г. Вологда |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А66-7525/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Журавлева А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Торговой компании "Караван Трейдинг" Никитиной И.В. по доверенности от 26.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговой компании "Караван Трейдинг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2018 года по делу N А66-7525/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью торговая компания "Караван Трейдинг" (ОГРН 1127746604919, ИНН 7743860658, место нахождения: г. Тверь, ул. Ржевская, д. 12а, комн. 128, далее - ООО ТК "Караван Трейдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (ОГРН 1066950075081, ИНН 6952000012, место нахождения: г. Тверь, пр. Октябрьский, д. 26, далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции от 14.02.2018 N 19573А об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества, возложении на Инспекцию обязанности устранить нарушение прав Общества путем государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области.
Решением суда от 27.08.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с вынесенным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что предоставление и согласование ликвидационного баланса с налоговыми органами по месту учета организации действующим законодательством не предусмотрено; ни в обжалуемом отказе в государственной регистрации, ни в ходе судебного разбирательства о наличии у Общества задолженности по обязательным платежам не заявлялось.
В заседании суда представитель Общества поддержал апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней.
Иные лица, участвующие в рассмотрении спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке, установленном пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, единственным участником Общества 11.01.2017 принято решение о добровольной ликвидации ООО ТК "Караван Трейдинг".
Сообщение о ликвидации Общества опубликовано 01.02.2017 в "Вестнике государственной регистрации", где предложено в течение двух месяцев с момента опубликования заявить требования кредиторов.
Общество 29.12.2017 представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при ликвидации.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов Инспекцией 14.02.2018 принято решение N 19573А об отказе в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Общество обратилось в Управление с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Управление, рассмотрев указанное заявление, решением от 30.03.2018 N 08-31/15-Р отказало в удовлетворении заявления Общества.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции счел требования заявителя необоснованными.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В силу пунктов 2, 6 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено, что сообщение о ликвидации Общества опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 01.02.2017 N 4(618), часть 1, следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе инспекцией, истек 01.04.2017.
В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 20.01.2017 внесены сведения о начале процедуры ликвидации Общества.
Общество, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, 28.04.2017 представило в налоговый орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 10.05.2017 внесена запись в ЕГРЮЛ.
Ликвидационный баланс представлен в налоговый орган 29.12.2017 в составе пакета документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием отказа в государственной регистрации является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, Обществом соблюден и им представлены в Инспекцию N 12 все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Материалы дела не содержат доказательств проведения в отношении заявителя налоговой проверки, которой установлены факты недостоверности налоговой отчетности Общества, не исчисления и не уплаты налогов, несмотря на то, что с момента публикации о ликвидации и до момента подачи заявления в налоговый орган по форме N Р16001 прошел почти год.
Доказательств вручения заявителю акта проверки, решения по ее результатам, требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также обращения в суд с исками о взыскании задолженности налоговым органом не представлено.
Таким образом, недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе общества, налоговым органом не доказана.
Налоговый орган не использовал предоставленные ему законом как кредитору и контролирующему органу права и полномочия на предъявление требований непосредственно к должнику в двухмесячный срок, на проведение налоговой проверки в порядке пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, на инициирование судебного процесса в отношении общества.
Поскольку в рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации был представлен полный пакет документов и налоговым органом не доказана недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, решение об отказе в государственной регистрации принято с нарушением закона.
Само по себе непредставление налогоплательщиком бухгалтерской и налоговой отчетности за предыдущие периоды не может являться единственным и достаточным доказательством недостоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений.
Поскольку материалами дела не подтверждается нарушение Обществом порядка ликвидации, а также представления недостоверных сведений, оспариваемое решение не соответствует Закону N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2018 года по делу N А66-7525/2018.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области от 14.02.2018 N 19573А об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью Торговой компании "Караван Трейдинг".
Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области обязанность устранить нарушение прав путем государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью Торговой компании "Караван Трейдинг" в связи с его ликвидацией.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Торговой компании "Караван Трейдинг" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления, а также 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7525/2018
Истец: ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "КАРАВАН ТРЕЙДИНГ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тверской области
Третье лицо: Ефремова А.Н., Межрайонная ИФНС России N 10 по Тверской области