город Воронеж |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А36-10406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, город Тула, далее - ПАО "Квадра" или заявитель):
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (ОГРН 1044800195472, ИНН 4826044009, город Липецк, далее - Управление Росприроднадзора по Липецкой области или Управление): |
Келейникова Е.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2019, N ЛГ-06/2019;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.12.2018 по делу N А36-10406/2018 (судья Никонова Н.В.), принятое по заявлению ПАО "Квадра" к Управлению Росприроднадзора по Липецкой области о признании незаконными решений об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06.06.2018 и 03.08.2018, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области о признании незаконными решений об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06.06.2018 г. и 03.08.2018 г., обязании устранить нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.12.2018 по делу N А36-10406/2018 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы ссылается на то, что у Управления отсутствовали основания для направления в адрес заявителя уведомления, предусмотренного пунктом 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25.02.2010 N 50.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что образование отхода "сальниковая набивка_" на производственном подразделении "Северо-Восточные тепловые сети" подтверждается утвержденным паспортом на данный отход.
В судебном заседании представители заявителя ПАО "Квадра" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Липецкой области судебное заседание не явился
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 26.02.2018 ПАО "Квадра" обратилось в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2, л.д. 2). К заявлению прилагался проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" производственного подразделения "Северо-Восточные тепловые сети" (далее - ПНООЛР). Учитывая производственную деятельность объектов ПП "СВТС", на основании заявления и представленного проекта НООЛР предполагалось утверждение нормативов в отношении 39 видов отходов.
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 03.04.2018 N 28-0 Управление отказало ПАО "Квадра" в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственного подразделения "Северо-Восточные тепловые сети" (далее - ПП "СВТС") филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" (т. 2, л.д. 3).
Основанием для отказа послужило выявленное наличие в проекте недостоверной информации, связанной с арифметическими и логическими ошибками при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями. Данный отказ заявителем не обжалован.
24.04.2018 ПАО "Квадра" повторно обратилось в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2, л.д. 6, 35). К прилагался проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 1, л.д. 17 - 165).
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 06.06.2018 N 49-0 Управление отказало ПАО "Квадра" в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственного подразделения "Северо-Восточные тепловые сети" филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" (т. 2, л.д. 36- 37).
Основанием для отказа послужило выявленное наличие в проекте недостоверной информации, связанной с арифметическими и логическими ошибками при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, а именно: - в разделах представленного ПНООЛР указан норматив образования отхода "лампы натриевые высокого давления, утратившие потребительские свойства, код по 11111198_307774 4 ФККО / 48241121523" в количестве 0,0004 т/год, при этом в разделе N 3 "Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год" отсутствует расчет нормативного количества образования данного вида отхода, а это указывает на наличие логической ошибки при заполнении разделов (форм) представленного ПНООЛР.
В письме ПАО "Квадра" от 21.06.2018 г. N ВВ-310/7089 было указано на то, что расчет был в составе первоначально представленного ПНООЛР, и при комплектации допущена техническая ошибка (т. 2, л.д. 7). Данный расчет был представлен в материалы настоящего дела (т. 2, л.д. 1).
26.06.2018 г. ПАО "Квадра" в третий раз обратилось в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2, л.д. 38).
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 03.08.2018 N 73-0 Управление отказало в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2, л.д. 40, 41).
Основанием для отказа послужило выявленное наличие недостоверной информации, связанной с арифметическими и логическими ошибками при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, а именно: - в соответствии с заявлением и приложенными к нему подтверждающими документами (исх. N 384-э от 18.06.2018, вх. N 3334 от 19.06.2018) Филиал ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" разработал и утвердил паспорт на отход "сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более) / код по ФККО 9 19 202 01 60 3", где в графе "местонахождение" указан, в том числе, и адрес производственного подразделения "Северо-Восточные тепловые сети": г. Грязи, ул. Первомайская, д. 65. В разделах представленного ПНООЛР, блок-схемах, приложениях отсутствует расчет нормативного количества образования и обоснование предлагаемого обращения по отходу: "сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более) / код по ФККО 9 19 202 01 60 3", что является несоответствием п. 2 п. 20 Приказа N349.
Полагая, что приказы Управления Роспотребнадзора от 06.06.2018 N 49-0 и от 03.08.2018 N 73-0, которыми отказано в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются незаконными, ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области за судебной защитой.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом споре имела место некомплектность представленных документов и неполнота содержащихся в них сведений, которая с четом структуры ПНООЛР могла быть выявлена Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, и в случае не устранения по уведомлению данного недостатка, не препятствовала утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по тем отходам, в отношении которых замечаний не имелось.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пунктов 5, 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25.02.2010 N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями N 703.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 9 Порядка N 50 в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Из материалов дела следует и признается Обществом, что предметом заявленных требований является законность отказов в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженных в приказах Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области от 06.06.2018 N 49-0 и от 03.08.2018 N 73-0. Судом области предмет и основания заявленных требований установлен верно, требования рассмотрены в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области о неправомерности отказа в выдаче документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженном в приказе Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 06.06.2018 N 49-0.
Как следует из материалов дела, приказом от 06.06.2018 N 49-0 обществу было отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с отсутствием в Разделе N 3 "Расчеты и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год" расчета нормативного количества образования отхода "лампы натриевые высокого давления, утратившие потребительские свойства, код по ФККО / 48241121523" в количестве 0,0004 т/год", что не оспаривается ПАО "Квадра".
Вместе с тем, учитывая, что ранее указанные сведения Управлению предоставлялись, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о некомплектности представленных обществом документов, что в соответствии с пунктом 9 порядка N 50 влечет за собой направление в пятидневный срок в адрес общества уведомления о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано положения Федерального закона N 7-ФЗ, Федерального закона N 89-ФЗ, Порядка N 50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение по отходам, в отношении которых нет замечаний у административного органа. Данный вывод поддержан Верховным Судом РФ в Определении от 18.01.2016 N 309-КГ15-17474 по делу N А07-1798/2015.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженных в приказе от 03.08.2018 N 73-0.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого приказа послужило отсутствие в разделах представленного ПНООЛР, блок-схемах, приложениях расчета нормативного количества образования и обоснования предлагаемого обращения по отходу: "сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более) / код по ФККО 9 19 202 01 60 3" по адресу производственного подразделения "Северо-Восточные тепловые сети": г. Грязи, ул. Первомайская, д. 65 при наличии у общества разработанного и утвержденного паспорта на указанный отход, где в графе "местонахождение" указано данное подразделение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанный паспорт по состоянию на момент принятия оспариваемого приказа 03.08.2018 утвержден не был. Данный вывод подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 26.07.2018 N 3239 (т. 2, л.д. 10), в котором указывалось на несоответствие представленных материалов паспортизации установленным требованиям.
После внесения обществом исправлений в представленные документы Управление Росприроднадзора по Липецкой области в письме от 30.08.2018 N 3628 (т. 2, л.д. 105), то есть после вынесения приказа от 03.08.2018, сообщило о соответствии представленных материалов паспортизации, в связи с чем был утвержден Паспорт отхода "сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более) / код по ФККО 9 19 202 01 60 3", в котором отсутствовало указание на его образование на производственном подразделении "Северо-Восточные тепловые сети" (т. 2, л.д. 108-109).
Принимая во внимание, что отход "сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более) / код по ФККО 9 19 202 01 60 3" в результате хозяйственной деятельности вышеуказанного производственного подразделения не образуется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в соответствии с пунктом 11 Порядка N 50 оснований для отказа, изложенных в приказе от 03.08.2018 N 73-0.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженных в оспариваемых приказах Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области от 06.06.2018 N 49-0 и от 03.08.2018 N 73-0.
При таких обстоятельствах требования ПАО "Квадра" подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.12.2018 по делу N А36-10406/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-10406/2018
Истец: ПАО "Квадра-генерирующая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Липецкой области
Третье лицо: ПАО Филиал "Квадра -"Липецкая генерация"