Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2019 г. N Ф07-6233/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А56-85865/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от заявителя: Асеева А. В., по доверенности от 28.01.2019;
от заинтересованного лица: Боглачева Л. И., по доверенности от 26.12.2018;
от третьих лиц: 1) Юрченко Н. М., по доверенности от 14.12.2018; 2) Страхов М. А., по доверенности от 29.01.2019; 4) Курганов С. В., по доверенности от 26.12.2018; 6) Петунов А. А., по доверенности от 27.12.2018;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34103/2018) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56- 85865/2018
(судья Галенкина К.В.),
принятое по заявлению ООО "Зингер Девелопмент" (адрес: 199178, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., дом 29, литер Б, этаж 4, ч.п 1-Н, оф. В401, ОГРН 1167847289037, ИНН 7820048965);
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076);
о признании незаконным отказа в согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, обязании,
третьи лица:
1. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (адрес: 191011, Санкт-Петербург, Караванная ул., 9),
2. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 20 В),
3. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, 1),
4. Комитет по градостроительству и архитектуре (адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, 1),
5. Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., 9 лит. А),
6. Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6 подъезд),
7. Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (адрес: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., 5),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зингер Девелопмент" (далее - Общество) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило суд
- признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 31.05.2018 N 38997-12 в согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (далее - Проект), находящегося в федеральной собственности, на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино,
- обязать Комитет согласовать разработанный Обществом проект разрешения на создание искусственного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино, направленный для согласования в адрес Комитета письмом от 28.02.2018 N 10.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Общество уточнило заявленные требования в части срока для совершения Комитетом действий по согласованию названного проекта разрешения, просило обязать Комитет провести согласование в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения, кроме этого, дополнительно ходатайствовало об обязании Комитета в порядке части 6 статьи 201 АПК РФ в течение 40 календарных дней с момента вступления в силу судебного акта сообщить суду об исполнении решения суда путем направления в суд документов, подтверждающих согласование разработанного Обществом проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино, направленного для согласования в адрес Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга письмом от 28.02.2018 N 10.
Заявленные уточнения приняты судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Дирекцию комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 заявленные Обществом требования удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета от 31.05.2018 N 38997-12 в согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино. В целях устранения допущенных нарушений прав заявителя суд обязал Комитет в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу согласовать разработанный Обществом проект разрешения на создание искусственного земельного участка.
В апелляционной жалобе Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает, что удовлетворяя требования Общества, судом не проверен представленный Обществом на согласование Проект на предмет его соответствия требованиям Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 198 "Об утверждении Требований к схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и Требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка" (далее - Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 198).
По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого решения судом не приняты во внимание позиции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, к компетенции которых отнесено решение вопросов на территории Санкт-Петербурга, затрагиваемых в Проекте, а именно следующие обстоятельства:
- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, изложенная в Проекте, является неполной (отсутствуют сведения об объекте животного и растительного мира и планируемом уничтожении этих мест на площади 200 га, а также о косвенном воздействии на природные комплексы прилегающей акватории и особо охраняемой природной территории). Планируемый к созданию искусственный земельный участок не имеет связи с материковой частью, находится в непосредственной близости к городским лесам, особо охраняемым природным территориям, эксплуатация искусственного земельного участка потребует обеспечения объектами транспортной инфраструктуры и инженерно-техническими коммуникациями, что в свою очередь, требует оценки подобного воздействия;
- экологические последствия воздействия создания искусственного земельного участка в Проекте не рассмотрены, риски нанесения ущерба от планируемого ущерба окружающей природной среде не учтены (в Проекте указано, что прогнозируемый ущерб будет уточняться на следующей стадии проектирования). В пункте 6 Проекта указано, что постоянным видом воздействия является безвозвратное отчуждение части акватории с нарушением местной гидроэкосистемы;
- специальные меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия создания искусственного земельного участка на окружающую среду Проектом не предусмотрены. Вопреки требованиям Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 198 Проект не содержит мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;
- в Проекте отсутствуют научно - обоснованные расчеты, подтверждающие безопасность влияния Проекта на геоэкологическую систему Невской губы, на гидрологический режим с учетом сокращения, как площади зеркала, так и объема вместимости Невской губы и предельно допустимых площадей искусственного земельного участка, что требует проведения дополнительных исследований на предмет оценки влияния искусственного земельного участка на снижение эффективности функционирования Комплекса защитных сооружений от наводнений Санкт-Петербурга, на минимально допустимую площадь зеркала воды Финского залива.
Податель жалобы также ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводу о превышении лимита, установленного пунктом 4 статьи 3.1 Генерального Плана Санкт-Петербурга (мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры) по намыву территории в акватории Финского залива, согласно которому предусмотрен намыв в объеме 800-1000 га, тогда как уже принято решений о намыве территорий площадью 1025 га, что влечет невозможность согласования Проекта до внесения соответствующих изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
ООО "Зингер Девелопмент" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в письменных отзывах доводы апелляционной жалобы поддержали, указали на отсутствие оснований возлагать на Комитет обязанность по согласованию Проекта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ООО "Зингер Девелопмент" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. От Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Комитета по благоустройству Санкт - Петербурга, Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт - Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в порядке пункта 2 части 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 246-ФЗ) Общество письмами от 03.10.2017 N 52 (вх. от 09.10.2017 N 114131-32), от 28.02.2018 N 10 (вх. от 05.03.2018 N 23955-32) обратилось в Комитет с требованием о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино.
К письму от 28.02.2018 N 10 Обществом приложены следующие документы:
- проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности;
- схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности;
- обоснование создания искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.
Согласно Проекту Участок представляет собой намыв территории в виде острова площадью 200 га южнее поселка Ольгино, на расстоянии 200 метров от берега. Цель создания Участка - для размещения объектов капитального строительства при комплексном освоении территории (жилая и общественно-деловая застройка). Планируемые сроки создания Участка 2021-2024 годы, расчетная численность постоянного населения после реализации Проекта (срок реализации 19 лет) составляет 68 тыс.человек.
Севернее Участка в 300 метрах на прилегающей береговой территории, расположены территории городских лесов (Приморское участковое лесничество) и особо охраняемая природная территория - комплексный государственный природный заказник регионального значения "Северное побережье Невской губы".
Согласно Генеральному плану Санкт-Петербурга и Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга на прилегающей к искусственному земельному участку береговой территории расположены рекреационные зоны: лесов (Р1) и зеленых насаждений (Р2).
ООО "Зингер Девелопмент" письмом от 17.11.2017 N 63 (вх. от 23.11.2017 N 129465-32) представлены положительные согласования Проекта федеральными органами государственной власти.
Обществом получены согласования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (письмо от 03.11.2017 N АА-02-03-32/24564), Федерального агентства по рыболовству (письмо от 07.11.2017 N 7421-ВС/У02), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (письмо от 19.10.2017 N 01-10/8-1962), Федерального агентства морского и речного транспорта (письмо от 26.10.2017 N КС-28/12550).
Письмом от 05.04.2018 N 22578-32 Комитет сообщил о невозможности рассмотреть обращение в связи с необходимостью согласования Проекта на совещании Губернатора Санкт-Петербурга с членами Правительства Санкт-Петербурга.
Письмом от 31.05.2018 N 38997-12 Комитет отказал Обществу в согласовании Проекта разрешения, указав на наличие замечаний исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, к компетенции которых отнесено решение вопросов на территории Санкт-Петербурга, затрагиваемых в Проекте.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Зингер Девелопмент" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сославшись на положения Административного регламента, утверждённого распоряжением Комитета от 05.03.2018 N 19-р (далее -Административный регламент), сделал вывод, что отказ Комитета является незаконным, поскольку обоснован наличием замечаний органов государственной власти Санкт-Петербурга, при этом, как указал суд, в письме Комитета не содержится каких-либо оснований для отказа в согласовании Проекта, установленных Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ, Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 198 или Административным регламентом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из соответствия представленного на согласование Проекта форме и содержанию требованиям Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 198.
Апелляционная инстанция не согласна с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица. Инициатор создания искусственного земельного участка осуществляет подготовку проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 246-ФЗ инициатор создания искусственного земельного участка направляет проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ указано, что обязательными приложениями к проекту являются схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и обоснование создания искусственного земельного участка. Требования к схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 198 установлены требования к схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка.
Согласно пункту 6 Приложения 2 Приказа N 198 проект разрешения на создание искусственного земельного участка, среди прочего, должен содержать:
а) информацию о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, выявленных возможностях минимизации воздействия и непредсказуемых последствиях воздействия планируемого создания искусственного земельного на водном объекте на окружающую среду;
б) меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия искусственного земельного участка на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, восстановлению водных биологических ресурсов;
в) планируемые меры по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий в период создания искусственного земельного участка, а также в период строительства и эксплуатации и выводу из эксплуатации объектов капитального строительства, которые планируется разместить на создаваемом земельном участке;
г) мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Положениями пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 246-ФЗ предусмотрено, что проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию с:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (за исключением случаев, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта);
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание искусственного земельного участка;
3) органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что перечень органов государственной власти, с которыми осуществляется согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, является закрытым отклоняется апелляционным судом, поскольку пунктом 1 части 5 статьи 4 Федерального закона N 246-ФЗ определен перечень федеральных органов исполнительной власти, в то время как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым осуществляется согласование Проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, может быть любой орган исполнительной власти, наделенный полномочиями на согласование проекта.
Кроме того в соответствии с пунктом 3.54.3 Положения Комитет осуществляет согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в случае создания такого искусственного земельного участка на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Согласование Комитетом Проекта невозможно без оценки социальных, экономических, техногенных, природоохранных последствий создания Участка, его инженерного и транспортного обеспечения. Учитывая особенности системы органов власти в городах федерального значения, при которой исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации выполняют ряд функций органов местного самоуправления по вопросам местного значения, Комитет в рамках своей компетенции единолично не может оценивать и принимать решение о согласовании Проекта.
Пунктом 4.22 Положения предусмотрено, что Комитет запрашивает и получает от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на Комитет, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 05.03.2018 N 19-р "Об утверждении Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в случае создания такого искусственного земельного участка на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга" не содержит требований к составу и содержанию проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, а также не содержит запрета направлять запросы в целях выяснения позиций исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Административного регламента процедура принятия решения о согласовании либо несогласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка предусматривает выполнение Комитетом таких мероприятий как анализ комплекта документов, представленных инициатором создания искусственного земельного участка, проверка правильности их оформления, анализ информации, содержащейся в представленных документах, при этом процедура осуществления указанных мероприятий не раскрыта, что предоставляет Комитету право направлять иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга запросы с целью выработки аргументированного решения и эффективного оказания государственной услуги.
Таким образом, отсутствие в Административном регламенте ссылки на возможность направлять запросы в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, не ограничивает право Комитета запрашивать позицию исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, к компетенции которых отнесено решение вопросов на территории Санкт-Петербурга, затрагиваемых в Проекте.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по согласованию проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в случае создания такого искусственного земельного участка на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, являются согласование или отказ в согласовании проекта разрешения с замечаниями.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с пунктом 3.2. протокола совещания с участием Губернатора Санкт-Петербурга и членов Правительства Санкт-Петербурга от 07.04.2014 N 22-в Комитету поручено до заключения договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в случае, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, представлять на рассмотрение на совещание Губернатора Санкт-Петербурга с членами Правительства Санкт-Петербурга материалы для принятия решения о согласовании или не согласовании Проекта разрешения на создание Участка.
30.10.2017 Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга совместно с аппаратом вице-губернатора Санкт-Петербурга проведена встреча с ООО "Зингер Девелопмент" по обсуждению реализации Проекта.
По итогам встречи Комитетом направлены запросы в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга с целью согласования возможности реализовать Проект.
В последующем Комитетом получены замечания и рекомендации по Проекту разрешения на создание искусственного земельного участка исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Письмом от 26.03.2018 N 01-9410/18-0-1 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, являющийся государственным органом Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а также в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2018 N127, представил следующие замечания в отношении Проекта разрешения на создание искусственного земельного участка.
На расстоянии около 500 метров от рассматриваемой территории расположен государственный природный заказник регионального обеспечению значения "Северное побережье Невской Губы". На расстоянии 2 500 метров - государственный природный заказник регионального значения "Юнтоловский".
Прибрежная зона и акватория Невской Губы на участке от пос. Ольгино до Лисьего Носа является местом произрастания значительного количества редких и подлежащих охране растений и водорослей, занесенных в Красные книги Санкт - Петербурга и Российской Федерации.
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности указано, что для определения возможности реализации проекта с учетом указанной информации необходимо проведение инженерно - экологических изысканий.
В соответствии со статьей 60 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды" деятельность, ведущая к сокращению численности и ухудшающая среду обитания растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в красные книги, запрещается.
Кроме того, создание объектов инженерного и транспортного обеспечения на территории ООПТ и городских лесов невозможно в соответствии с требованиями законодательства, определяющего правовой охранный режим данных территорий.
Проведение строительных работ и увеличение рекреационной нагрузки на территории, прилегающие к городским лесам, может негативно влиять на состояние лесных насаждений.
В письменном отзыве, представленном в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности дополнительно указал, что на основании пункта 5.6.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской от 16.06.2004 N 282, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, включая Невскую губу Финского залива, осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.
В Санкт-Петербурге территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов является Невско-Ладожское бассейновое водное управление. При этом согласно сведениям, полученным из Невско-Ладожского бассейнового водного управления, информация о планируемом создании по инициативе заявителя искусственного земельного участка на части акватории Невской губы Финского залива в Управлении отсутствует. На основании имеющихся материалов, направленных Комитетом в адрес Невско-Ладожского бассейнового водного управления для рассмотрения, Управление сообщило о наличии существенных рисков при реализации соответствующего проекта.
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представлены заключения Невско-Ладожского бассейнового водного управления и Государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга".
Согласно заключению Невско-Ладожского бассейнового водного управления - территориального органа Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющего функции управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Северо-Западного федерального округа, новое строительство в акватории Невской губы, в том числе и образование новых территорий, может привести к уменьшению ее аккумулирующего объема и катастрофическим последствиям в период чрезвычайных ситуаций.
Согласно заключению Государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга" - организации, созданной в целях сохранения и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Санкт-Петербурга, обоснование Проекта разрешения не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 Приложения 2 Приказа N 198, по следующим причинам:
* обоснование Проекта не учитывает в полной мере риски нанесения ущерба окружающей природной среде от реализации проекта создания искусственного земельного участка на водном объекте, в том числе для видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Санкт-Петербурга;
* в связи с наличием на части акватории Невской губы Финского залива, предусмотренной для создания искусственного земельного участка, видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Санкт-Петербурга, создание искусственного земельного участка может быть осуществлено только с нарушением статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
* обоснование Проекта разрешения не содержит информацию об оценке воздействия на окружающую среду за границами производства работ, в том числе на особо охраняемую природную территорию - государственный природный заказник "Северное побережье Невской губы", расположенную на расстоянии 100-200 метров от участка создания искусственного земельного участка;
- в обосновании Проекта не рассмотрены экологические последствия воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и их значимость; отсутствуют мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Дирекция комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в замечаниях на Проект указала на негативное влияние аккумулирующей способности Невской Губы, происходящем вследствие создания Участка. Снижение вместимости акватории Невской Губы может привести к нарушению проектных условий и эксплуатации Комплекса защитных сооружений от наводнений.
Дирекцией также указано, что поскольку в настоящий момент отсутствуют научно обоснованные расчеты безопасного сокращения объектов вместимости Невской губы и предельно допустимых площадей искусственного земельного участка, необходимо проведение исследований на предмет оценки влияния искусственного земельного участка на безопасное функционирование Комплекса защитных сооружений от наводнений Санкт-Петербурга, на минимально допустимую площадь зеркала воды Финского залива.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в письме от 29.03.2018 N 01-10-5004/18-0-1 указал, что определение параметров и необходимых территорий, на которых возможно создание проектируемой транспортной и инженерной инфраструктуры для обеспечения искусственного земельного участка, необходимо выполнить в рамках разработки градостроительного обоснования размещения искусственного земельного участка в акватории Невы. Мероприятий по подключению искусственного земельного участка к магистральной улично-дорожной сети предложено не было, в связи с чем невозможно оценить предлагаемое размещение искусственного земельного участка. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры обратил внимание Комитета имущественных отношений на то, что из представленных документов в целом невозможно оценить предлагаемое размещение искусственного земельного участка с целью подключения его к улично-дорожной сети, так как представленные материалы не содержат конкретных мероприятий по подключению искусственного земельного участка к улично-дорожной сети.
Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга в письме от 23.03.2018 N 01-17-8755/1729-1 с учетом замечаний профильных Комитетов указал, что рассмотреть возможность реализации указанного проекта возможно после утверждения Генплана Санкт-Петербурга и определения наиболее оптимального местоположения для размещения Участка.
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в замечаниях к Проекту указал, что при разработке Проекта Участка элементы инженерной и транспортной инфраструктур должны размещаться за границами городских лесов. Проведение строительных работ и увеличение рекреационной нагрузки на территории, прилегающие к городским лесам, может негативно влиять на состояние лесных насаждений.
Комитет по градостроительству и архитектуре письмом от 28.03.2018 N 220-2-4243/18 указал, что в представленных материалах отсутствуют проработки в части подключения к улично-дорожной сети города и (КГА) расчеты транспортных нагрузок на существующие и планируемые магистрали в этой части Санкт - Петербурга. Создание искусственного земельного участка возможно рассматривать после получения экспертного заключения в составе научно- исследовательской работы, выполненной специализированной организацией. В рамках указанного исследования должно быть дано обоснование минимально допустимой площади зеркала воды Финского залива, обеспечивающего безопасное функционирование Комплекса защитных сооружений, в результате которой будет определена предельная площадь территории создания искусственного земельного участка без угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Высотность размещаемой застройки должна быть доказана и обоснована в составе отдельно проведённой работы - "Оценки влияния максимальной высоты зданий, строений и сооружений на формирование композиционно - средовых характеристик городской среды на основе трехмерной базовой модели местности Санкт-Петербурга".
Комитет по градостроительству и архитектуре указал, что выводы относительно возможности реализации проекта, без проведённых вышеуказанных работ, преждевременны.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в своем заключении указал следующее.
Территория, планируемая к созданию искусственного земельного участка, входит в состав ценных элементов планировочной и ландшафтно- композиционной структуры, является исторической ландшафтно-композиционной структуры - исторические гидросистемы (восточная часть Финского залива), где охраняются открытые акватории в пределах береговой линии. Планируемая для создания искусственного земельного участка территория будет располагаться в створе следующих визуальных направлений:
- на Финский залив и г. Кронштадт в створе аллеи, ведущей от Лахтинского пр. к заливу;
- на Финский залив и г. Кронштадт в створе Петровской аллеи (является элементом исторической ландшафтно- композиционной структуры, где охраняются визуальные направления) (п. 5.12.1.2.Г приложения N 1 к Режимам Закона N820-7).
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга указал, что создание искусственного земельного участка на расстоянии в пределах 220 - 450 метров от береговой линии приведет к нарушению требований государственной охраны объектов культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции также считает заслуживающим внимание довод Комитета о превышении лимита, установленного пунктом 4 статьи 3.1 Генерального Плана Санкт-Петербурга (мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры) по намыву территории в акватории Финского залива, согласно которому предусмотрен намыв в объеме 800-1000 га, тогда как уже принято решений о намыве территорий площадью 1025 га, что также является препятствием для согласования Проекта до внесения соответствующих изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ в случае получения инициатором создания искусственного земельного участка в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанных в части 5 настоящей статьи, по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка инициатор создания искусственного земельного участка повторно вправе направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания.
Вместе с тем заявитель не воспользовался правом на устранение замечаний, указанных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ орган, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка, отказывает в выдаче указанного разрешения в следующих случаях:
1) отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи;
2) отсутствие в проекте разрешения на создание искусственного земельного участка сведений, предусмотренных частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
3) наличие замечаний указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона органов государственной власти или органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка, которые поступили в срок, установленный частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, и не устранены на дату подачи заявления о создании искусственного земельного участка, либо такой проект не согласован по итогам работы согласительной комиссии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также замечания исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, суд апелляционной инстанции считает, что являются преждевременными выводы относительно возможности реализации проекта без устранения замечаний компетентных органов власти.
В связи с изложенными обстоятельствами апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 31.05.2018 N 38997-12 в согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56-85865/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Зингер Девелопмент" требований - отказать.
Взыскать с ООО "Зингер Девелопмент" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85865/2018
Истец: ООО "ЗИНГЕР ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт- Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА