Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2019 г. N Ф07-4231/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А56-44026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.
при участии:
от заявителя: Разумов А.А. (доверенность от 12.04.2018)
от заинтересованного лица: Сорока Н.Ю. (доверенность от 29.12.2018)
от 3-их лиц: 1) Гугля А.В. (доверенность от 17.01.2018); 2), 3), 4) не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35075/2018) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 по делу N А56-44026/2017 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1. Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу; 2. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"; 3. Антоненко Галина Валентиновна; 4. Комитет имущественных отношений
о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и об обязании осуществить кадастровый учет объекта,
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) от 01.02.2017 N 78/17-1058 об отказе в государственном кадастровом учете сооружения - ворота в створе Конюшенной улицы с двумя павильонами, расположенного на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 20, лит. Б (левый берег реки Славянки), кадастровый номер 78:42:0016202:7, и об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет данного сооружения.
Определением суда от 28.06.2017 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу (далее - Кадастровая палата), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН), кадастровый инженер Антоненко Галина Валентиновна.
Определением суда от 13.10.2017 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делам N А56-44028/2017 и А56-35275/2017.
Определением суда от 01.08.2018 производство по настоящему делу возобновлено.
Решением от 22.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что выводы суда противоречат представленным в дело документам, сделаны на основе неполного изучения обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, представители Управления Росреестра и Кадастровой палаты возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзывах. Остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в том числе свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2012, Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 1789263 кв. м, кадастровый номер 78:42:16202:7 по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д.20, лит. Б (левый берег реки Славянки) (далее - участок).
Как указывает заявитель, на участке находится сооружение - ворота в створе Конюшенной улицы с двумя павильонами.
В целях проведения государственного кадастрового учета данного сооружения Учреждение обратилось в Кадастровую палату с соответствующим заявлением, представив в качестве документа - основания для постановки на учет технический план сооружения, подготовленный 10.10.2016 кадастровым инженером ГУИОН Антоненко Г.В.
01.11.2016 Кадастровой палатой было принято решение N 78/16-14001 о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на то, что необходимые для государственного кадастрового учета объекты по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие наличие у сооружения признаков недвижимого имущества и приемку сооружения в эксплуатацию.
01.02.2017 Управлением Росреестра было принято решение N 78/17-1058 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета.
Ссылаясь на неправомерность отказа в постановке сооружения на кадастровый учет, на создание сооружения до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На момент обращения Учреждения с заявлением в Кадастровую палату отношения, связанные с кадастровым учетом объектов недвижимости, регулировались Законом о кадастре (в редакции до 01.01.2017).
Частью 1 ст. 22 Закона о кадастре был установлен перечень необходимых для кадастрового учета документов представляемых заявителем вместе с заявлением.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре одним из документов необходимых для кадастрового учета является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Частью 2 и 5 ст. 41 Закона о кадастре предусматривалось, что в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет.
В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Частью 8 ст. 41 Закона о кадастре было установлено, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
На момент строительства спорного сооружения (период с 1955 до 1972 года) действовали Правила застройки Ленинграда и его пригородов, утвержденные решением Исполкома Ленгорсовета от 20.11.1959 N 49-2-п, а также действовал Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 15.09.1962 N 949 (ранее - Постановление СНК СССР от 17.08.1932 N 1259 "О порядке приемки вновь выстроенных предприятий и сооружений и разрешения их пуска в эксплуатацию"; позднее - Порядок, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов").
Также в указанный период строительство нежилых зданий регулировалось Постановлением СНК РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках".
Указанными нормативными актами устанавливалось, что вновь построенные или реконструированные здания и сооружения подлежали обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями; акты приемки в эксплуатацию зданий и сооружений утверждались органами, назначившими государственные приемочные комиссии; датой ввода в эксплуатацию законченных строительством промышленных, транспортных, водохозяйственных и других объектов считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Из представленных заявителем документов не следует точная дата постройки объекта, которая подлежит внесению в ЕГРН.
В составе технического плана, представленного для кадастрового учета объекта, акт государственной приемочной комиссии отсутствовал. В отсутствии его точных данных (номер, дата) запросить указанный документ в архивных службах в порядке межведомственного взаимодействия у Учреждения не имелось возможности.
При этом наличие представленных заявителем в суд инвентарных карточек не является подтверждением наличия у него прав на недвижимое имущество, на что указано судом в решении, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Учреждения пояснил, что акт ввода сооружения в эксплуатацию у заявителя отсутствует.
Законодательством СССР предусматривалось введение объекта недвижимости в эксплуатацию, при этом указанные документы (либо указание на их реквизиты, в случае утраты разрешительной документации) заявителем в Кадастровую палату, в том числе во исполнение решения о приостановлении государственного кадастрового учета не предоставлялись.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие соответствующих сведений и документов не позволило регистрирующему органу установить, что сооружение - ворота в створе Конюшенной улицы с двумя павильонами, возводились как объект недвижимости, а не как объект благоустройства, не являющийся капитальным строением (виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга перечислены в Приложении N 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, к которым пункт 2.1 относит, в том числе пилоны, элементы входов и входных групп, ворота).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 6, ч. 2 ст. 27 Закона) (в ред. до 01.01.2017) и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) основанием для отказа является неустранение причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета.
Из содержания ст. 27 Закона о регистрации недвижимости следует, что в случае истечения срока, установленного органом регистрации прав, для устранения причин послуживших для приостановления и препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе судебного разбирательства арбитражный суд исследовал и оценил то обстоятельство, что решению об отказе от 01.02.2017 N 78/17-1058 предшествовало решение о приостановлении действий по кадастровому учету от 01.11.2016 N 78/16-14001. Заявитель не оспаривает факт истечения срока приостановления, соответственно, не оспаривает и основание принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного сооружения.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что заявитель считает спорное сооружение объектом недвижимости, указывая, что спорное сооружение прочно связано с землей посредством фундаментов у павильонов.
Между тем для признания вещи объектом недвижимости недостаточно наличия прочной связи объекта с землей.
Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Довод заявителя о проведении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга и права оперативного управления ГМЗ "Павловск" на аналогичные сооружения, учтенные в качестве объектов недвижимости на территории Павловского дворцово-паркового ансамбля, а именно:
1) ворота Мраморные;
2) ворота Театральные;
3) ворота Розового павильона;
4) ворота с вазами;
5) ворота у Павловского дворца (ворота Росси);
6) ворота памятника "Любезным родителям";
7) ворота Ново-Сильвийские;
8) ворота Старо-Сильвийские;
9) ворота траурные Мавзолея "супругу-благодетелю";
10) ограда Собственного сада
отклонен апелляционным судом, поскольку Закон о кадастре не предусматривает постановку на кадастровый учет объектов недвижимости по аналогии.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Управления Росреестра соответствует законодательству РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, мотивировано неустранением заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета; представленные Учреждением документы не отвечают требованиям Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 по делу N А56-44026/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44026/2017
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Антоненко Галина Валентиновна, ГУП Санкт-Петербургское "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Комитет имущественных отношений, Филиал Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"