г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А21-9104/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31543/2018) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2018 по делу N А21-9104/2018 (судья Зинченко С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН 1023900764832; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34; далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН 1023901001552, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N Э-90адм/2018 от 20.07.2018, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.10.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Янтарьэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства АО "Янтарьэнерго" является линия электропередач 0,4кВ от трансформаторной подстанции ТП 006-57, расположенная на расстоянии более 500 м от земельного участка гр. Похилкиной Д.А, в связи с чем размер платы в проекте договора N 7741/11/17 правомерно произведен АО "Янтарьэнерго" в соответствии с действовавшим в 2017 году приказом Службы от 26.12.2016 N 146-01тпэ/16, поскольку заявка Похилкиной Д.А. не соответствовала критерию расстояния, предусмотренному пунктом 17 Правил N 861.
Определением апелляционного суда от 20.12.2018 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 05.04.2018 в УФАС по Калининградской области поступила жалоба Похилкиной Д.А. на действия АО "Янтарьэнерго", выразившиеся в несоответствии представленного на подписание проекта договора N 7741/11/17 от 20.11.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, с/т "Липовая аллея", на земельном участке с кадастровым номером 39:03:090701:281, Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В связи с этим определением от 06.07.2018 антимонопольным органом возбуждено дело N Э-90адм/2018 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
13.07.2018 в отношении Общества в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении.
20.07.2018 УФАС вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным УФАС постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях Общества нарушения пункта 17 Правил N 861, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований отмены решения суда в виду следующего.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09).
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" АО "Янтарьэнерго" включено Реестр субъектов естественных монополий по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии". Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 11-1/00 ОАО "Янтарьэнерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
При этом Правила N 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Так, пунктом 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных абзацем 2 пункта 8 настоящих Правил. Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно разъяснению Федеральной службы по тарифам, данные в письме от 15.07.2014 N ЕП-7582/12 "О размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.
Из материалов дела следует, что в Общество 08.11.2017 поступила заявка Похилкиной Д.А. N 5575/17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергоспринимающий устройств для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, с/т "Липовая аллея" на земельном участке с кад. N 39:03:090701:281.
10.11.2017 Общество направило в адрес Похилкиной Д.А. оферту договора N 7741/11/17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия N Z-7741/17/, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно пункту 5 проекта договора, в течение 12 месяцев со дня заключения договора и размером оплаты за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 10 проекта договора в сумме 22 154 руб. 18 коп.
Не согласившись с представленным проектом договора Похилкина Д.А. 04.12.2017 обратилась в АО "Янтарьэнерго" с предложением урегулировать спорные пункты проекта договора в части установления сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению и стоимости работ.
Письмом от 14.12.2017 N ЯЭ/19/7729 Общество сообщило, что АО "Янтарьэнерго", являясь сетевой организацией, специализирующейся на строительстве и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, готово обеспечить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Похилкиной Д.А. к своим электрическим сетям без изменения платы за технологическое присоединение.
16.03.2018 Похилкина Д.А. повторно направила обращение с аналогичными требованиями, ссылаясь на то, что в непосредственной близости от ее земельного участка находятся линии электропередач 0,4 кВ.
В ответ на указанное обращение 28.03.2018 АО "Янтарьэнерго" сообщило, что линия электропередач 0,4 кВ, на которую Похилкина Д.А. ссылается в своем обращении, находится в собственности третьего лица - СНТ "Уют", в связи с чем при определении минимального расстояния до границы участка Похилкиной Д.А. данный объект электросетевого хозяйства рассматриваться не может.
В ответ на запрос антимонопольного органа от 16.04.2018 Общество сообщило, что ближайшим к району застройки Похилкиной Д.А. электросетевым объектом, принадлежащим АО "Янтарьэнерго", является линия электропередач, классом напряжения 15 кВ., однако данный объект при определении минимального расстояния до границы участка Похилкиной Д.А. рассматриваться не может, ввиду заявленного заявителем класса напряжения 0,4 кВ.
В этом же письме от 16.04.2018 Общество также проинформировало антимонопольный орган о том, что в АО "Янтарьэнерго" в целях присоединения энергопринимающих устройств заявителей, находящихся в пос. Владимирово Гурьевского р-на, осуществило строительство участка линии электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции ТП 006-57 и тем самым сократило расстояние от границ земельного участка Похилкиной Д.А. до объекта электросетевого хозяйства сетевой организации классом напряжения 0,4 кВ до 532 м. (л.д.90-93).
Суд апелляционной инстанции на основании исследования и оценки имеющихся доказательств приходит к выводу о том, что антимонопольный орган не доказал наличие обстоятельств, необходимых для применения к рассматриваемым правоотношениям пункта 17 Правил N 861 и, следовательно, нарушения порядка определения размера платы за подключение для заявителя.
Вменяя Обществу нарушение порядка определения размера платы за подключение, антимонопольный орган не представил в материалы дела достоверных доказательств того, что в удалении от границ земельного участка Похилкиной Д.А. менее 500 метров имеются объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Обществу и соответствующие условиям пункта 17 Правил N 861, которые позволили бы осуществить технологическое присоединение к сетям за плату в размере 550 руб., а также доказательства возможности осуществить исполнение заявки путем подключения к линии электропередач 0,4 кВ, на которую Похилкина Д.А. ссылается в своем обращении, и находящейся в собственности третьего лица - СНТ "Уют".
При этом оценка спорного расстояния до объекта электросетевого хозяйства дана антимонопольным органом исключительно на основании обращения заявителя - Похилкиной Д.А. В материалы дела представлена схема, подтверждающая по мнению Похилкиной Д.А. расстояние от границы ее участка до столба-объекта АО "Янтарьэнерго" 230 метров, достоверность которой антимонопольным органом не проверялась и не оценивалась (л.д.60).
Таким образом, выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, не подкреплены положениями действующего законодательства в области технологического присоединения, бездоказательны и носят предположительный характер. Позиция Управления о том, что Общество, являясь субъектом естественной монополии, обязано учитывать интересы потребителей, не опровергает вывод о неисполнении административным органом обязанности по установлению существенных обстоятельств дела и совокупности всех элементов состава административного правонарушения.
Таким образом, обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, Управлением надлежащим образом и в полном объеме не установлены, не доказаны.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные АО "Янтарьэнерго" требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление Управления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N Э-90адм/2018 от 20.07.2018 признанию незаконным и отмене.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 16.10.2018 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отмене оспариваемого в рамках настоящего дела постановления Управления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 октября 2018 года по делу N А21-9104/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N Э-90адм/2018 от 20.07.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9104/2018
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области