г. Челябинск |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А76-25720/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2018 по делу N А76-25720/2018 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Белоусов А.Г. (доверенность N 05-1-05/029078 от 28.12.2018).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - инспекция, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.02.2018 N 74480000266 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 29.10.2018) требования заявителя удовлетворены, решение от 20.02.2018 N 74480000266 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы инспекция настаивает на правомерности вынесенного налоговым органом решения о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика, соблюдении им процедуры взыскания задолженности.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в адрес учреждения выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа от 24.08.2017 N 205 со сроком исполнения до 18.09.2017.
В установленный срок требование инспекции не исполнено.
ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) вынесено решение от 09.10.2017 N 161 о взыскании пени за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Доказательствами направления налогоплательщику указанных требования и решения ИФНС России по Советскому району г. Челябинска не располагает, в связи с тем, что указанные документы в адрес заявителя направлялись ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска.
Управлением Федерального Казначейства по Свердловской области в ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска направлено уведомление от 08.02.2018 N УНЛ-17-7466 о неисполнении налогоплательщиком в течение трехмесячного срока решения налогового органа от 09.10.2017 N 161.
Поручением ФНС России, доведенным письмом от 19.01.2017 N ГД-4- 8/69@ "О централизации отдельных функций по работе с задолженностью", функции по применению положений статьи 47 НК РФ централизованы. Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области выполнение указанных функций возложены на ИФНС России по Советскому району г. Челябинска.
Поскольку учреждением не исполнено решение от 09.10.2017 N 161, ИФНС России по Советскому району города Челябинска в порядке статьи 47 НК РФ принято решение от 20.02.2018 N 74480000266 о взыскании пени за счет имущества налогоплательщика на сумму 64 093,79 руб.
Решение от 20.02.2018 N 74480000266 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика направлено в адрес налогоплательщика 14.03.2018, что подтверждается списком на отправку корреспонденции от 14.03.2018.
На указанное решение учреждением подана жалоба от 29.03.2018 N 141/4/07-3244 в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области).
Решением УФНС России по Челябинской области от 30.05.2018 N 16- 07/002835 вышеуказанная жалоба оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение оставлено без изменений.
ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО" Минобороны России не согласившись с принятым решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст.75 НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п.2 ст.45 НК РФ).
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (п.1). Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. (п.2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п.3). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации. Для такого взыскания налога налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (п.3.1). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ. Эти положения применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) - организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации (п.7).
Согласно п.1 ст.47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Уставом ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, учреждение является государственным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Исходя из правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1999 N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждений", арбитражным судам следует иметь в виду, что в случае недостаточности денежных средств учреждения взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Как верно отмечено судом первой инстанции, сведений о наличии у учреждения собственного имущества (не закрепленного за ним на праве оперативного управления), материалы дела не содержат. Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих на лицевой счет в органе Федерального казначейства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для взыскания с заявителя налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные казенным учреждением требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2018 по делу N А76-25720/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25720/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска