырым мясом в том же помещении, где изготавливаются кулинарные изделия, а также для приготовления крема) не промаркирован, тем самым, не поддерживается контроль за содержанием инвентаря в порядке, обеспечивающим безопасное производство пищевой продукции, исключая её загрязнение (нарушена часть 8 пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011)
При разрешении спора, суд первой инстанции исключил из объема вмененных нарушений эпизод, связанный с отсутствием у работников Розе О.А. и Серковой Н.С. флюорографического обследования, поскольку обществом представлены доказательства прохождения ежегодного флюорографического обследования Розе О.А. - 08.09.2017, Серковой Н.С. - 27.07.2018, периодичность прохождения такого обследования - 1 раз в год.
Вместе с тем, исключение этого эпизода не влияет на доказанность объективной стороны вмененного правонарушения, состоящего еще из 21 нарушения, что которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью покупателей (потребителей).
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что обществом не представлено надлежащих доказательств принятия всех своевременных и достаточных мер по соблюдению возложенных действующим законодательством обязанностей, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в данном случае, то суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия вины в его действиях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился с прокуратурой о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод общества о неправильном определении субъекта ответственности во вмененной норме права не принимается во внимание второй инстанции.
По мнению апеллянта в спорном случае надлежащим субъектом отнесенности является должностное лицо предприятия.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
При этом привлечение к ответственности должностного лица общества не является основанием для исключения привлечения к административной ответственности юридического лица, осуществляющего свою деятельность с нарушением требований действующего законодательства.
В спорном случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2018 вынесено в отношении юридического лица и полномочий по замене субъекта ответственности за данное правонарушение у арбитражного суда не имелось.
Проанализировав положения статьи 2.9 КоАП РФ и фактически установленные обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для применения малозначительности и освобождения от административной ответственности применительно к рассматриваемому правонарушению, так как оно посягает на отношения в сфере обеспечения безопасности продуктов питания для жизни и здоровья людей.
Кроме того, существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае выражаться в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что также исключает возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, также не имеется, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Заявителю назначен минимальный штраф в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, оснований к отмене или изменению судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.12.2018 по делу N А04-8978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8978/2018
Истец: Прокурор космодрома "Восточный" старший советник юстиции Вепрев П.В.
Ответчик: ООО "Прогресс"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд(8978/18-1т, 8898/18-1т)