г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А40-207868/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 ноября 2018 года,
по делу N А40-207868/18, принятое судьей Е.А. Хайло,
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 10777513336985)
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
АО "Первая грузовая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 4 310,54 руб. неосновательного обогащения, возникшего, по мнению истца, на стороне ответчика в виду неправильного исчисления ломанного тарифа за пробег порожних вагонов, отцепленных от групповой отправки в ремонт, по причине необоснованного не применения коэффициента за грузовую отправку и 229,36 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 16 ноября 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу, что ответчик необоснованно произвел добор тарифа по причине отмены коэффициента на групповую отправку.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, нормы материального права применены судом первой инстанции неверно.
Истец просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 16 ноября 2018 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между Открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (ОГРН 10777513336985), реорганизованным в форме присоединения к Акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, далее - АО "ПГК" или Истец) и Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД" или Ответчик) заключен договор N 948- ж.д. от 21.01.2015 (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. предметом Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом (АО "ПГК") провозных платежей, сборов, тарифов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозка> грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях.
В соответствии с п. 1.2 Договора АО "ПГК" присвоен код плательщика 1000231777, указываемый в перевозочных и иных документах (далее - "ЕЛС").
С октября 2017 по январь 2018 года Ответчик списал с ЕЛС Истца денежные средства за перевозку порожних вагонов Истца на сумму 4 310 руб. 54 коп., что подтверждается счет - фактурами ОАО "РЖД" N N 0000010000001008/01001745,
Согласно расчету суммы неосновательного обогащения, прилагаемому к настоящему исковому заявлению. Ответчик неправомерно списал с ЕЛС Истца 4 310 руб.
Разница в расчетах обусловлена тем, что Ответчик допустил нарушения при расчете ломаного тарифа за пробег порожних вагонов, отцепленных от групповой отправки в ремонт, по причине технической неисправности, обнаруженной в пути следования, перечень которых приведен в расчете неосновательного обогащения.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. (далее - "Устав железнодорожного транспорта") плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2) (далее - Прейскурант 10-01, которым установлены тарифы на перевозку грузов.
Все отцепленные вагоны шли в порожнем состоянии в составе групповых отправок. Расчеты тарифа за групповую отправку и за одиночную (повагонную) регулируется поправочными коэффициентами таблицы 5 приложения 4 к разделу 2 Прейскуранта 10-01. При этом коэффициент за повагонную отправку выше, чем за групповую.
Согласно п. 39.4. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется:
для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения;
для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
ВАС РФ в своем Постановлении Пленума от 06.10.2005 г. N 30 (п.24) разъяснил, что договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, следовательно, последующие изменения стоимости, сроков доставки и прочих условий в одностороннем порядке недопустимо.
Кроме того, согласно разъяснениям ФСТ РФ от 27.04.2012 г. N ТС-3372/10 досылочная дорожная ведомость, с которой отправляются вагоны, отцепленные от группы не является отдельным договором перевозки. Следовательно, вид отправки, количество вагонов в групповой отправке, применяемая технология перевозки 9 определяется в момент приема вагонов к перевозке и не могут быть изменены в пути следования, в том числе при отцепке, следующих в составе группы или маршрута порожних вагонов для проведения, текущего отцепочного ремонта, независимо от причин, которыми вызвано проведение ремонта.
Между тем, в нарушение положений ст.65 АПК РФ, наличие вины перевозчика в возникновении технической неисправности вагона по данной категории дел должен представлять истец (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2017 г. N 305-ЭС17-3292).
Таких доказательств истцом не приведено.
В этих случаях, (отцепка в ремонт при недоказанности вины перевозчика) утрата истцом права на понижающие коэффициенты, по сути, является его предпринимательским риском (ст.2 ГК РФ).
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, п.2 ст. 269, п.п.4 п. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2018 года по делу N А40-207868/18 отменить. В иске отказать.
Взыскать с АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 10777513336985) в пользу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207868/2018
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"