город Томск |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А67-8199/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
с использованием средств аудиозаписи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. (до перерыва), помощником судьи Лачиновой К. А. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска (N 07АП-11679/2018) на решение от 16.10.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8199/2018 (судья Панкратова Н. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горсети" (ИНН 7017081040 ОГРН 1037000158513, 634012, г. Томск, ул. Шевченко, 62а) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, 73) о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель N01-01-21/2342 от 07.05.2018.
Третье лицо - индивидуальный предприниматель Исмаилов Шахин Сахиб оглы (634041, г. Томск, ул. Енисейская, 8-63).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Курбетьева М. П. по дов. от 23.11.2018 (после перерыва),
от заинтересованного лица: Евдунова А. Ю. по дов. от 12.10.2018 (до перерыва),
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горсети" (далее - ООО "Горсети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Томска (далее -Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения N 01-01-21/2342 от 07.05.2018 об отказе в выдаче разрешения на использование земель.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен индивидуальный предприниматель Исмаилов Шахин Сахиб оглы (далее - предприниматель, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.10.2018 заявленные требования удовлетворены: решение Департамента об отказе в выдаче разрешения на использование земель N 01-01-21/2342 от 07.05.2018 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что решение суда первой инстанции вынесено с неполным выяснением обстоятельств по делу, недоказанностью имеющихся значения для дела обстоятельств, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также с неправильным применением норм материального права.
Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает на исполнение Департаментом решения суда первой инстанции, поскольку Распоряжением N 499 от 15.11.2018 выдано обществу разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположение которых: Томская область, г. Томск, в районе пр. Фрунзе, 190, площадью 118 кв.м. и 515 кв.м.
В судебном заседании 07.02.2019, проведенном в отсутствие представителя общества на основании части 3 статьи 156 АПК РФ, представителем Департамента представлено дополнение к апелляционной жалобе, в связи с чем, при отсутствии доказательств направления данных дополнений в адрес общества, в заседании был объявлен перерыв до 14.02.2019.
Департаментом представлены доказательства направления дополнений к апелляционной жалобе, а также письменных пояснений в адрес общества.
В судебном заседании 14.02.2019, проведенном в отсутствие представителя Департамента, представитель общества поддержал доводы отзывов на апелляционную жалобу, на дополнения к ней, представленных в электронном виде.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на жалобу с учетом дополнений, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 20.04.2018 ООО "Горсети" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска с заявлением о выдаче разрешения на использование земель по адресу: г.Томск, район пр. Фрунзе, 190, для строительства сетей внешнего электроснабжения 0,4 кВт от ТП-361 до ВРУ-0,4 кВт нежилого здания по пр. Фрунзе, 190.
Письмом от 07.05.2018 N 01-01-21/2342 Департамент, со ссылкой на Постановление администрации Томской области N 263а от 29.07.2017, отказал обществу в выдаче данного разрешения.
Общество, полагая отказ Департамента, изложенный в письме от 07.05.2018 N 01-01-21/2342, незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель, указанных в подпункте 9 пункта 11 Постановления N 263а.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) урегулирован порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 данной статьи определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории Томской области установлены в постановлении Администрации Томской области от 29.07.2016 N 263а "Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Томской области" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка размещение объектов на землях осуществляется на основании разрешения на использование земель (далее - разрешение), выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области или органом местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), осуществляющим распоряжение землями (далее - уполномоченный орган).
Постановлением администрации Города Томска от 01.09.2016 N 931 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - административный регламент), пунктом 4 которого установлено, что органом, уполномоченным на принятие решений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Томск" для размещения объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (за исключением передвижных цирков, передвижных зоопарков и передвижных луна-парков, сезонных аттракционов), а также об отказе в выдаче таких разрешений является Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Пунктом 11 Порядка и пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков.
Из материалов дела следует, что в решении об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженного в письме N 01-01-21/2342 от 07.05.2018, основанием для отказа Департамент указывает на несоблюдение заявителем подпункта 9 пункта 11 Постановления N 263а, а именно, предоставление недостоверной информации в части назначения здания.
Проанализировав материалы дела, суд указал, что заявителем представлены документальные доказательства, подтверждающие, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200013:124, принадлежащем Исмаилову Ш.С. оглы завершено строительством, поставлено на государственный кадастровый учет, имеет номер 70:21:0200013:9330, в связи с чем основания для выдачи отказа отсутствовали.
Ссылка Департамента на самовольность постройки предпринимателя соответствующим судебным актом, принятым на момент выдачи отказа Департамента, не подтверждена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на использование земель, оформленный письмом от 07.05.2018 N 01-01-21/2342, правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим действующему законодательству, он нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом следует учесть, что фактически на основании Распоряжения N 499 от 15.11.2018 обществу Департаментом выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположение которых: Томская область, г. Томск, в районе пр. Фрунзе, 190, площадью 118 кв.м. и 515 кв.м.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8199/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8199/2018
Истец: ООО "Горсети"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска
Третье лицо: Исмаилов Шахин Сахиб оглы