Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2019 г. N Ф06-48019/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
20 февраля 2019 г. |
А72-8700/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ДОК" - представителя Самошкиной Н.В. (доверенность от 10.01.2019), директора Федорова Н.В. (выписка из ЕГРЮЛ),
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДОК"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2018 года по делу N А72-8700/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДОК" (ОГРН 1167325057459), Ульяновская область, г. Димитровград,
к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН 7325161645), г. Ульяновск,
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ВИД" (ИНН 7329001402), г. Димитровград,
о признании незаконным отказа N 72-ИОГВ-0701/4098 от 10.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДОК" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе N 72-ИОГВ-0701/4098 от 10.05.2018 Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство-1) в выдаче разрешения на использование лесного участка, находящегося по адресу: Ульяновская область, МО "Мелекесский район", Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 с кадастровым номером 73:08:040801:6484; а также об обязании Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство-2) выдать разрешение на использование и предоставить в пользование лесной участок, находящийся по адресу: Ульяновская область, МО "Мелекесский район", Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 с кадастровым номером 73:08:040801:6484 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений требований).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2018 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено в качестве третьего лица ООО "ВИД" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2018 года по делу N А72-8700/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 20.04.2016 N 536 был проведен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения Мелекесс, расположенном на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области.
Победителем аукциона признано ООО "ДОК", которое предложило максимальный размер разового платежа за пользование недрами - 25 559 500 руб.
Министерство выдало Обществу лицензию на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на участке недр местного значения Мелекесс, расположенном на территории МО "Мелекесский район" Ульяновской области в 2,5 км. к юго-востоку от г. Димитровграда в акватории Куйбышевского водохранилища; лицензионному участку придается статус геологического отвода, площадь лицензионного участка 0,08 км.; дата окончания действия лицензии - 15.07.2041.
04.09.2017 по распоряжению Министерства ООО "ДОК" выдан горноотводный акт N 6-17 к лицензии на пользование недрами УЛН 80189ТЭ, определяющий уточненные границы горного отвода месторождения строительных песков Мелекесс, открытым способом разработки.
Поскольку данный участок недр расположен на землях водного фонда - в акватории Куйбышевского водохранилища, Общество обратилось в Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ с заявлением о предоставлении в пользование участка акватории.
На основании решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов N 73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 ООО "ДОК" в пользование предоставлен участок акватории Куйбышевского водохранилища (Черемшанский залив) в 2,5 км. к юго-востоку от г. Димитровграда для разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков); площадь участка 0,6023 км.; срок водопользования установлен с 30.12.2016 по 30.12.2036.
Как указывает Общество в заявлении в суд, в целях ведения лицензионной деятельности Обществу необходим лесной участок для складирования добытого строительного песка.
При этом ООО "ВИД" является арендатором лесного участка площадью 2,9 га, кадастровый номер 73:08:040801:6484, расположенного по адресу: Ульяновская область, МО "Мелекесский район Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 на основании договора аренды лесного участка от 15.07.2008, договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 19.03.2015.
Предметом договора является использование лесов для эксплуатации гидротехнических сооружений.
Договор заключен на срок по 15.07.2057, и зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
01.11.2016 между ООО "ДОК" и ООО "ВИД" был заключен договор N 1 ответственного хранения N 1 товара - строительный песок на лесном участке площадью 2,9 га, кадастровый номер 73:08:040801:6484.
18.01.2018 Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области направило в адрес ООО "ДОК" письмо, в котором сообщило, что Общество самовольно заняло в связи с добычей полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии УЛН 80189 ТЭ от 15.07.2016 лесной участок, имеющий местоположение: Ульяновская область, Мелекесский район", Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 (после перенумерации выделам 14, 27 присвоены номера 11, 28), для складирования песка, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 7.9 КоАП РФ.
10.04.2018 Общество обратилось с заявлением в Министерство, которым просило:
-выдать разрешение на использование лесного участка, находящегося по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район", Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 с кадастровым номером 73:08:040801:6484, для выполнения работ в связи с предоставленной лицензией по геологическому изучению недр, а также для размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождения полезных ископаемых,
-рассмотреть возможность предоставления указанного участка в пользование на праве аренды или ином праве.
10.05.2018 Министерство направило в адрес Общества оспариваемое письмо N 72-ИОГВ-0701/4098, содержащее отказ в предоставлении испрашиваемого лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения работ по геологическому изучению недр.
Оспариваемый отказ мотивирован Министерством следующим.
Испрашиваемый лесной участок с кадастровым номером 73:08:040801:6484 не входит в границу горного отвода лицензии на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ от 15.07.2016.
В соответствии с п. 6 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых", использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Согласно лесохозяйственному регламенту Мелекесского лесничества Ульяновской области, утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области N 24 от 30.04.2013 "О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 11.03.2011 N 3" (в редакции от 27.12.2017), квартал 17 Новомайнского участкового лесничества относится к защитным лесам (лесопарковые зоны) (что не оспорено лицами, участвующими в деле).
В силу п. 4 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в лесопарковых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.
В связи с изложенным, Министерство отказало в предоставлении лесного участка.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемый ненормативный акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом незаконным при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Министерства незаконным.
Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. ч. 1, 2, 4 ст. 12 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЛК РФ использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование оформляется в виде лицензии. Иного порядка предоставления права добычи полезных ископаемых действующее законодательство не предусматривает.
Статья 25.1 вышеприведенного Закона устанавливает, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно ч. 1 ст. 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 данного Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.43 ЛК РФ Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515 (ред. от 26.06.2012) утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок).
Настоящий Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к использованию лесов при осуществлении геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых ( п.1 Порядка).
Согласно п.2 Порядка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка <*>.
В соответствии с п.3 Порядка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений <*>.
Согласно п.6 Порядка использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
В соответствии с п.9 Порядка в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка запрещается разработка месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах.
Данная норма также содержится в части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой разработка месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах запрещена.
Суд первой инстанции, установив, что квартал 17 Новомайнского участкового лесничества относится к защитным лесам (лесопарковые зоны) (что не оспорено лицами, участвующими в деле), в которых в силу положений ч. 4 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ, п. 11 указанного Порядка N 515 запрещается разработка месторождений полезных ископаемых, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ N 72-ИОГВ-0701/4098 от 10.05.2018 Министерства не противоречит вышеприведенным нормам Лесного кодекса РФ.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности двух условий, предусмотренных ст.198, 201 АПК РФ для признания оспариваемого отказа Министерства незаконным и удовлетворения требований заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Из материалов дела следует, что оспариваемый обществом в рамках настоящего дела отказ Министерства от 10.05.2018 года N 72-ИОГВ-0701/4098 подготовлен по результатам рассмотрения заявления Общества вх. от 10.04.2018 года ( т. 1л.д. 76), в котором Общество просило выдать разрешение на использование спорного лесного участка, находящегося по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район", Мелекесское лесничество, Новомайнское участковое лесничество, квартал 71, выделы 14, 27 с кадастровым номером 73:08:040801:6484, и предоставить указанный участок для выполнения работ в связи с предоставленной лицензией по геологическому изучению недр, а также для размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождения полезных ископаемых.
Учитывая нахождение спорного участка в лесопарковой зоне и установленный указанными Правилами и Лесным кодексом РФ запрет на разработку в данных зонах месторождений полезных ископаемых, оспариваемый отказ основан на законе.
Также апелляционный суд отмечает, что по заявлению Общества от 31.07.2018 Минприроды письмом от 28.08.2018 отказало Обществу в выдаче разрешения со ссылками на ст. 21 ЛК РФ, ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, данный отказ Обществом не оспаривался.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. В связи с тем, что при обращении в суд апелляционной инстанции обществом была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории споров размер государственной пошлины составляет 1500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании положений ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2018 года по делу N А72-8700/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДОК" (ОГРН 1167325057459), Ульяновская область, г. Димитровград, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 516 от 18.12.2018 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8700/2018
Истец: ООО "ДОК"
Ответчик: Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Третье лицо: ООО "ВИД", Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура