г.Самара |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А55-16472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Бажана П.В., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от акционерного общества "ТЯЖМАШ" - представителя Гигола Н.Н. (доверенность от 31.12.2018),
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - представителя Симбиркина А.А. (доверенность от 14.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2019 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2018 года по делу N А65-16472/2018 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению акционерного общества "ТЯЖМАШ", Самарская область, г. Сызрань, к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными и отмене постановлений от 30.05.2018 N 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЯЖМАШ" (далее - АО "ТЯЖМАШ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган, административный орган, инспекция) от 30.05.2018 N 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, которыми заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены, постановления Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 30.05.2018 N 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151 о привлечении АО "ТЯЖМАШ" к административной ответственности по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в общей сумме 21427 руб. 80 коп. признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в банках, открытых за пределами территории Российской Федерацией, отсутствуют какие-либо исключительные денежные операции, при которых юридические лица - резиденты вправе осуществлять денежные операции без использования банковских счетов, открытых за пределами территории Российской Федерации. В случаях, если денежные операции, совершаемые резидентом, не входят в перечень операций, при которых разрешено производить расчеты без использования банковского счета, то такие денежные операции должны быть совершены через счета (вклады) в банках, открытых за пределами территории Российской Федерации (то есть в безналичной форме).
По мнению инспекции, осуществляя выплаты денежных средств в иностранной валюте нерезидентам, минуя счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, юридическое лицо - резидент совершает валютную операцию с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТЯЖМАШ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Представитель АО "ТЯЖМАШ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, представительство АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое зарегистрировано в Социалистической Республике Вьетнам по адресу F1512B, 15 этаж, здание Чармвита, номер 117 Чан Зюи Хынг, округ Каузай, город Ханой, ИНН 0104921132 (уведомление об идентификационном номере налогоплательщика генерального отдела налогов налогового департамента города Ханоя).
В банке за пределами территории Российской Федерации - "Joint stock Commercial Bank for Foreing Trade of Vietnam-Hoan Kien Branch" 26.05.2010 представительству AO "ТЯЖМАШ" в г. Ханое открыты счета: N VND0301002926571, N USD0301372926581.
Представительством АО "ТЯЖМАШ" в Республике Вьетнам 08.06.2016 были совершены следующие денежные операции, минуя счета представительства АО "ТЯЖМАШ" в Республике Вьетнам N VND0301002926571, N USD0301372926581, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации:
1) 08.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в Республике Вьетнам произведены расчеты с нерезидентом - предприятием розничной продажи бензина - нефтяная компания 1-ого региона - компания с ограниченной ответственности с одним учредителем (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за бензин РОН 95-II в размере 946 000 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой от 08.06.2016 N 0581629 и журналом хозяйственных операций за июль 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N142 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 2 073 руб. 76 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
2) 03.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - АО по торговле и услугам "GOLDEN GATE" (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за питание (прием клиентов) в размере 2 284 590 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой от 03.06.2016 N 0006899 и журналом хозяйственных операций за июль 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 143 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 5 110, руб. 40 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
3) 31.05.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - филиалом Северного региона акционерной компании телекоммуникационной инфраструктуры "СМС Telecom Infrastructure)) (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за Интернет (тариф за использование Интернета с 01 мая по 31 мая) в размере 990 000 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой N 0027480 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 144 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 2 193 руб. 88 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
4) 01.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - организацией "RED RIVER CORPARATION" (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за бензин А92 в размере 870 100 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой N 0170403 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 145 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1 921 руб. 80 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
5) 02.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - организацией "AROMA" (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуги - прием клиентов в размере 820 000 вьетнамских донов, что подтверждается квитанцией N 00112 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 146 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1 828 руб. 50 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
6) 05.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - телекоммуникационной корпорации "MOBIFONE" (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг сотовой связи в размере 997 277 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой N 0193149 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 147 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 2 234 руб. 28 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
7) 05.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - телекоммуникационной корпорации "MOBIFONE" (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг сотовой связи в размере 282 528 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой N 0193150 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 148 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 632 руб. 97 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
8) 05.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - "TELECOMMUNICATION SERVICE INVOICE)) (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг сотовой связи в размере 170 874 вьетнамских донов, что подтверждается счетом-фактурой N 3184626 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 149 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 382 руб. 82 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
9) 07.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - инвестиционной акционерной компанией "РС1" (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за парковку машины в подземке Б1, Б2 за июнь 2016 года в размере 2 120 000 вьетнамских донов, что подтверждается счетом- фактурой N 0001238 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме Инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 150 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 4 687 руб. 65 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ";
10) 08.06.2016 представительством АО "ТЯЖМАШ" в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - коммерческой компанией по питьевой воде для офиса (Республика Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты за питьевую воду "Lavie" 19 л. в размере 165 000 вьетнамских донов, что подтверждается накладной на доставку от 08.06.2016 и журналом хозяйственных операций за июнь 2016 года. В связи с оплатой указанной операции в наличной форме Инспекция вынесла постановление от 30.05.2018 N 151 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 361 руб. 70 коп. отношении АО "ТЯЖМАШ".
По данным фактам административным органом 24 мая 2018 года составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и вынесены оспариваемые решения о привлечении к административной ответственности и вынесены оспариваемые постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 30.05.2018 N 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с наложением на общество штрафа на общую сумму 21427 руб. 80 коп.
Рассмотрев дела об административных правонарушениях, налоговый орган пришел к выводу о том, что АО "ТЯЖМАШ" допущены нарушения требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании), выразившиеся в осуществлении незаконных валютных операций во вьетнамских донгах. При этом инспекция в действиях общества усмотрела осуществление незаконных валютных операций, минуя счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, т.е. правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для определения объективной стороны правонарушения подлежит доказыванию незаконность валютной операции.
Расчеты при валютных операциях между резидентами и нерезидентами регулируются Законом N 173-ФЗ.
По общему правилу, установленному ст.6 Закона N 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с абзацем 1 части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ юридические лица -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.
Таким образом, указанная норма права не содержит каких-либо ограничений относительно совершения валютных операций между юридическим лицом - резидентом (АО "ТЯЖМАШ") и нерезидентами.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инспекция полагает невозможным совершение таких операций не только без использования счетов в уполномоченных банках, но и счетов в банках за пределами Российской Федерации.
Между тем указанный довод инспекции противоречит буквальному толкованию положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ. В абзацах 3-5 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ перечислены операции по расчетам с нерезидентами, которые могут осуществлять юридические лица - резиденты без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Указанные положения касаются операций, совершенных исключительно на территории Российской Федерации.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Таким образом, довод инспекции о том, что положения ч.2 ст.14 Закона N 173-ФЗ не предусматривают возможности спорных совершения валютных операций, минуя счета в уполномоченных банках, относится к ситуации, при которой выплата нерезиденту осуществляется юридическим лицом - резидентом на территории Российской Федерации.
Именно указанный вывод о запрете на выплату нерезидентам, когда они работают в организациях на территории Российской Федерации, и подтвержден судебной практикой, на которую сослалась инспекция.
В рассматриваем деле установлено, что денежные средства на счета в иностранном банке АО "ТЯЖМАШ" перечислены в соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ. Спорные операции по снятию наличных денежных средств со счета в иностранном банке не противоречат положениям статей 6, 12 Закона N 173-ФЗ.
Вышеуказанные операции, произведенные сотрудником - нерезидентом в целях оплаты расходов (оплата услуг телефонной связи, покупка бензина, офисные расходы, расходы на питание, приобретение воды), связанных с хозяйственной деятельностью представительства, не противоречат Закону N 173-ФЗ.
Кроме того, материалами дела установлено, что в соответствии с ч.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ АО "ТЯЖМАШ" представляло в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, административным органом в ходе рассмотрения настоящего дела не доказана незаконность совершенных АО "ТЯЖМАШ" валютных операций за пределами Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции признал оспариваемые постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконными и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ отменил их.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в банках, открытых за пределами территории Российской Федерацией, отсутствуют какие-либо ограничительные и исключительные денежные операции, при которых юридические лица - резиденты вправе осуществлять денежные операции без использования банковских счетов, открытых за пределами территории Российской Федерации, отклоняются. В рассматриваемом случае обществом были совершены валютные операции, которые валютным законодательством РФ к запрещенным валютным операциям не отнесены.
Ссылка инспекции на то, что в случаях, если денежные операции, совершаемые резидентом, не входят в перечень операций, при которых разрешено производить расчеты без использования банковского счета, такие денежные операции должны быть совершены через счета (вклады) в банках, открытые за пределами территории Российской Федерации (то есть в безналичной форме), несостоятельна.
Суд первой инстанции правильно истолковал норму права, содержащуюся в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом относительно совершенных заявителем валютных операций иного законодательством РФ не установлено.
Согласно положениям статьи 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом, к которым названные валютные операции не относятся.
При этом порядок осуществления таких валютных операций, а также требования об использовании специального валютного счета при их совершении указанным Законом не установлены.
По смыслу абзаца второго части 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции проводятся без ограничений.
Приведенные выше нормы права не содержат каких-либо ограничений для валютных операций между юридическим лицом-резидентом - АО "ТЯЖМАШ" и нерезидентами за пределами территории Российской Федерации, поэтому доводы налогового органа основаны на неправильном толковании положений части 2 статьи 14 Закона о валютном контроле.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 N Ф06-41633/2018 по делу N А55-13201/2018.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 21 декабря 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2018 года по делу N А65-16472/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16472/2018
Истец: АО "ТЯЖМАШ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области