г. Вологда |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А05-10449/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2018 года по делу N А05-10449/2018 (судья Максимова С.А.),
установил:
администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район" (ОГРН 1022901353859, ИНН 2914000230; место нахождения: 165430, Архангельская область, Красноборский район, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 7а; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бучневой Наталье Николаевне (ОГРНИП 314290420500011, ИНН 291400630700; место жительства: 165434, Архангельская область, Красноборский район) о взыскании 300 000 руб. субсидии, предоставленной по договору о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 N 4/12-14.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2018 года по делу N А05-10449/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация не согласилась с судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что субсидия в размере 300 000 руб. подлежит возврату, поскольку предприниматель перестала осуществлять деятельность по разведению птиц с 2017 года, об изменении места осуществления предпринимательской деятельности администрацию не уведомила.
От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 10.11.2014 в администрацию от Бучневой Н.Н. поступила заявка на предоставление субсидии в размере 300 000 руб. на реализацию бизнес-плана "Индюшиная ферма", к которому приложен бизнес-план "Индюшиная ферма", копии паспорта и свидетельства о регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Представленные предпринимателем документы рассмотрены на заседании комиссии по рассмотрению документов на предоставление субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса 13.11.2014.
На основании протокола заседания указанной комиссии от 13.11.2014 N 1 распоряжением администрации от 22.12.2014 N 416-р решено предоставить Бучневой Н.Н. субсидию на создание собственного бизнеса как субъекту малого предпринимательства в размере 300 000 руб.
Между администрацией и Бучневой Н.Н. заключен договор о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 N 4/12-14 (далее - договор), предметом которого (пункт 1.1 договора) являлось предоставление администрацией предпринимателю в целях реализации бизнес - плана "Индюшиная ферма" субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Красноборский муниципальный район" в размере 300 000 руб.
Администрация перечислила предпринимателю субсидию в сумме 300 000 руб. на платежными поручениями от 23.12.2014 N 600404 и от 26.12.2014 N 662602.
Администрацией 13.09.2017 предпринимателю направлено требование в срок до 10.10.2017 предоставить сведения о численности работающих у предпринимателя лиц в соответствии с прилагаемой формой, а также копии заключенных трудовых договоров с последними.
Ответчиком запрошенные сведения представлены не были.
На основании решения от 12.12.2017 N 12 прокуратурой Красноборского района в период с 14.12.2017 по 12.01.2018 проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в отношении, в том числе, Бучневой Н.Н.
В рамках указанной проверки произведён осмотр с выездом на место в д. Игнатовскую результатов реализации, в том числе, бизнес-плана "Индюшиная ферма" Бучневой Н.Н., по результатам которого составлена справка от 26.12.2017.
По результатам проверки прокуратурой Красноборского района в адрес администрации вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства от 09.02.2018 N 7-01-2018, в котором на администрацию возложена обязанность, в том числе, рассмотреть вопрос о предъявлении к получателям субсидии, допустившим нарушения принятых на себя обязательств при получении средств субсидии, требований об одностороннем расторжении договорных отношений и (или) возврате бюджетных средств.
В частности, в представлении указано, что Бучнева Н.Н. деятельность по разведению птиц в д. Игнатовская МО "Телеговское" перестала осуществлять с осени 2017 года. Об изменении места осуществления предпринимательской деятельности, заявленного в бизнес-проекте, Бучнева Н.Н. администрацию не уведомила. На момент проведения проверки сотрудники администрации также не располагали сведениями о том, где предприниматель занимается деятельностью по разведению птиц. Отчет, представленный Бучневой Н.Н. за 3 квартал 2017 года, выполнен в нечитабельном варианте и в отчете адрес расположения хозяйства указан д. Курорт Солониха, ул. Молодежная, д. 10, кв. 1. В то же время, в рамках проверки по данному адресу хозяйства Бучневой Н.Н. также не установлено. В силу требований пункта 3.2.8 договора о предоставлении субсидии предусмотрено, что при изменении юридического или фактического адреса получатель субсидии в течение 5 рабочих дней с момента произошедших изменений обязан письменно проинформировать об этом администрацию с приложением заверенных копий соответствующих документов. В свою очередь, администрация (в силу пункта 3.2.10 договора о предоставлении субсидии) вправе потребовать от получателя субсидии предоставить документы, необходимые для осуществления контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных бизнес-планом и условий договора в течение всего срока действия договора.
Администрация 18.04.2018 направила предпринимателю требование о возврате бюджетных средств в связи с выявленными нарушениями условий и целей предоставления субсидии и не выполнение обязательств, предусмотренных договором, а именно: несвоевременно и не качественно предоставляется отчетность, запрашиваемая администрацией информация не предоставляется, деятельность хозяйства на территории Красноборского района не осуществляется.
Поскольку указанное требование ответчиком исполнено не было, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением взыскании с предпринимателя 300 000 руб. в возврат ранее предоставленной субсидии.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления. Недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии, а относится к нарушениям, связанным с использованием средств субсидии.
Делая указанный вывод, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей на момент заключения договора, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 названной статьи БК РФ в указанной редакции предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В рассматриваемом случае, решением Собрания депутатов муниципального образования "Красноборский муниципальный район" от 09.09.2014 N 26 решение Собрания депутатов муниципального образования "Красноборский муниципальный район" от 20.12.2013 N 55 "О бюджете муниципального образования "Красноборский муниципальный район" на 2014 год" дополнено приложением N 43 Порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (далее - Порядок).
Указанный порядок устанавливает порядок и условия предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Субсидии предоставляются на конкурсной основе (пункт 1 Порядка).
Пунктами 2, 4 Порядка установлены критерии допуска к конкурсу, в частности, на момент подачи заявки на участие в конкурсе срок деятельности заявителя не может превышать 364 календарных дней со дня регистрации в налоговых органах, к участию в конкурсе допускаются, в том числе, предприниматели, соответствующие критериям, установленным Законом N 209-ФЗ.
В пунктах 6-8 Порядка определены лица, имеющие право на получение субсидии, в частности, определено, что субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, вкладывающим и (или) вложившим собственные средства в реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 процентов от суммы предоставляемой субсидии.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предметом субсидирования являются следующие обоснованные и документально подтверждённые затраты: расходы на создание оборудования, сырья и материалов, в том числе техники, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных; расходы по приобретении в собственность, строительство помещений для осуществления предпринимательской деятельности; расходы на технологическое подключение к инженерной инфраструктуре (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и т.п.); расходы по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как установлено подпунктом 4 пункта 3 указанной статьи (в редакции, действовавшей на дату заключения Договора о предоставлении субсидии), нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны также предусматривать порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах нормы подпункта 3 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78 БК РФ не содержат указания на возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или по соглашению сторон каких-либо иных оснований для возврата бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий, недопустимо.
Доказательств, указывающих на отсутствие у Предпринимателя права на получение субсидии, истцом не представлено.
Судом первой инстанции также учтено, что обязательство по предоставлению квартальной отчетности за все периоды 2015, 2016, 2017 годов Предпринимателем исполнено, в соответствии с бизнес-планом "Индюшиная ферма" 300 000 руб. субсидии израсходованы Предпринимателем на подключение построенного птичника к электроэнергии, приобретение инкубационных яиц, приобретение кормов и оборудования (в том числе, брудера для цыплят, перосъёмной машины, инкубаторов, кормушек, поилок, и т.д.). Указанные расходы документально подтверждены, все копии первичных документов, подтверждающих расходы, представлены в адрес администрации вместе с отчётом предпринимателя за I квартал 2015 года (имеются в материалах дела). Подтверждено материалами дела и расходование собственных средств предпринимателя на строительство птичника в сумме 150 000 руб. на основании договора подряда от 01.03.2015 N 1, что подтверждено имеющимися в деле копиями: указанного договора, расписки от 01.03.2015, акта приёма-передачи выполненных работ от 28.05.2018. Факт наличия построенного птичника косвенно подтверждён и справкой осмотра от 26.12.2018, проведённого Прокуратурой Красноборского района, в частности, в данном документе отражено, что на земельном участке по адресу: д. Игнатовская, д.29 имеется хозяйственное строение, обнесённое железом.
Из имеющихся в деле документов следует, что предприниматель осуществляла деятельность по разведению индюшек в период с января 2015 года по сентябрь 2017 года.
Апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что убыточность указанной деятельности и её прекращение Предпринимателем в 2017 году не свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе администрации не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2018 года по делу N А05-10449/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10449/2018
Истец: администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район"
Ответчик: Бучневой Наталье Николаевне, ИП Бучнева Наталья Николаевна
Третье лицо: Управление по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области