г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А26-7489/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юрковым И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Семенова О.В. - доверенность от 16.04.2018
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33926/2018) Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2018 по делу N А26-7489/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению Министерства здравоохранения Республики Карелия
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Министерство здравоохранения Республики Карелия (ОГРН 1021000528493, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания от 10.05.2018 N 42, вынесенного Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (ОГРН 1061001040980, далее - ТО Росздравнадзор).
Решением суда от 31.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, признав предписание от 10.05.2018 N 42 недействительным. В обоснование жалобы Министерство указывает, что временное отсутствие в аптеках фармацевтических организаций лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача, не является нарушением прав граждан, обратившихся с рецептом врача. В таком случае аптечное учреждение обязано организовать отсроченное обслуживание в течение 10 рабочих дней с даты обращения гражданина. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий проведен ТО Росздравнадзора по Республике Карелия с превышением полномочий. Также Министерство указывает, что сведения, содержащиеся в предписании, не позволяли определить перечень действий, подлежащих выполнению в установленный срок.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ТО Росздравнадзора в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с правилами статьи 156 АПК РФ, с учетом ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного органа.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия на основании приказа от 04.04.2018 N 62-пр в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка контроля за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья контролю в части лекарственного обеспечения федеральных и региональных льготников.
Как следует из мотивированного представления от 03.04.2018 N 24, поводом к проверке послужило выявление в рамках мониторинга хода реализации в Республике Карелия программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами увеличения в период с 09.01.2018 по 03.04.2018 на 63% обращений граждан по вопросам ненадлежащего льготного (бесплатного) обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (далее - Программа ОНЛП), а также увеличения в 1 квартале 2018 года количества рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.
По итогам проверки составлен Акт от 10.05.2018 N 73 и выдано предписание от 10.05.2018 N 42, содержащее требование об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в срок до 13.08.2018.
Министерство обжаловало предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, и апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом по материалам дела, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 3 статьи 2 Закона Республики Карелия от 06.06.2005 N 876-ЗРК (ред. от 05.07.2017) "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Карелия" а также пунктом 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 18.07.2016 N 260-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия", Министерство организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
В частности, за счет средств федерального бюджета Министерством осуществляется Программа ОНЛП, объем финансирования на 2018 год на эти цели утвержден и составил 250,12 млн. руб.
В ходе проверки реализации данной Программы ТО Росздравнадзора выявлено ненадлежащее льготное лекарственное обеспечение граждан. Приведенные в акте проверки конкретные факты:
- необеспечения льготными лекарствами (по состоянию на 04.05.2018 из 87 841 рецептов обеспечено 87 663 рецепта на сумму 51 075 740 руб., в т.ч. 157 рецепта обслужены за счёт средств регионального бюджета на сумму 691 840 руб.);
- наличия отсроченных рецептов в аптечных учреждениях региона (на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях региона 178 рецептов);
- установление исполняющим обязанности первого заместителя Министра здравоохранения Республики Карелия не соответствующего законодательству Российской Федерации порядка постановки на отсроченное обслуживание рецептов на лекарственные препараты (письмо от 13.11.2017 N 9450/14.1-35/МЗ-и, во исполнение которого по информации ГУП РК "Карелфарм", за период с 16.11.2017 по 06.04.2018 аптечными организациями предприятия, осуществляющими отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан, с отсроченного обслуживания снято 1994 рецепта, при этом отмечен рост числа таких рецептов), Министерством, по существу не опровергнуты. Приведенный в апелляционной жалобе расчет не нашедших подтверждения обращений граждан (67,42%) не опровергает, а подтверждает наличие 32,58% таких обращений.
Также выявлены нарушения в ходе реализации ведомственных целевых программ (ВЦП), в том числе "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями в Республике Карелия" (с общим объемом бюджетных ассигнований 175 050 000 руб., из них на обеспечение лекарственными препаратами предусмотрено 141 200 500 руб.), а также "Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия" (с объемом бюджетных ассигнований на обеспечение лекарственными препаратами 240 100 000,00 руб.).
Кроме того, на проведение мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами по рецептам в рамках оказания отдельным категориям граждан социальной услуги бюджету Республики Карелия предусмотрены бюджетные ассигнования в форме субвенций на сумму 183397500 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 2965-р.
В ходе проверки выявлено, что закупочными процедурами, проведенными в целях обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций и граждан, предоставленные в распоряжение Министерства финансовые ресурсы освоены не полностью.
В частности установлено, что с 23.11.2017 у Министерства имелась возможность проведения процедур закупок лекарственных препаратов на 2018 год на общую сумму 66038400 руб. в рамках реализации федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами; с 09.01.2018 Министерство имело возможность проводить процедуры закупок лекарственных препаратов на 2018 год за счет названных субвенций.
Между тем, по состоянию на 28.04.2018 из 196 наименований, заявленных медицинскими организациями по программе ОНЛП на 2018 год, размещено извещений о проведении аукционов по 95 наименованиям, из которых по 40 наименованиям, срок поставки которых должен быть в мае-июне 2018 года, контракты еще не заключены.
По состоянию на 01.01.2018 установлено, что остаток бюджетных ассигнований, предоставленных в 2017 году бюджету Республики Карелия из бюджета и неисполненных по состоянию на 01.01.2018 составил 2 755 482,64 руб., в том числе 2 615 115,01 руб., предусмотренные Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Средства, выделенные в конце 2016 года, возвращены в федеральный бюджет (письмо Минздрава РК от 09.01.2018 N 55/15.1-25/МЗ-и). Средства субвенции в размере 1 588 100 руб., предусмотренные в качестве финансового обеспечения оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами по рецептам, не были освоены Министерством.
В результате, отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь, не получили в 2017 году лекарственные препараты при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в общей сложности на сумму 4 343 582,64 руб.
На устранение означенных нарушений и направлено выданное Министерству предписание, которое, по мнению апелляционного суда, является законным, обоснованным, каковым и признано судом первой инстанции.
Доводы Министерства о проведении ТО Росздравнадзора контроля за расходованием средств с превышением полномочий, получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте, с которой суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться.
На основании анализа положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции осуществления контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 487), части 8 статьи 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункта 7.1.2.1 приказа Росздравнадзора от 06.06.2013 N 2295-Пр/13 "Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия", суд первой инстанции обоснованно заключил, что Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Карелия в пределах своих полномочий и в соответствии с указанной в приказе от 04.04.2018 N 62-пр целью внеплановой проверки правомерно осуществил государственный контроль за соблюдением Министерством прав граждан в сфере здравоохранения.
Доводы Министерства о том, что оно не может являться объектом выездных и документарных проверок также правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на положения части 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В силу названной нормы, внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановая выездная проверка в отношении Министерства согласована с Прокуратурой Республики Карелия, о чём имеется соответствующее решение от 05.04.2018.
Таким образом, поскольку Министерство является органом, ответственным за обеспечение граждан лекарственными препаратами и организацию закупок лекарственных препаратов, а ТО Росздравнадзора осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации прав граждан в сфере здравоохранения, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что проверка проведена в рамках действующего законодательства.
Довод Министерства о том, что обращения граждан содержали указания на нарушения со стороны медицинских организаций, также отклонен судом. Выявленные ТО Росздравнадзора факты роста на 63% числа обращений граждан по вопросу льготного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе в связи с отказом лечебных учреждений от выписки льготных рецептов на лекарственные препараты в связи с временным отсутствием льготных лекарственных препаратов в аптечных организациях Республики Карелия, свидетельствуют о том, что именно Министерством не было обеспечено осуществление полномочий в объеме, предусмотренном нормативными правовыми актами, то есть не были приняты все возможные меры для организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Ссылку заявителя на то, что сведения, содержащиеся в предписании от 10.05.2018 N 73, не позволяли определить перечень действий, подлежащих выполнению в установленный срок, а также в предписании не содержались конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Министерству, суд находит необоснованной.
Оспариваемое предписание выдано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по результатам проверки, оформленной актом проверки от 10.05.2018 N 73, из содержания которого прямо вытекают перечень действий и механизм исполнения предписания.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2018 по делу N А26-7489/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7489/2018
Истец: Министерство здравоохранения Республики Карелия
Ответчик: территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия