г. Челябинск |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А07-30192/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Туймазинский лес" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2018 по делу N А07-30192/2018 (судья Кутлин Р.К.).
Общество с ограниченной ответственностью "Туймазинский лес" (далее - заявитель, общество, ООО "Туймазинский лес") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления N 07/91-18 о назначении административного наказания от 27.07.2018, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.12.2018) заявленные требования удовлетворены частично, постановление Министерства N 07/91-18 от 27.07.2018 изменено в части назначения наказания, обществу назначена мера ответственности за совершенное по статье 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "Туймазинский лес" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Ссылается на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что судом не учтены доказательства, представленные обществом, о своевременном вывозе купленной древесины в период с 27.04.2018 по 15.05.2018 по договору купли-продажи древесины по результатам аукциона N 10/д-25 от 27.04.2018. полагает, что вывоз леса был осуществлен в рамках договора. Обращает внимание на то, что о добросовестном исполнении обществом обязательств по указанному договору свидетельствует предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 18.05.2018 об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенное сельским поселением Верхнебишиндинским сельсоветом муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на основании акта обследования от 18.05.2018, который зафиксировал факт незаконного складирования и хранение древесины на общей территории сельского поселения без соответствующих на то разрешений.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия, по имеющимся материалам.
Министерством представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых оно против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
ООО "Туймазинский лес" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2013 за основным государственным регистрационным номером 1130280042507.
Как следует из материалов дела, 25.06.2018 в 11 часов 50 минут государственным лесным инспектором Республики Башкортостан Юмагуловой А.Д. в ходе патрулирования территорий лесного фонда выявлено, что на лесных участках, расположенных на территории квартала N 37 выделов 21,5, квартала N 26 выделов N 16, 1, квартала N 17 выдела N 6 Краснореченского участкового лесничества Белебеевского лесничества Республики Башкортостан (далее - лесной участок) обнаружены скопления заготовленной древесины в хлыстах, не раскряжеванной на сортименты, сложенные у стены леса, без специального разрешения на использование данного лесного участка.
Эти обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра территории лесного участка от 25.06.2018 (л.д.51-54).
Проведенной проверкой установлено, что правовых оснований на занятие и использование лесного участка у общества не имеется.
Определением от 25.06.2018, направленным заказным письмом, ООО "Туймазинский лес" извещено о необходимости явки законного представителя 16.07.2018 в 10 час. 00 мин. в Белебеевский межрайонный территориальный отдел Министерства для участия в составлении протокола об административном правонарушении (л.д.57-62).
По факту выявленного нарушения 06.07.2018 административным органом в отношении ООО "Туймазинский лес" составлен протокол об административном правонарушении N 07/91-18 по признакам нарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ (л.д.89-91).
06.07.2018 Министерством вынесено требование N 07/91-18 об устранении выявленных нарушений в течение десяти дней со дня получения требования (л.д.87-88).
Определением от 10.07.2018, направленном в адрес общества по почте, и полученным адресатом 21.07.2018, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.07.2017 (л.д.99-102).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 27.07.2018 N 07/91-18, вынесенным в отсутствие законного представителя общества, за совершение указанного нарушения заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 руб.
Считая это постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности, вместе с тем, счел возможным снизить размер назначенного предприятию административного штрафа до 100000 руб. и признал оспариваемое постановление незаконным в соответствующей части.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в: самовольном занятии лесных участков, то есть активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий; использовании лесного участка без специальных разрешений, то есть в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и прочего, дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов и т.п.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно информации, размещенной в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, договор отчуждения/приобретения древесины, находящейся в квартале N 26 выделов N16, 1, квартале N 17 выдел N6 Краснореченского участкового лесничества Белебеевского лесничества Республики Башкортостан, заключен между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и ООО "Туймазинский лес".
В соответствии с информацией, предоставленной Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан 29.06.2018 исх. N 06/4678, между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и ООО "Туймазинскии лес" заключен договор купли-продажи древесины по результатам аукциона N10/д-25 от 27.04.2018.
При этом, согласно пункта 1.2 договора N 10/д-25 от 27.04.2018, покупатель вывозит имущество с места хранения в течение 30 дней со дня подписания этого договора.
Таким образом, ООО "Туймазинскии лес" взяло на себя обязательство вывезти с указанных в договоре N 10/д-25 от 27.04.2018 территорий купленную древесину в период с 27.04.2018 по 27.05.2018.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение требований вышеизложенных норм, в период с 28.05.2018 по 25.06.2018, древесина, принадлежащая ООО "Туймазинскии лес", находилась на территории лесного фонда (на лесных участках, расположенных на территории квартала N 26 выделов N 16, 1, квартала N 17 выдела N 6 Краснореченского участкового лесничества Белебеевского лесничества Республики Башкортостан) без каких-либо разрешительных документов.
При этом, согласно лесохозяйственному регламенту Белебеевского лесничества Республики Башкортостан утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 1387-ОД, данные лесные участки относятся к землям лесного фонда, категория - эксплуатационные леса.
Названные обстоятельства правомерно расценены судом как свидетельствующие о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
В части выявленного правонарушения в квартале N 37 выделов 21,5 суд первой инстанции правильно указал на недоказанность факта правонарушения, поскольку договором N 10/д-25 от 27.04.2018 указанные участки ООО "Туймазинский лес" не предоставлялись.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины предприятия в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, то обстоятельство, что ранее к ответственности за аналогичное правонарушение общество не привлекалось, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, правомерно снизил размер штрафа до 100000 руб. и изменил оспариваемое постановление в соответствующей части. Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа и переоценки указанного вывода суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Приведенные в жалобе доводы заявителя выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2018 по делу N А07-30192/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туймазинский лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30192/2018
Истец: ООО "ТУЙМАЗИНСКИЙ ЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН