Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2019 г. N Ф05-7229/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А40-15589/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Бекетовой И.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2018 по делу N А40-15589/18, принятое судьей Пуловой Л.В.
по иску ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ"
к Департаменту городского имущества г.Москвы
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Кушикова С.А. по дов. от 12.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Егоров Е.В. по дов. от 29.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2018 признано незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, выраженное в письме N 33-5-116921/17-(0)-2 от 26.10.2017 г.
Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, кадастровый номер 77:09:0004010:84 в аренду ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ".
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требованиях. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм и процессуального материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Департамента настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ" является собственником объектов недвижимости на спорном земельном участке площадью 703 кв. м, а именно:
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 1, площадью 115,1 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3868, построено в 1991 г;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 2, площадью 30,5 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3866, построено в 1980 г.;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 3, площадью 187,9 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3867, построено в 1983 г.;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 4, площадью 19,8 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004023:2073, построено в 1986 г. Право собственности истца подтверждается выпиской из ЕГРП, сведения об объектах подтверждаются выписками БТИ.
Земельный участок на основании договора аренды от 27.02.2004 N М09-511316 был предоставлен в аренду предыдущему собственнику зданий АО "МОНТАЖРЕМСЕРВИС" сроком на 5 лет. Земельный участок предоставлялся в аренду для дальнейшей эксплуатации существующих производственных зданий.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 04.11.2004 г. в связи с переходом права собственности на здания права и обязанности по договору аренды перешли к ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ". В Дополнительном соглашении содержатся сведения о зданиях, расположенных на земельном участке.
От предыдущего собственника объектов истцу были переданы, в том числе документы: План приватизации ремонтно-строительного управления хозяйственного управления Минмонтажспецстроя СССР от 07.09.1993 г., Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению госимуществом за N 1557-р от 07.09.1993 г.
При проверке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 19.12.2012 г. на предмет соблюдения земельного законодательства юридического лица, было установлено, что нарушений в использовании земельного участка не выявлено, на земельном участке расположены строения и сооружения, принадлежащие истцу на праве собственности.
Являясь собственником зданий, желая заключить долгосрочный договор аренды на земельный участок, на котором они расположены, истец обратился в департамент с запросом от 24.08.2017 г. на оказание государственной услуги - предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
В письме Департамента городского имущества г. Москвы N 33-5-116921/17-(0)-2 от 26.10.2017 г. Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемой услуги на основании выявления факта наличия незаконно размещенных объектов недвижимости.
ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ".
В обоснование требований истец пояснил, что является собственником объектов недвижимости на спорном земельном участке площадью 703 кв. м, а именно:
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 1, площадью 115,1 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3868, построено в 1991 г;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 2, площадью 30,5 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3866, построено в 1980 г.;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 3, площадью 187,9 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004010:3867, построено в 1983 г.;
- здание г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, стр. 4, площадью 19,8 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004023:2073, построено в 1986 г. Право собственности истца подтверждается выпиской из ЕГРП, сведения об объектах подтверждаются выписками БТИ.
Земельный участок на основании договора аренды от 27.02.2004 N М09-511316 был предоставлен в аренду предыдущему собственнику зданий АО "МОНТАЖРЕМСЕРВИС" сроком на 5 лет. Земельный участок предоставлялся в аренду для дальнейшей эксплуатации существующих производственных зданий.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 04.11.2004 г. в связи с переходом права собственности на здания права и обязанности по договору аренды перешли к ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ". В Дополнительном соглашении содержатся сведения о зданиях, расположенных на земельном участке.
От предыдущего собственника объектов истцу были переданы в том числе документы: План приватизации ремонтно-строительного управления хозяйственного управления Минмонтажспецстроя СССР от 07.09.1993 г., Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению госимуществом за N 1557-р от 07.09.1993 г.
По истечении срока действия договора аренды договор продолжал действовать в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ на тех же условиях на неопределенный срок.
Арендные платежи арендатором оплачивались арендатором по договору аренды земельного участка департаменту. Данный факт департаментом не оспаривается.
При проверке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 10.12.2012 г. на предмет соблюдения земельного законодательства юридического лица, было установлено, что нарушений в использовании земельного участка не выявлено, на земельном участке расположены строения и сооружения, принадлежащие истцу на праве собственности.
Являясь собственником зданий, желая заключить долгосрочный договор аренды на земельный участок, на котором они расположены, истец обратился в департамент с запросом от 24.08.2017 г. на оказание государственной услуги - предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
В письме Департамента городского имущества г. Москвы N 33-5-116921/17-(0)-2 от 26.10.2017 г. Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемой услуги на основании выявления факта наличия незаконно размещенных объектов недвижимости, в обосновании чего департамент ссылается на Акты Госинспекции по недвижимости по г. Москве от 19.10.2017 г.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 2.10.1.8 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости на земельном участке.
Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявителем представлен полный пакет документов, необходимый для предоставления государственной услуги. Наличие акта Госинспекции само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении установленного законом права перехода прав на земельный участок при продаже недвижимости, т.к. изложенное в нем мнение должностных лиц Госинспекции по недвижимости относительно законности спорной постройки, не может свидетельствовать о наличии признаков самовольной постройки, поскольку противоречит действующему свидетельству о праве собственности заявителя на данный объект. Из акта также не следует, что спорные пристройки были возведены заявителем после приобретения права собственности на объект.
Кроме того Департаментом не представлено доказательств того, что на момент подачи заявления испрашиваемый участок изъят из оборота или ограничен в обороте, что могло явиться препятствием для предоставления его в аренду.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что действия Департамента городского имущества г. Москвы по отказу обществу в предоставлении испрашиваемой услуги, выраженные в письме N 33-5-116921/17-(0)-2 от 26.10.2017 г., по указанным в письме мотивам, являются незаконными.
Установив незаконность решения Департамента, оформленного письмом N 33-5-116921/17-(0)-2 от 26.10.2017 г., об отказе в предоставлении государственной услуги, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Юннатов, вл.22, кадастровый номер 77:09:0004010:84 в аренду ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ".
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Департамент не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность его требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018 по делу N А40-15589/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15589/2018
Истец: ООО "СПЕЦКОМПЛЕКТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7229/19
03.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13561/20
24.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7229/19
19.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70715/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15589/18