г. Красноярск |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А33-12890/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Усиповой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги"- Бурая В.В., представителя по доверенности от 23.01.2018, Егоренковой И.П., представителя по доверенности от 16.08.2018,
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Ляпиной О.А., представителя по доверенности от 27.12.2018 N 71-55/232, удостоверение ТО N041979 от 29.03.2011,
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"- Самозванцевой П.В., представителя по доверенности от 24.09.2018 N 27/2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 ноября 2018 года по делу N А33-12890/2018, принятое судьёй Шишкиной И.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290,далее - Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконными действий, выраженных в виде отказа Управления Росреестра по Красноярскому краю во снесении изменений в ЕГРН в уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29, выраженные в Уведомлении об отказе "Изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав" от 15.02.2018 N КУВД-002/2017/390022.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в рамках проведения анализа сведений межевого плана спорного земельного участка, выявлено пересечение земельного участка с границами нескольких муниципальных образований.
-в земельном законодательстве нет исключений относительно невозможности применения положений о запрете на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования в отношении земельных участков, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости ранее.
-письма Минэкономразвития от 07.03.2013, от 04.09.2014 не могут быть учтены в рамках настоящего спора, поскольку они разъясняют нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в то время как на момент принятия Управлением решения кадастровый учет осуществляется на основании Федерального закона N 218-ФЗ.
-оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы собственника линейного объекта, поскольку устранение пересечения возможно несколькими способами.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 05.02.2019. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 15.02.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв, согласно которому граница земельного участка не установлена. При проведении комплекса кадастровых работ в 2017 году по определению координат характерных точек границ земельного участка кадастровым инженером использовано, в том числе, землеустроительное дело N 413 2002 года. Земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году, то есть до вступления в силу главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 поставлен на кадастровый учет с установленными границами в 2004 году, до установления границ муниципальных образований Иланского района Красноярского края.
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю поступил отзыв, согласно которому в письмах Минэкономразвития России от 07.03.2013 N ОГ-Д23-1058, от 04.09.2014 N Д23и-3091 речь идет о том, что положения статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не применяются при проведении процедуры уточнения границ земельных участков. То есть для того, чтобы позиция, изложенная в письмах, применялась, необходимо, чтобы сведения о границах земельных участков на момент их уточнения содержались в ЕГРН. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29 в ЕГРН отсутствовали. В отношении спорного земельного участка речь идет не о внесении изменений в уже имеющиеся сведения о границах, а о первоначальном установлении границ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Иланского района Красноярского края N 4-п от 10.01.2003 на основании заявления ФГУП "Красноярская железная дорога" решено переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок полосы отвода Иланской дистанции пути и предоставить ФГУП "Красноярская железная дорога" земельный участок площадью 2 594 705 кв.м. из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи участок 4353+427 - 4370+220 квм, участок 4385+620 - 4394+145 км. в аренду на 5 лет для размещения полосы отвода, ранее предоставленный в постоянное бессрочное пользование постановлением Администрации района от 13.08.2003 N 223-п "Об утверждении материалов инвентаризации и предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "Красноярская железная дорога" для установления полосы отвода". Данному участку присвоен кадастровый номер 24:15:0000000:27.
Согласно кадастровому плану земельного участка N 24:15:0000000:0027 площадью 2 594 705 кв.м., участок прошел межевание, площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Постановлением Администрации Иланского района Красноярского края от 19.05.2004 N 160-п на основании материалов инвентаризации земель полосы отвода Иланской дистанции пути Красноярской железной дороги решено предоставить в аренду ФГУП "Красноярская железная дорога сроком на 1 год земельные участки, в том числе земельный участок Транссибирской магистрали с 4353,427 км. по 4370,22 км общей площадью 1 679 400 кв.м., постановление N 4 от 10.01.2003 считать утроившим силу. ФГУП "Красноярская железная дорога" указано на необходимость обеспечить постановку земельных участков на кадастровый учет.
Постановлением Администрации Иланского района Красноярского края от 14.07.2004 N 211-п внесено изменение в постановление N 160-п от 19.05.2004, пунктом 1 постановления следует считать пункт следующего содержания: "Считать прекратившим существование земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:0027 общей площадью 2 594 705 кв.м. предоставленный ФГКП "Красноярская железная дорога" постановлением администрации Иланского района Красноярского края от 10.01.2003 N 4-п.
В материалы дела представлена из кадастрового дела выписка из Единого государственного реестра земель от 23.06.2004 на земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:0029 площадью 1 679 400 кв.м., почтовый адрес Красноярский край, Иланский район, земельный участок Транссибирской магистрали с 4353,62 км. по 4370,22 км. Разрешенное использование - для размещения объектов железнодорожного транспорта (предыдущий кадастровый номер 24:15:0000000:0027), единое землепользование, с чертежом границ земельного участка.
Протоколом выявления технической ошибки от 29.10.2012 N 2/4527 в ГКН выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке N 24:15:0000000:29, состоящая в ошибочном указании в характеристиках участка сведений "единое землепользование", входящие участки отсутствуют. Способ устранения - исправить наименование данного земельного участка.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра от 29.10.2012 N Ф24/12-1-16109 исправлена вышеуказанная техническая ошибка в кадастровым сведениях, из наименования участка N 24:15:0000000:29 исключено указание на "единое землепользование".
ОАО "РЖД" представлены материалы инвентаризации полосы отвода Иланской дистанции пути Красноярской железной дороги от 2002 года, подготовленные ГУП "Сибжелдорпроект", в состав которой в числе прочих документов входит пояснительная записка, акт согласования границ со смежными землепользователями, экспликация земель полосы отвода Иланской дистанции пути, план границ земельного участка, каталог координат установленных границ, в том числе на участок дороги 4353,427-4370,22 км., шифр 1406-3, рег. N 413.
Из материалов инвентаризации следует, что документы подготовлены институтом "Сибжелдорпроет" с учетом принятых Администрацией Иланского района Красноярского края постановлений от 19.05.2004 N 160-п и от 14.07.2004 N 211-п.
Согласно выписке из ЕГРН от 03.09.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 является собственностью Российской Федерации, право зарегистрировано 23.09.2004 на основании статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" N 29-ФЗ от 27.02.2003, постановлений Администрации Иланского района Красноярского края N 160-п от 19.05.2004, N 211-п от 14.07.2004.
Между Территориальным управление Росимущества в Красноярском крае (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды N 15-7 от 26.12.2005 согласно которого арендатору передается в пользование земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:0029 площадью 1 679 400 кв.м. категории земель земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания находящийся в федеральной собственности и расположенный по адресу: Красноярский край, Иланский район, земельный участок Транссибирской магистрали с 4 353,427 км. по 4 370,22 км. для эксплуатации и размещения объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги на срок с 01.11.2005 по 31.10.2054 на 49 лет (пункты 1.1, 2.1 договора).
На участке имеются магистральные железнодорожные линии и другие объекты железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги (пункт 1.2 договора).
Договор зарегистрирован в ЕГРП 05.10.2006.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 февраля 2016 года по делу N А33-11157/2014, в котором участвовали стороны настоящего спора и ФГБУ ФКП Росреестра, установлены следующие обстоятельства:
-земельный участок с кадастровым номером 24:15:00000000:0029 является собственностью Российской Федерации, образован в целях размещения полосы отвода железной дороги и переданы ТУ Росимущества в Красноярском крае на правах аренды ОАО "РЖД" на срок 49 лет по договору N 15-7 от 26.12.2005 в отношении земельного участка N 24:15:0000000:0029 площадью 1 697 000 кв.м. (договор зарегистрирован в ЕГРП 05.20.2006), дата внесения участка в ГКН 23.06.2004, свидетельство о регистрации права Российской Федерации на участок от 23.09.2004;
- согласно материалам кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29: протоколом выявления технической ошибки от 19.12.2011 N 4/8287 выявлено, что в результате проведения работ по конвертации данных из программного комплекса ЕГРЗ-Т в АИС ГКН по земельному участку с кадастровым номером 24:15:0000000:29 сведения об аренде ошибочно перенесены в сведения о частях земельного участка. В сведениях об обременении содержится идентичная запись. Правильное значение характеристики: земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 сведения о частях земельного участка: аренда в пользу ОАО "РЖД", статус "аннулированный". Способ исправления технической ошибки: в программном комплексе АИС ГКН аннулировать сведения о частях земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29;
-решением ФГУ ЗКП по Красноярскому краю от 19.12.2011 N Ф24/11-1-14848 установлено, что в результате проведения работ по конвертации данных из программного комплекса ЕГРЗ-Т в АИС ГКН по земельному участку с кадастровым номером 24:15:0000000:29 сведения об аренде ошибочно перенесены в сведения о частях земельного участка. В сведениях об обременении содержится идентичная запись. Правильное значение характеристики: земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 сведения о частях земельного участка: аренда в пользу ОАО "РЖД", статус "аннулированный". Способ исправления технической ошибки: в программном комплексе АИС ГКН аннулировать сведения о частях земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29;
- в полученной ОАО "РЖД" кадастровой выписке от 12.03.2014 о земельном участке N 24:15:0000000:29 от 12.03.2014, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (раздел 15 выписки);
- письмом от 23.01.2014 N 119/КРАС НРИ ОАО "РЖД" обратилось в кадастровую палату, в котором сообщила что в результате анализа сведений о земельных участках с кадастровым номером 24:15:00000000:0029 установлено, что в ГКН отсутствует информация о границе данного участка. В письме содержится просьба восстановить в ГКН утраченную информацию о границах данного участка;
- письмом от 21.02.2014 N 1-6/04998 кадастровая палата сообщила ОАО "РЖД", что восстановить в ГКН сведения о земельном участке N 24:15:00000000:0029 не представляется возможным ввиду отсутствия в кадастровом деле на данный участок сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Проводится работа по проверке и анализу сведений о земельных участках, содержащихся в материалах государственного фонда данных;
-письмом от 06.03.2014 N 1-6/06324 кадастровая палата дополнительно сообщила ОАО "РЖД", что восстановить в ГКН сведения о границе земельного участка N 24:15:00000000:0029 на основании материалов государственного фонда данных не представляется возможным. Использование материалов государственного фонда данных при ведении ГКН Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено;
-согласно ответам Управления Росреестра по Красноярскому краю от 19.02.2015, от 24.02.2015, от 02.10.2015, 02.12.2015 в материалах Государственного фонда данных имеется землеустроительное дело по установлению границ и инвентаризации полосы отвода земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29, данное землеустроительное дело было передано на хранение в 1 экземпляре в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Иланского района Красноярского края. В 2006 году была проведена инвентаризация всех хранящихся дел с включением их в государственных фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 включен в государственный фонд данных 30.03.2006 N 1459.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 февраля 2016 года по делу N А33-11157/2014 ОАО "РЖД" отказано в удовлетворении требований к ФГБУ ФКП Росреестра о признании незаконными и отмене решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю от 19.12.2011 NФ24/11-1-14848 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях по земельному участку N24:15:0000000:29 в виде аннулирования сведений о частях земельного участка.
Судом было установлено, что на момент принятия оспариваемого решения в государственном кадастре недвижимости отсутствовали полностью сведения о координатах характерных точек границ участка N 24:15:00000000:0029. В кадастровом деле данного земельного участка документов, достаточных для внесения недостающих сведений, не имелось.
По заявке ОАО "РЖД" на основании договора от 19.05.2017 N 2422095 кадастровым инженером Высоцкой Е.А. подготовлен межевой план от 08.11.2017 в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24615:0000000:29, согласно которому площадь земельного участка не изменилась и составляет 1 679 400 кв.м. В межевом деле содержатся координаты данного земельного участка, определенные на местности кадастровым инженером (4353,427-4370,22 км. Транссибирской магистрали).
В межевом плане отражено, что местоположение уточненных границ определялось в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О регистрации недвижимости" и соответствует их фактическому землепользованию. Межевое дело подготовлено с учетом материалов инвентаризации земель Иланской дистанции пути рег. N 413 от 2002 года института "Сибжелдорпроект".
09.11.2017 МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка N 24:15:0000000:29 в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка, приложив межевой план от 08.11.2017.
Уведомлением от 15.11.2017 N КУВД-002/2017-390022/1 Управление Росреестра по Красноярскому краю приостановило с 15.11.2017 до 15.02.2018 на основании пункта 43 ч.1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости внесение изменение в части местоположения границ земельного участка N 24615:0000000:29 в связи с тем, что уточняемый участок пересекает границы нескольких муниципальных образований и пересекает несколько кадастровых кварталов и рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана.
Уведомлением от 15.02.2018 N КУВД-002/2017-390022/2 Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало Управлению Росимущества в государственном кадастровом учете земельного участка N 24:15:0000000:29 на основании статьи 27, пункта 43 ч.1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости в связи с тем, что уточняемый участок пересекает границы нескольких муниципальных образований и находится в нескольких кадастровых кварталах.
Ссылаясь на то, что указанный отказ противоречит закону, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и права ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка N 24615:0000000:29, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю принят 15.02.2018, с заявлением о признании отказа незаконным ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд по почте 15.05.2018, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 площадью 1 679 400 кв.м. является собственностью Российской Федерации, право зарегистрировано 23.09.2004, передан в аренду ОАО "РЖД" по договору аренды N 15-7 от 26.12.2005, договор зарегистрирован в ЕГРП 05.10.2006, данный участок относится к категории земель - земель земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, расположен по адресу: Красноярский край, Иланский район, земельный участок Транссибирской магистрали с 4 353,427 км. по 4 370,22 км., сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации и размещения объектов железнодорожного транспорта.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю от 15.02.2018 N КУВД-002/2017/390022 в государственном кадастровом учете данного земельного участка в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка обоснован тем, что уточняемый участок пересекает границы нескольких муниципальных образований и пересекает несколько кадастровых кварталов (пункт 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости).
Частями 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости, в кадастр недвижимости вносятся сведения об описание местоположения объекта недвижимости.
Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона о регистрации недвижимости, статьями 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Ф2 "О кадастровой деятельности".
Согласно пунктам 8-10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 1 статьи 43 Закона о регистрации недвижимости установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В связи с отсутствием в ГКН сведений о границах земельного участка по заявке ОАО "РЖД" на основании договора от 19.05.2017 N 2422095 кадастровым инженером Высоцкой Е.А. подготовлен межевой план от 08.11.2017 в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24615:0000000:29, согласно которому площадь земельного участка не изменилась и составляет 1 679 400 кв.м. В материалах межевого дела указаны координаты данного земельного участка, определенные на местности кадастровым инженером (4353,427-4370,22 км. Транссибирской магистрали).
В межевом плане отражено, что местоположение уточненных границ определялось в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) и соответствует их фактическому землепользованию. Межевое дело подготовлено с учетом материалов инвентаризации земель Иланской дистанции пути рег. N 413 от 2002 года института "Сибжелдорпроект".
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка.
Согласно пункту 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
-границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (подпункт 27);
-границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (подпункт 43).
По данным ФГБУ ФКП Росреестра земельный участок N 24:15:0000000:29 пересекает граница Сотниковского сельсовета (длина пересечения 0,01 м), Карапсельского сельсовета (длина пересечения 120 м), Далайского сельсовета (длина пересечения 88 м) Иланского района Красноярского края, а также муниципального образования Канский район (длина пересечения 0,01 м). В подтверждение факта пересечения границ земельного участка с данными муниципальными образования кадастровой палатой представлены соответствующие схемы пересечений.
В соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Обоснован вывод суда первой инстанции о том,что Управлением Росреестра не доказана законность отказа в государственном кадастровом учете земельного участка N 24:15:0000000:29 в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 поставлен на кадастровый учет 23.06.2004 до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", право федеральной собственности на данный участок зарегистрировано 22.09.2004, данный участок является ранее учтенным объектом недвижимого имущества.
На земельном участке расположены железнодорожные линии Транссибирской магистрали с 4353,427 км. по 4370, 22 км, а также пункты обогрева, мост, что следует из состава объектов, расположенных в границах участка согласно выписке из ЕГРН от 19.07.2018. Данные объекты также относятся к ранее учтенным объектам недвижимости.
При этом железнодорожные пути расположены в нескольких кадастровых кварталах, в связи с этим формирование земельного участка в 2004 году было произведено под указанными объектами с учетом их нахождения в нескольких кадастровых кварталах.
Судом обоснованно указано, что закон не возлагает обязанности на собственника ранее учтенного линейного объекта недвижимости производить его переформирование на части, расположенные в отдельных кварталах при уточнении местоположения границ земельного участка, на котором расположен линейный объект.
Постановление Иланского района Красноярского края от 19.05.2004 N 160-п (в редакции постановления N 211-п от 14.07.2004), которым на основании материалов инвентаризации земель полосы отвода Иланской дистанции пути Красноярской железной дороги решено предоставить в аренду ФГУП "Красноярская железная дорога земельный участок Транссибирской магистрали с 4353,427 км. по 4370,22 км общей площадью 1 679 400 кв.м., никем не оспорено, недействительным в установленном порядке не признано.
Данные ненормативные акты вместе со статьей 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" N 29-ФЗ от 27.02.2003, указаны как основания для регистрации права федеральной собственности на земельный участок N 24:15:0000000:29 в ЕГРН.
Глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет правила формования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений", вступила в силу 24 октября 2008 года, в том числе и статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта.
При этом гражданским законодательством в качестве общего правила предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с этим, положения пункта 7 части 2 статьи 26 Федерального закона о кадастре применяются в отношении указанных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет после вступления в силу главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.06.2018 на участок N 24:15:0000000:29, сведения о нем внесены в государственный кадастр 23.06.2004.
Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.09.2014 N Д23и-3091 также разъяснено, что глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, вступила в силу 22 октября 2008 г., в том числе и статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта. При этом гражданским законодательством в качестве общего правила предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.03.2013 N ОГ-Д23-1058 разъяснено, что если земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", при проведении процедуры уточнения местоположения границ такого земельного участка положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются. При этом, в случае образования земельного участка, в том числе многоконтурного, должны соблюдаться положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, правомерен вывод суда о том, что у Управления Росреестра не имелось оснований, предусмотренных пунктом 43 части 1 статьи 26, статьи 27 Закона о регистрации недвижимости для приостановления и в последующем для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка N 24:15:0000000:29 в связи с проведением уточнения местоположения границ земельных участков, поскольку сведения о нем как ранее учтенном содержались в государственном кадастре недвижимости.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции признает доводы жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 23.06.2004 N 15/04-254 земельный участок, вопреки доводам жалобы, представляет единое землепользование, то есть земельный участок, в состав которого входят обособленные земельные участки, имеющие самостоятельные кадастровые номера.
Следует учитывать, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29 как единое землепользование осуществлялось в период действия специального порядка кадастрового учета земельных участков для целей разграничения государственной собственности на землю, который допускал пересечение границ земельных участков с границами муниципальных образований.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 306-КГ16-11866 обособленные земельные участки, входящие в состав земельного участка "единого землепользования", не являются самостоятельными и к ним не могут применяться предусмотренные законодательством Российской Федерации кадастровые процедуры.
Из материалов дела следует, что в настоящее время граница земельного участка не установлена, доказательства обратного не представлены. При проведении комплекса кадастровых работ в 2017 году по определению координат характерных точек границ земельного участка кадастровым инженером использовано, в том числе, землеустроительное дело N 413 2002 года.
Как указывалось ранее, согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Глава 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, вступила в силу 22.10.2008, в том числе и статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году, то есть до вступления в силу главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель пояснил, что государственный кадастровый учет Земельного участка был проведен на основании действующих в период проведения кадастровых работ, нормативно-правовых актов, а именно: инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996; правил оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001; письма Росземкадастра от 17.12.2002 N СС/1164 "Об особенностях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, и предоставления сведений о таких земельных участках".
Следовательно, поставка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:15:0000000:29 осуществлена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Установление границ муниципальных образований Красноярского края и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости (земельный кадастр) осуществлялось на основании Закона Красноярского края от 30.06.2003 N 7-1195 "О краевой целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003 - 2007 годы"".
Разработанные в соответствии с указанной программой границы муниципальных образований Иланского района, утверждены Законом Красноярского края от 28.01.2005 N 13-2898 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Иланский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований".
Спорный земельный участок с кадастровым номером 24:15:0000000:29 поставлен на кадастровый учет с установленными границами в 2004 году, до установления границ муниципальных образований Иланского района Красноярского края.
С учетом вышеизложенного, оспариваемый ОАО "РЖД" отказ действительно нарушает права заявителя и собственника земельного участка определенные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, их законные интересы, в связи с чем требования ОАО "РЖД" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года по делу N А33-12890/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12890/2018
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ФГБУ ФКП Росреестра