16 января 2024 г. |
Дело N А72-10176/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сафаевой Н.Р.,
судей Колодиной Т.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение арбитражного суда Ульяновской области от 10.11.2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба"
к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (далее - ответчик) 292 579 рублей 92 копеек неосновательного обогащения.
Решением арбитражного суда Ульяновской области от 10.11.2023 исковые требования удовлетворены частично за счет Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска, с данного ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 108 779 рублей 78 копеек, в остальной части заявленного иска к данному ответчику отказано за пропуском истцом срока исковой давности; в иске к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновск отказано полностью по причине его ненадлежащего статуса в качестве ответчика по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что он не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку полномочия собственника по управлению муниципальным имуществом города Ульяновска возложены на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие применительно к статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в силу нижеследующего.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 12, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 17 по бульвару Фестивальный в городе Ульяновске, в котором располагаются находящиеся в муниципальной собственности квартиры N N 1, 63, 104, 153, 155, 167, 221, 263, 279, 354 общей площадью 517,52 кв.м.
Ввиду образования задолженности на стороне публично-правового образования - муниципального образования "город Ульяновск" по взносам на капитальный ремонт помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, истцом была направлена ответчику досудебная претензия от 15.05.2023 с требованием о погашении задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ответчик задолженность не погасил, сославшись на пропуск срока давности и отсутствие у него правомочий собственника в отношении объектов муниципальной собственности, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, определив надлежащего ответчика по иску, руководствуясь статьями 36, 39, 153, 155, 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в пункте 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Уставом муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы.
В силу пункта 4 статьи 51 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций между территориальными органами и подразделениями администрации на основании положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.4.1. Положения). Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Помимо этого, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положению ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2018 N 189, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска, которое в настоящий момент переименовано в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.
Аналогичным образом была распределена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" и на последующий спорный период 2022 года, что следует из решения Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
В этой связи апелляционный суд считает утверждения ответчика о его ненадлежащем процессуальном статусе неверными, надлежащим ответчиком по предъявленному иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.
Размер задолженности, произведенный истцом с учетом тарифов, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области", а также тарифов, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области от 20.12.2021 N 676-П, подтверждается материалами дела; доказательств его погашения ответчиком не представлено.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в процессе судебного разбирательства было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, признав период образования задолженности с января 2015 года по май 2020 года находящимся за пределами срока давности.
Оснований для отказа во взыскании с ответчика остальной части долга в размере 108 779 рублей 78 копеек, рассчитанного исходя из площади помещений 517,26 кв.м. и тарифа 5,70 рублей за один кв.м., действующего с июня 2020 года по декабрь 2021 года, и 8,50 рублей за один кв.м., действующего в 2022 год, у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются ввиду освобождения ответчика от уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ульяновской области от 10.11.2023 по делу N А725-10176/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10176/2023
Истец: ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ Администрации г Ульяновска