г. Воронеж |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А64-7584/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, Горовенко Любови Валентиновны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018 по делу N А64-7584/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Плахотников М.А.), по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
третье лицо: Горовенко Любовь Валентиновна,
УСТАНОВИЛ :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (жале - заявитель, Управление Роскомнадзора по Тамбовской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Горовенко Любови Валентиновны.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018 по делу N А64-7584/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Горовенко Л.В., Управление Роскомнадзора обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить данное решение суда области полностью и принять по делу новый судебный акт о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
В обоснование доводов жалобы Горовенко Л.В. ссылается на то, что деятельность ФГУП "Почта России" по пересылке (доставке) почтовых отправлений регулируется, в т.ч. законодательством о защите прав потребителей.
Указывает, что Горовенко Л.В. является потребителем оказываемых предприятием услуг почтовой связи.
Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
В обосновании доводов жалобы Управление Роскомнадзора по Тамбовской области ссылается на то, что срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет один год.
Указывает, что Горовенко Л.В. является потребителем услуги почтовой связи.
ФГУП "Почта России" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не оспорило.
Апелляционная жалоба рассматривалась судом в соответствии с положениями ст.272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, исследовав все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии, полученной в установленном законом порядке.
По результатам рассмотрения поступившего заявления гражданина Горовенко А.В. сотрудниками Управления выявлено нарушение ФГУП "Почта России" пункта 5 условий лицензии N 162571, выданной предприятию, а именно: нарушен контрольный срок пересылки
- регистрируемого почтового отправления (РПО) N 39200225009136 (отправитель - Горовенко Л.В. г. Тамбов, получатель - Управление Роскомнадзора по Самарской области, г.Самара), которое принято 06.07.2018 в ОПС 392002 Тамбов и прибыло в ОПС 443126 Самара - 15.07.2018.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема), между городами федерального значения, административными центрами субъектов РФ (Тамбов и Самара) составляет 5 дней.
С учетом приведенных обстоятельств, нарушение контрольного срока пересылки, установленного Нормативами, в рассматриваемом случае, составило четыре дня.
Тем самым, по мнению административного органа, ФГУП "Почта России" нарушены требования абзаца 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160; Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций 31.07.2014 г. N 234; пункта 5 условий лицензии N 162571.
В связи с изложенным, 12.09.2018 уполномоченным лицом Управления в отношении ФГУП "Почта России" в присутствии представителя предприятия по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N АП-68/3/708 по основаниям ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела относится к компетенции арбитражного суда, в связи с чем, административный орган обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным заявлением.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции отказал в привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 162571 от 11.04.2018.
Согласно п. 5 данной лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (п. 20) (далее - Перечень).
Лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведены в разделе XX указанного Перечня.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
На основании пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи.
В соответствии с абз. 2 ст. 16 Закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В соответствии с п. 5.2.25.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции с указанием контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
В соответствии с подп. "а" п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема), между городами федерального значения, административными центрами субъектов РФ (Тамбов и Самара) составляет 5 дней.
Из вышеназванных норм действующего законодательства следует, что нарушение срока пересылки органом почтовой связи почтового отправления образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, почтовой организацией нарушены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции:
- РПО N 39200225009136 (отправитель - Горовенко Л.В., получатель - Управление Роскомнадзора по Самарской области), которое принято 06.08.2018 в ОПС 392000 г. Тамбова, а 15.07.2018 прибыло в место вручения ОПС 443126 г. Самара, срок пересылки нарушен на 4 дня.
Таким образом, суд первой инстанции согласился с выводами административного органа о том, что ФГУП "Почта России" нарушены требования абз. 1 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; ст. 16, 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; подп. "а" п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160; подп. "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.07.2014 г. N 234; пункта 5.2.25.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418; пункта 121 Почтовых правил; пункта 5 условий лицензии N126571.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт выявленных нарушений ФГУП "Почта России" лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.09.2018 N АП-68/3/708, иными имеющимися в деле материалами и не оспорен почтовой организацией.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, признается апелляционным судом верным.
Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Вместе с тем, согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяет механизм реализации этих прав.
Из преамбулы Закона "О защите прав потребителей" следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с этим ФГУП "Почта России", только в случае оказания услуг почтовой связи гражданам, имеющим намерение заказать либо заказывающим, приобретающим или использующим указанную услугу исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, вступает с ними в правоотношения, на которые распространяется требование Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Между тем, как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае отправителем являлась Горовенко Л.В., а Управление Роскомнадзора по Самарской области являлось получателем.
Указанная переписка, как установил суд первой инстанции, может быть связана с исполнением Управлением Роскомнадзора по Самарской своих публичных обязанностей, либо с реализацией Горовенко Л.В ее гражданских прав и обязанностей, но не с потреблением товаров и услуг в целях удовлетворения ею личных, бытовых нужд.
Административным органом не представлено доказательств, что Горовенко Л.В. заказывала, приобретала, либо использовала услугу, для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и ее права затронуты применительно к закону "О защите прав потребителей".
Не представлено достаточных данных, свидетельствующих о причинении ей административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда ни применительно к Закону "О защите прав потребителей", ни вне связи с его положениями.
Кроме того, следует отметить, что ответственность за правонарушения, посягающие на защиту прав потребителей, прямо предусмотрена отдельными положениями главы 14 КоАП РФ.
В данном случае, выявлены нарушения в сфере лицензионной деятельности.
Следовательно, оснований для применения годичного срока давности не имеется.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае применим общий трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Поскольку днем совершения административного правонарушения является 11.07.2018, учитывая положения статьи 4.5 КоАП РФ, последним днем привлечения к административной ответственности являлось бы 11.10.2018. Решение суда первой инстанции в полном объеме принято 23.11.2018.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости отказать в удовлетворении требований Управления Роскомнадзора по Тамбовской области о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод Горовенко Л.В. о том, что вина ФГУП "Почта России" во вменяемом административном правонарушении доказана административным органом надлежащим образом, не принимается апелляционной коллегией во внимание, поскольку не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, Горовенко Л.В., Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу не подлежащим отмене или изменению, а апелляционные жалобы не подлежащее удовлетворению.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ на неверном применении норм действующего законодательства безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018 по делу N А64-7584/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7584/2018
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (Управление Роскомнадзора по Тамбовской области)
Ответчик: ФГУП "Почта России" "Почта России"
Третье лицо: Горовенко Л.В.