г. Челябинск |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А76-28021/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Костина В.Ю., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу N А76-28021/2018 (судья Кунышева Н.А.), принятое путем подписания резолютивной части, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска (далее - заявитель, Фонд, ГУ - УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Белсити" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Белсити", общество) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за март 2017 года в размере 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2018 в удовлетворении заявления о составлении мотивированного решения Фонду отказано.
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 определение Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2018 оставлено без изменения.
Фонд не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что им было обнаружены ошибки в представленных индивидуальных сведениях на застрахованное лицо, в связи с чем, обществу направлено уведомление об устранении имеющихся ошибок. В установленный законом срок данные требования выполнены не были, между тем имело место дополнительное представление сведений на сотрудника. Страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на другое заинтересованное лицо, следовательно, представленные сведения в рамках отчетного периода были неполными. В случае представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 14.02.2019.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.04.2017 ООО "Белсити" в Фонд предоставлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за март 2017 года.
При проверке представленной страхователем отчетности Пенсионным фондом обнаружена ошибка в написании отчества застрахованного лица. Данная ошибка отражена в протоколе проверки отчетности страхователя, который был направлен страхователю в электронном виде 03.04.2017 (л.д. 6 оборот).
Заявителем 07.05.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М за март 2017 года на 1 застрахованное лицо (л.д. 7).
По результатам проведенной проверки представленных сведений Пенсионным фондом установлен факт представления заявителем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года и с нарушением срока на застрахованное лицо, о чем, составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 084S18170016981 от 06.12.2017 (л.д. 9).
Решением от 29.01.2018 N 084S19180002093 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 500 руб. за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М март 2017 года (л.д. 11).
В целях добровольной уплаты финансовой санкции обществу выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.02.2018 N 084S01180020841 (л.д. 13).
Поскольку ответчик не исполнил требование, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за март 2017 года обществом представлены в Управление в срок, а именно 03.04.2017, что подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя (л.д. 6).
Между тем, в соответствии с указанным протоколом, документ был принят частично в связи с выявлением ошибки.
Управление ссылается на то, что фондом в адрес общества было направлено уведомление о необходимости устранить выявленные нарушения.
Обществом 07.05.2017 подана форма СЗВ-М (дополняющая) за март 2017 года в отношении Мордовина П.А. с уточнением отчества.
Управление полагает, что поскольку пятидневный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, на него накладываются штрафные санкции за представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Как следует из пунктов 36, 37 Инструкции N 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Между тем, из материалов дела не усматривается направление такого уведомления обществу.
При этом, судебная коллегия отмечает, что часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Кроме того, указанные обстоятельства не входят в объективную сторону правонарушения, за которое установлена ответственность частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом того, что ошибка, выразившаяся в неверном написании отчества одного застрахованного лица в представленных сведениях, носила технический характер, сведения на указанное лицо изначально представлены в исходной форме, и его возможно было идентифицировать, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя расценивать в качестве предоставления страхователем недостоверных сведений в отношении указанного лица.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления заинтересованному лицу штрафных санкций и, как следствие, оснований для удовлетворения требований заявителя.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу N А76-28021/2018, принятое путем подписания резолютивной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28021/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска, УПФР в Тракторозаводском районе города Челябинска
Ответчик: ООО "Белсити"