г. Чита |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А19-20017/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года по делу N А19-20017/2017 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613; место нахождения: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 47) к Публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388; место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) о взыскании 219 646 рублей 43 копеек,
(суд первой инстанции: Пенюшов Е.С.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") о взыскании задолженности в размере 219 646,43 рублей, из которых: 179 761,53 рубль - основной долг по договору аренды земельного участка от 6 мая 2013 года N 5004 и 39 884,90 рубля - неустойки за период с 11 февраля 2017 года по 6 июня 2017 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года (, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2018 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, среди прочего, указал, что выводы судов о недопустимости применения коэффициента инфляции при определении размера арендной платы на 2016 год являются неверными.
По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены частично, с ПАО "Ростелеком" в пользу Министерства имущественных отношений взыскано 201 919 рублей 80 копеек, в том числе 179 761,53 рублей - основной долг и 22 158,27 рублей - неустойка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части взыскания основного долга (арендной платы) в сумме 64 763,02 рублей, ПАО "Ростелеком" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части суммы основного долга, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
ПАО "Ростелеком" указывает, что механизм изменения арендой платы на соответствующий год заключается в следующем: действующая в предыдущий период арендная плата увеличивается на очередной год с учетом законодательно установленного уровня инфляции по состоянию на начало календарного года и должна быть неизменной в течении годового периода. Последующее изменение законодательно установленного уровня инфляции не может влиять на размер арендной платы, рассчитанной по состоянию на 1 января текущего года. Однако в рассматриваемом случае вместо нормативно определённого требования к расчету арендной платы - применения коэффициента инфляции по состоянию на 1 января соответствующего года, Министерство имущественных отношений рассчитало арендую плату исходя из коэффициентов инфляции по состоянию на 22 апреля 2015 года и на 24 ноября 2016 года.
С учетом изложенного ПАО "Ростелеком" считает, что арендная плата за 2016 год и 1 полугодие 2017 года должна составлять 1 053 610,67 рублей (693 165,08 + от 720 891,19 (360 445,59)). При этом Обществом оплачено 938 612,16 рублей; следовательно, сумма задолженности составляет 114 998,51 рублей, в то время как судом первой инстанции взыскана задолженность в сумме 179 761,53 рублей, то есть взыскание судом долга по арендной плате в сумме 64 763,02 рубля является незаконным.
В части взыскания неустойки решение суда первой инстанции не обжалуется.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к нему) Министерство имущественных отношений выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
31 января 2019 в суд апелляционной инстанции от ПАО "Ростелеком" поступили возражения на дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), что подтверждается, в том числе, телефонограммами от 6 декабря 2018 года и 22 января 2019 года, а также отчетом о публикации 5 декабря 2018 года, 11, 18 января и 8 февраля 2019 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, публичных извещений о перерыве однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации (с учетом ограничений, установленных частью 5 статьи 268 этого Кодекса), проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и письменных пояснений Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выполнение им указаний суда кассационной инстанции, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 6 мая 2013 года между Администрацией города Иркутска (арендодатель) и ОАО "Ростелеком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5004 (т. 1, л.д. 24-27), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 38:36:000014:704, площадью 13 815 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кубышевский район, ул. Бирюсинская, д. 27, для эксплуатации объектов материально-технического снабжения. Согласно пункту 1.7 договор действует с 26 апреля 2013 года по 26 апреля 2062 года.
По передаточному акту от 26 апреля 2013 года (т. 1, л.д. 28) земельный участок, являющийся предметом договора, передан арендатору.
Пунктом 2.2.4. указанного договора установлена обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату в порядке и размерах, определенных разделом 3 договора аренды (в частности, предусмотрено, что сумма арендной платы уплачивается равными долями не позднее 10 февраля, 10 августа и 10 ноября текущего года).
Размер арендной платы на текущий календарный год согласован сторонами в расчете арендной платы (приложение N 1 к договору аренды земельного участка).
В соответствии пунктом 3.6 договора аренды размер арендной платы пересматривается ежегодно. Арендная плата за использование земельного участка изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в каждом случае изменения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка, ставок земельного налога на основании нормативных правовых актов Российской Федерации Иркутской области, органов местного самоуправления города Иркутска.
В соответствии с пунктом 4.4 данного договора ненадлежащее исполнение обязанности, установленной пунктами 2.2.4 и 3.4. договора, арендатор оплачивает арендодателю неустойку (пеню) в размере 0,1 процента от невнесенной суммы арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Министерством имущественных отношений исковых требований о взыскании основного долга в общей сумме 179 761,53 рублей, включающей в себя оспариваемую заявителем апелляционной жалобы сумму 64 763,02 рубля, исходя из следующего.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К обязательствам арендатора законом, в числе прочих, отнесена обязанность своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что одной из обязанностей арендатора земельного участка является внесение платежей.
В договоре аренды N 5004 от 6 мая 2013 года (т. 1, л.д. 24-27) сторонами согласованы все существенные условия, в том числе, предмет договора (объект аренды - земельный участок, подлежащий передаче), размер арендных платежей и сроки внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
В рассматриваемом случае арендная плата является регулируемой, ее размер подлежит изменению с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, регулирующего составляющие элементы расчета арендной платы.
В договоре аренды N 5004 от 6 мая 2013 года стороны согласовали условие о размере арендной платы, устанавливающее способ (механизм) ее расчета.
Так, согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы пересматривается ежегодно. Арендная плата за использование земельного участка изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в каждом случае изменения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка, ставок земельного налога на основании нормативных правовых актов Российской Федерации Иркутской области, органов местного самоуправления города Иркутска.
Постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" ранее действовавшее постановление Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па признано утратившим силу.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп (далее - Положение N 601-пп) арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 12 Положения N 601-пп арендная плата за использование земельного участка ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется арендодателем в одностороннем порядке на уровень инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленный Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который изменяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченные органы предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае изменение арендной платы на уровень инфляции в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", которое вступило в силу 3 декабря 2013 года (кадастровая стоимость определена на 1 января 2012 года).
Соответственно, в расчетах арендной платы актуальная кадастровая стоимость земельных участков применяется с 1 января 2014 года.
Таким образом, в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Положения N 601-пп перерасчет арендной платы с учетом уровня инфляции, утвержденного законами о федеральном бюджете, производится только с 1 января 2014 года.
Как уже отмечалось выше, на основании пункта 3 Положения N 601-пп арендная плата определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года.
В рассматриваемом случае расчет арендной платы произведен Министерством имущественных отношений с учетом приведенных положений пункта 3 Положения N 601-пп: ГАП (годовая арендная плата за земельный участок, руб.) = (КС (кадастровая стоимость за весь земельный участок) * Нс (налоговая ставка, %) * К (коэффициент, применяемый к размеру арендной платы) * КИ (коэффициент инфляции).
В соответствии с пунктом 12 Положения N 601-пп арендная плата подлежит индексации, то есть сформированная арендная плата на 2016 года и 1 полугодие 2017 года, в соответствии с пунктом 3 Положения N 601-пп индексируется на уровень инфляции (максимальный уровень инфляции) 2016 и 2017 года.
Статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 73 515 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 12,2 % (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 78 673,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,4 % (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года).
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 92 224,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4 % (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года).
Учитывая изложенное, правомерным является начисление арендной платы за 2016 год в соответствии со следующим расчетом:
13 722 400 (кадастровая стоимость за весь земельный участок) * 1,5 (налоговая ставка) * 3 % (коэффициент к размеру арендной платы) * 1,193808 (коэффициент инфляции в числовом выражении, определенный в соответствии со статьями 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 года) и Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ (в редакции от 14 декабря 2015 года), что составляет 737 185,99 рублей в год.
Также правомерным является начисление арендной платы за 2017 год в соответствии со следующим расчетом: 13 722 400 (кадастровая стоимость за весь земельный участок) * 1,5 (налоговая ставка) * 3 % (коэффициент к размеру арендной платы) * 1,2346 (коэффициент инфляции в числовом выражении, определенный в соответствии со статьями 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 года) и Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ (в редакции от 14 декабря 2015 года) и Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ, что составляет 762 375,38 рублей в год.
С учетом изложенного, арендная плата за 2016 и первое полугодие 2017 составила 1118373,68 (737 185,99 + 381 187,69 (50% от 762 375,38)).
За указанный период ПАО "Ростелеком" оплачено 938 612,16 рублей (т. 1, л.д. 46-48).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, подлежащей взысканию за спорный период является арендная плата в размере 179 761,53 рубль.
В этой части выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2018 года по делу N А19-8893/2016 и определившей порядок применения именно Положения N 601-пп (в том числе его пунктов 3 и 12), в связи с чем ссылка заявителя апелляционной жалобы на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку она основана на положениях соответствующего законодательства иных субъектов Российской Федерации.
Аналогичное толкование пунктов 3 и 12 Положения N 601-пп приведено и в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 года по делу N А19-8893/2016.
Ссылаясь на иную судебную практику, ПАО "Ростелеком" не учитывает, в частности, что согласно пункту 3 Положения N 601-пп в расчете арендной платы может учитываться максимальное значение уровня инфляции.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приведенных в постановлении от 9 июля 2018 года по настоящему делу, в полной мере исследованы правовые основания начисления арендной платы по договору аренды.
Так, расчет размера арендной платы за спорный период произведен судом в соответствии с условиями договора, а также Положением N 601-пп, решением Думы г. Иркутска от 23 ноября 2005 года N 004-20-180203/5 "Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории города Иркутска", постановлением мэра г. Иркутска от 20 февраля 2009 года N 031-06-522/9 "Об утверждении Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутска", Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также рассмотрены, но при изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции в обжалуемой части.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере выполнены указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приведенные в постановлении от 20 сентября 2018 года по настоящему делу, суд апелляционной инстанции, исходя из предмета апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года по делу N А19-20017/2017, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года по делу N А19-20017/2017 в обжалованной Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20017/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 г. N Ф02-3067/18 настоящее постановление отменено
Истец: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1077/18
09.11.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20017/17
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3067/18
06.04.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1077/18
16.01.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20017/17