Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2019 г. N Ф02-1987/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А10-4794/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Читаэнергосбыт" Калашниковой Т.К. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 декабря 2018 года по делу N А10-4794/2018 (суд первой инстанции - Ниникина В.С.),
установил:
Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027501164833, ИНН 7536010966, далее - заявитель, Забайкальское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к директору Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" муниципального образования сельского поселения "Ключевское" Орлову Владимиру Сергеевичу (далее - Орлов В.С.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, далее - АО "Читаэнергосбыт") и МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" муниципального образования сельского поселения "Ключевское".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 декабря 2018 года по делу N А10-4794/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Читаэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного, не установлено, в связи с чем у суда отсутствовали основания для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Орлов В.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.01.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" муниципального образования сельского поселения "Ключевское" Орлов Владимир Сергеевич явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления АО "Читаэнергосбыт" N 8749 от 12.07.2018 (т.1 л.д.20-22) Забайкальским управлением Ростехнадзора проведена проверка ненадлежащего исполнения МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" обязательств по оплате потребленной электрической энергии по договору энергоснабжения N 376-00792 от 01.01.2018 (т.1 л.д.23-28), заключенному с АО "Читаэнергосбыт".
По результатам проверки установлено, что МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" допущено нарушение установленного действующим законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с установленным договором энергоснабжения сроками платежей.
07.08.2018 государственным инспектором Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Забайкальского управления Ростехнадзора в отношении директора МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" Орлова В.С. составлен протокол об административном правонарушении N 209/09-12-2018/дл по статье 14.61 КоАП РФ (т.1 л.д.11-13).
Заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении Орлова В.С. к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3, 23.30 КоАП РФ, пунктом 5.5 Положения о Забайкальском управлении Ростехнадзора (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 г. N 266), приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.10.2017 г. N 454 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", протокол об административном правонарушении от 07.08.2018 N 209/09-12-2018/дл, составлен уполномоченным должностным лицом.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2018 АО "Читаэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" (потребитель) заключили договор электроснабжения N 376-00792 (т.1 л.д.23-28). Предприятие осуществляет теплоснабжение на территории Заиграевского района.
На основании пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442, потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Согласно пункту 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего положения критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Пунктом 258 Основных положений предусмотрено, что потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего положения критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 260 Основных положений предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 настоящего положения, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
В силу критериев, установленных в Приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, потребитель МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Предприятие включено в Перечень потребителей, в отношении которых гарантирующим поставщиком установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" является потребителем, обязанным предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями пункта 255 Основных положений.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым пункта 255 Основных положений, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Задолженность МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" по состоянию на 28.02.2018 составила 1 400 978 рублей 31 копейку за потребленную электрическую энергию за период ноябрь 2017 года - февраль 2018 года. В материалы дела представлены акты сверки взаиморасчетов на указанную сумму, подписанные потребителем (т.1 л.д.39-41).
АО "Читаэнергосбыт" 10.04.2018 в адрес МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" направлено уведомление N 4893 с требованием по истечении 60 календарных дней с момента получения уведомления предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (т.1 л.д.47-48). Данное уведомление получено МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" 25.04.2018 (т.1 л.д.49).
Неисполнение в установленный срок требования, указанного в уведомлении, послужило основанием для обращения АО "Читаэнергосбыт" в административный орган с заявлением о привлечении директора МУП ЖКХ "Теплоэнергетический комплекс "Ключевской" Орлова В.С. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ. Орлов В.С. доказательств исполнения уведомления гарантирующего поставщика не представил.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт неисполнения Орловым В.С. обязанностей, установленных пунктом 258 Основных положений, установлен и доказан административным органом
Таким образом, событие вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.
Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу того, что директором предприятия Орловым В.С. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, то вина данного лица состоит в том, что оно осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, но относилось к ним безразлично.
В действиях Орлова В.С. содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Орлова В.С. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие в составлении протокола от 07.08.2018 об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Орлов В.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по имеющимся у административного органа адресам Орлова В.С, в управление для составления протокола об административном правонарушении явился.
Протокол об административном правонарушении от 07.08.2018 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Рассматривая довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 г. N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Суд обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2013 года N 11417/12, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, арбитражный суд, исходя из фактических обстоятельств дела, вправе признать малозначительным и правонарушение, предусмотренное статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что сами по себе нарушения в рассматриваемом конкретном случае не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что является исключительным случаем.
Доводы заявителя жалобы об обратном неубедительны и являются необоснованными.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении Орлова В.С. к административной ответственности, признав совершенное им правонарушение малозначительным, и ограничился устным замечанием.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 декабря 2018 года по делу N А10-4794/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4794/2018
Истец: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальское управление
Ответчик: МУП Директор ЖКХ ТЭК Ключевской Орлов Владимир Сергеевич
Третье лицо: АО "ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ", МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "КЛЮЧЕВСКОЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "КЛЮЧЕВСКОЕ"