г. Красноярск |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А33-15805/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
при участии:
заявителя ИП Кириловой Г.В., ее представителя Сапунова В.А. по доверенности от 07.08.2018,
от третьего лица (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю) - Ворониной Я.Д., представителя по доверенности от 10.10.2018 N 200,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" декабря 2018 года по делу N А33-15805/2018, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Кирилова Галина Владимировна ИНН 246400403790, ОГРНИП 304246418100021 (далее - предприниматель, Кирилова Г.В.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска ИНН 2464038946, ОГРН 1022402296861 (далее - управление, фонд) о принятии решения о возврате из соответствующего бюджета излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 106 890 рублей 75 копеек и пени в размере 1855 рублей 22 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган).
Определением суда от 07.12.2018 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" декабря 2018 года заявленное требование удовлетворено, суд обязал управление принять решение о возврате предпринимателю из соответствующего бюджета излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 годы в размере 106 890 рублей 75 копеек и пени в размере 1855 рублей 22 копеек.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе управление приводит следующие доводы:
- к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, поскольку она относится к исчислению страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- также в зависимости от режима налогообложения учитывается доход для целей исчисления страховых взносов согласно положениям пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), учитывая, что упрощенная система налогообложения является льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщика от уплаты ряда налогов;
- в связи с этим фонд считает, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществляемой предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса в этом случае не учитываются.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу поддержала изложенные в ней доводы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на нее, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей управления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Кирилова Г.В. является плательщиком страховых взносов, применявшим в 2014 году и в 2015 году упрощенную систему налогообложения с определением объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с налоговыми декларациями по упрощенной системе налогообложения за 2014 и 2015 годы, поданными предпринимателем в налоговый орган, ее доход составил в 2014 году 5 690 184 рублей, в 2015 году 6 565 214 рублей. Соответствующая информация о доходах предпринимателя за 2014 и 2015 годы была представлена налоговым органом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В отсутствие иной информацией о доходах страхователя фондом в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) был произведен расчет страховых взносов, подлежащих к уплате за 2014 год в сумме 53 901 рубль 94 копейки, за 2015 год в сумме 62 652 рубля 14 копеек.
Вместе с тем, документально подтвержденные расходы предпринимателя при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения в указанный период составили 5 355 329 рублей за 2014 год и 5 333 736 рублей за 2015 год.
В этой связи, полагая, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год и 2015 год, произведен фондом неверно без вычета произведённых предпринимателем расходов, Кулагина Г.В. обратилась в управление с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год и 2015 год.
Уведомлением от 31.05.2018 N 140 фонд отказал предпринимателю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год и 2015 год, указав, что полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кулагина Г.В. обратилась в арбитражный суд с имущественным требованием к фонду о возврате из соответствующего бюджета излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 106 890 рублей 75 копеек и пени в размере 1855 рублей 22 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В 2014 и 2015 годах на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предприниматель являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 Кодекса;
- доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Статья 346.15 Кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Согласно статье 346.14 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.16 Кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.
Из материалов дела следует и управлением не оспаривается, что при предъявлении к оплате предпринимателю спорных сумм страховых взносов фонд исходил из того, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог по упрощенной системе налогообложения, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период без учета расходов.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налог на доходы физических лиц.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод фонда о неприменении правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно налоговым декларациям предпринимателя по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год и 2015 год, общая сумма дохода в 2014 году составила 5 690 184 рубля, в 2015 году - 6 565 214 рублей, сумма произведенных расходов - 5 355 329 рублей в 2014 году и 5 333 736 рублей в 2015 году.
Следовательно, полученный заявителем доход, уменьшенный на величину расходов, за 2014 год составил 334 865 рублей, за 2015 год - 1 231 478 рублей. Поскольку данные суммы превышают 300 000 рублей, доплате сверх фиксированного платежа подлежали страховые взносы в размере 348 рублей 55 копеек за 2014 год, в сумме 9314 рублей 78 копеек за 2015 год.
Учитывая, что фактически индивидуальным предпринимателем за 2014 год сверх фиксированного платежа уплачены взносы в размере 53 901 рубля 54 копеек, пени в размере 1922 рублей 09 копеек (из них 66 рублей 87 копеек возвращены плательщику 25.04.2018), за 2015 год - в сумме 62 652 рублей 14 копеек, в то время как заявителю следовало уплатить 348 рублей 55 копеек за 2014 год и 9314 рублей 78 копеек за 2015 год, то страховые взносы в размере 106 890 рублей 75 копеек и пени в размере 1855 рублей 22 копеек являются излишне уплаченными.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов был определен статьей 26 Закона N 212-ФЗ, который признан утратившим силу с 01.01.2017 в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закона N250-ФЗ).
В соответствии со статьёй 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал фонд возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы и пени в указанных суммах.
Довод фонда о том, что согласно положениям пункта 9 статьи 430 Кодекса доход для целей исчисления страховых взносов учитывается в зависимости от режима налогообложения, не принимается во внимание, так как статья 430 Кодекса введена в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ с 01.01.2017 и не распространяется на правоотношения по исчислению страховых взносов в 2014 и 2015 годах.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" декабря 2018 года по делу N А33-15805/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15805/2018
Истец: Кириллова Галина Владимировна
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. КРАСНОЯРСКА
Третье лицо: МИФНС N22 по КК