г. Владивосток |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А51-24349/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.Н. Аникеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дальнегорского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-809/2019
на решение от 25.12.2018
судьи Заяшниковой О.Л.
по делу N А51-24349/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению заместителя прокурора Приморского края в интересах публично-правового образования Приморский край в лице Департамента труда и социального развития Приморского края,
в интересах публично-правового образования Дальнегорский городской округ в лице Администрации Дальнегорского городского округа
к Администрации Дальнегорского городского округа (ИНН 2505003208, ОГРН 1022500615587, обществу с ограниченной ответственностью "РИТУАЛ-СЕРВИС" (ИНН 2505013975, ОГРН 1142505000472)
о признании недействительным открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, оформленного протоколом от 22.12.2017 N 2, о признании недействительным договора от 10.01.2018 N 4-к-юр,
при участии:
от Прокуратуры Приморского края: Овчеренко Д.А., служебное удостоверение;
от Администрации Дальнегорского городского округа: Игумнова Н.О. на основании доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
от общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Приморского края в интересах публично-правового образования Приморский край в лице Департамента труда и социального развития Приморского края, в интересах публично-правового образования Дальнегорский городской округ в лице Администрации Дальнегорского городского округа обратился в суд с заявлением к Администрации Дальнегорского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "РИТУАЛ-СЕРВИС" (далее - ответчики, Администрация, ООО "РИТУАЛ-СЕРВИС") о признании недействительным открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, оформленного протоколом от 22.12.2017 N 2, о признании недействительным договора от 10.01.2018 N 4-к-юр.
Решением суда от 25 декабря 2018 года требования прокурора были удовлетворены, признаны недействительными открытый конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, оформленный протоколом от 22.12.2017 N 2, и договор от 10.01.2018 N 4-к-юр.
Не согласившись с судебным актом, Администрация Дальнегорского городского округа обжаловало его в апелляционном порядке.
Ссылаясь на положения статьи 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", на пункт 23 части 1 статьи 5 Устава Дальнегорского городского округа указывают, что к вопросам местного значения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом отмечают, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг. Как считает администрация, это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, в том числе путем присвоения статуса специализированной службы иным хозяйствующим субъектам, так как закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не дает определения "специализированная служба" и не ограничивает субъектный состав таких служб.
Кроме того, администрация отмечает, что в Администрацию Дальнегорского городского округа обращения граждан в целях предоставления гарантированного перечня услуг по погребению не поступали. В связи с чем полагает, что ссылка прокурора на нарушение прав неопределенного круга лиц неубедительна, каких-либо доказательств данному обстоятельству не представлено.
Заявитель жалобы считает, что все указанные выше доводы судом необоснованно не приняты во внимание, вынесено решение с нарушением материальных норм права, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор в представленном отзыве против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" свое отношение к жалобе не выразило, отзыв не представило.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
22.12.2017 Администрацией на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ, Положении о проведении конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, утв. постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 03.11.2017 N646-па, проведен открытый конкурс на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в Дальнегорском городском округе. Согласно протоколу от 22.12.2017 рассмотрения заявок и подведения результатов конкурса следует, что победителем признан ООО "Ритуал-Сервис".
По итогам конкурса 10.01.2018 между ООО "Ритуал-Сервис" (исполнитель) и Администрацией (заказчик) заключен договор, согласно пункту 1.1 которого исполнитель принимает на себя полномочия оказывать услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, в том числе - осуществляет погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, а также при отсутствии других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, на отведенных для таких случаев участках общественного кладбища в соответствии со статьями 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Срок действия договора установлен по 31.12.2019 (пункт 2.3 договора).
Полагая, что конкурс на право получения статуса специализированной службы проведен в нарушение закона, заместитель прокуратура обратился с иском о признании недействительным указанного конкурса и договора, заключенного с лицом, признанным победителем.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Частью 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Администрация Дальнегорского городского округа при проведении спорного конкурса и заключении договора с "Ритуал-Сервис" на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела исходила из того, что нормы Закона N 8-ФЗ, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, не исключают возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями, в том числе путем присвоения статуса специализированной службы.
Вместе с тем из части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ следует, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно данному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет соответствующих бюджетов.
Бюджетные средства по своему определению предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Кроме того, статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В этой связи судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа, оформленный протоколом от 22.12.2017 N 2, и договор от 10.01.2018 N 4-к-юр, заключенный между администрацией Дальнегорского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" не соответствует требованиям закона, требование заместителя прокурора о признании их недействительными является обоснованным и подлежит удовлетворению на основании статей 168, 449 ГК РФ.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2018 по делу N А51-24349/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24349/2018
Истец: Заместитель прокурора Приморского края, Прокуратура Приморского края
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДАЛЬНЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ООО "РИТУАЛ-СЕРВИС"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ