город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2019 г. |
дело N А32-43089/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации - Варданян Г.А. по доверенности от 05.02.2019, паспорт и Кныш Н.П. по доверенности от 10.08.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Капитал Инвест-Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2018 по делу N А32-43089/2018, принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Капитал Инвест-Юг"
к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Капитал Инвест-Юг" (далее - заявитель, ООО "Ломбард "Капитал Инвест-Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) (далее - административный орган) от 27.09.2018 N 18-15088/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2018 заявленные требования удовлетворены в части, размер штрафа снижен до 250 000 руб. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Капитал Инвест-Юг" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что правонарушение является малозначительным. Также общество в жалобе указывает, что отчет по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" за полугодие 2018 г. был предоставлен в установленные сроки, с неточностями. Предписание обязывало Общество устранить допущенные неточности при составлении отчета. Данные неточности были устранены и направлены в ЦБ РФ Центр по обработке отчетности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Капитал Инвест-Юг" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем, судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом в адрес общества было направлено предписание от 31.07.2018 N Т128-99-2/36826 об устранении нарушений о необходимости представления в банк исправленного отчета по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" (далее - отчетность), установленной в Приложении к Указанию Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3927-У) за полугодие 2018 года, в срок, не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания банка.
Предписание было размещено в личном кабинете общества 31.07.2018, считается полученным обществом 01.08.2018 и, соответственно, отчетность за полугодие 2018 года должна была быть представлена обществом в банк не позднее 08.08.2018.
В результате контроля исполнения предписания, установлено, что по состоянию на 15.08.2018 отчетность за полугодие 2018 года в банк не представлена.
Административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2018.
Административный орган вынес постановление от 27.09.2018 N 18-15088/3110-1, которым общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса, является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Руководствуясь частями 2, 3 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
На основании статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" предписания Банка России являются обязательными для исполнения ломбардами.
Как следует из материалов дела, административным органом в адрес общества было направлено предписание от 31.07.2018 N Т128-99-2/36826 об устранении нарушений о необходимости представления в банк исправленного отчета по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" за полугодие 2018 года, в срок, не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания банка.
В соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
Предписание банка было размещено в личном кабинете общества 31.07.2018, считается полученным обществом 01.08.2018 и, соответственно, отчетность за полугодие 2018 года должна была быть представлена обществом в банк не позднее 08.08.2018.
В результате контроля исполнения предписания, установлено, что по состоянию на 15.08.2018 отчетность за полугодие 2018 года в банк не представлена.
Таким образом, общество не выполнило в установленный срок предписание банка России от 31.07.2018 N Т128-99-2/36826 и наличие в действиях ООО "Ломбард Капитал Инвест-Юг" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Ломбард Юг Инвест", будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное для исполнения предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для исполнения предписания, кооператив не принял всех необходимых мер по его исполнению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено. Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств объективной невозможности исполнения предписания в пределах установленного срока.
Довод общества о нарушении срока составления постановления о привлечении к административной ответственности не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из положений КоАП РФ следует, что само по себе нарушение срока составления постановления не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим постановлением подтверждается факт правонарушения и постановление составлено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности от 25.09.2018 N 18-15088/3110-1 по своему содержанию соответствует требованиям КоАП РФ и вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права общества при производстве по делу об административном правонарушении не нарушены.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения в материалы дела не представлено.
Исполнение предписания до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не исключает ответственности общества за нарушение срока исполнения предписания.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае признание допущенного нарушения малозначительным и освобождение общества от административной ответственности не отвечает цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Доводы о малозначительности допущенного нарушения направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом не может быть принят довод общества в качестве малозначительности правонарушения о незначительном сроке нарушения предоставления необходимой отчетности в банк. Фактически предписание в срок не исполнено.
Согласно частям 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно изменено оспариваемое постановление административного органа путем снижения назначенного администрации наказания в виде административного штрафа до 250 000 рублей по оспариваемому постановлению о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 11.12.2018.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2018 по делу N А32-43089/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43089/2018
Истец: ООО "Ломбард капитал инвест-Юг"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Центральный банк РФ в лице Южного главного управления ЦБ РФ