город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2019 г. |
дело N А53-32642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заинтересованного лица Булаевой Ж.В. по доверенности от 29.12.2018, Поляничко А.С. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 по делу N А53-32642/2018, принятое судьей Колесник И.В. по заявлению Министерства транспорта Ростовской области к заинтересованному лицу Управлению Федерального казначейства по Ростовской области о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Ростовской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению федерального казначейства по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным представления от 24.09.2018 N 58-23-12/23-18.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы первоначального заявления министерства.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы отзыва, министерство явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в соответствии с приказами от 26.04.2018 N 426 (в редакции приказов от 10 мая 2018 года N 483, от 16 мая 2018 года N 495, от 25 мая 2018 года N 541, от 09 августа 2018 года N 766) в Министерстве транспорта Ростовской области проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" за проверяемый период: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года.
По результатам проверки управлением выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно:
1. Министерством в 2016 году не обеспечен контроль за достижением значения целевого показателя результативности "Протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог, км" на объекте "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" (План - 2,70 км, факт - 0,00 км (ввод объекта осуществлен 25.12.2017)).
2. Министерством в 2017 году, по состоянию на 01.01.2018 не достигнуты следующие целевые показатели: "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км)" (плановое значение показателя - 26,200 км, фактическое значение показателя - 19,0 км; "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км)" (плановое значение показателя - 1,820 км, фактическое значение показателя - 0,00 км (объект введен в эксплуатацию 30.03.2018)).
3. Министерством в 2016 году приняты к учету в рамках исполнения государственного контракта от 11.07.2016 N 0158200000516000189-71556-ГК по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения с. Пешково - с. Займо-Обрыв на участках км. 0+000 - км. 2+000 км. 6+000 - км. 10+500 в Азовском районе (заключен между Минтранспорта РО и ГУП РО "РостовАвтоДор" (далее - государственный контракт от 11.07.2016 N 0158200000516000189-71556-ГК) первичные документы - акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2) с недостоверными сведениями на сумму 466 793,00 руб.
4. Министерством в 2017 году приняты к учету в рамках исполнения государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140_71556 - ГК первичные документы - акт о приемке выполненных работ формы N КС-2 с недостоверными сведениями (стоимостью железобетонных столбов вместо стоимости металлических стоек, определенной по результатам контрольного замера) в общей сумме 10 401,98 руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 10 401,98 руб.).
5. Министерством в 2017 году нарушены сроки заключения контрактов на выполнение мероприятий, необходимых для достижения Целевых показателей программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городской агломерации на 2017 год, от 18 до 24 дней.
6. Министерство в 2017 году не обеспечило предоставление в Агентство годового отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в 2016 году бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ Ростовской области в сфере дорожного хозяйства по решениям.: Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" за январь - декабрь 2016 года в срок до 12.01.2017, отчет предоставлен 13.01.2017.
7. Министерство в 2017 году не обеспечило своевременное предоставление в Агентство годового отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в 2016 году на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия по решению неотложных задач по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения по состоянию на 01.01.2017 в срок до 12.01.2017, отчет предоставлен 13.01.2017.
8. Министерство в 2018 году не обеспечило своевременное предоставление в Агентство годового отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской федерации "Развитие транспортной системы", предоставляемых в 2017 году за период январь-декабрь 2017 года в срок до 12.01.2018, отчет предоставлен 16.01.2018.
9. Данные значений целевых показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов "прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог, км." (данные отчета - 31,8 км., фактические данные - 36,928 км.) и "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующий нормативным требованиям к транспортноэксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог, км" (данные отчета - 7,5 км., фактические данные - 12,28 км.) отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в 2015 году на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" за январь - декабрь 2016 года, указанные Минтрансом Ростовской области в 2017 году недостоверны, а именно занижены.
10. Данные фактического значения целевого показателя результативности использованных иных межбюджетных трансфертов "объем неотложных работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и (или) улично-дорожной сети в целях ликвидации дефектов дорожного покрытия, кв.м." отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в 2016 году на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия по решению неотложных задач по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения по состоянию на 01.01.2017, предоставленного Минтрансом Ростовской области в Агентство в рамках соглашения от 01.06.2016 N ФДА 48/42-С-2, недостоверны, а именно занижены (данные отчета - 336 773 кв.м., фактические данные - 366 586 кв.м.).
11. Министерством по состоянию на 01.01.2018 указанные данные значения целевого показателя результативности иных межбюджетных трансфертов - "прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортноэксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог" отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", предоставляемых в 2017 году, за январь - декабрь 2017 года недостоверны, а именно завышены (данные отчета - 19,0 км, фактические данные - 18,1487 км.).
12. Данные значений целевого показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов для - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км.)" отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", указанные Минтрансом Ростовской области по состоянию на 01.01.2018, недостоверны, а именно завышены (данные отчета - 1,820* * км. (* *- "оформляются документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию"), фактические данные - 0,00 км. (объект введен в эксплуатацию 30.03.2018, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 61-310-808209- 2018)).
13. Министерством в 2017 году не обеспечен контроль за соблюдением Администрацией Ростова-на-Дону исполнения графика выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, по вводу объекта "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" в установленные и согласованные сроки (плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - июнь 2017 года, фактический срок ввода объекта в эксплуатацию - 25.12.2017).
14. Министерством в 2016 году не осуществлен контроль за эффективным использованием субсидии (контроль за исполнением условий соглашения о направлении в бюджет города Ростова-на-Дону Ростовской области в 2016 году субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на строительство и реконструкцию, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров от 17.02.2016 N 26-К (далее - соглашение от 17.02.2016 N 26-К), выделенные согласно указанному соглашению по объекту "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" (плановое значение показателя - 2,70 км., фактическое значение показателя - 0,00 км., плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2016 года, фактический срок ввода объекта в эксплуатацию - 25.12.2017).
15. Министерством в 2017 году не обеспечен контроль за исполнением обязанности Администрацией г. Ростова-на-Дону (контроль за исполнением Администрацией города Ростова-на-Дону условий соглашения), установленной подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 соглашения о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов бюджету города Ростова-на-Дону на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" от 17.04.2017 N 102-И (далее - соглашение от 17.04.2017 N 102-И) по достижению значений целевого показателя результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов по объекту "Реконструкция мостового перехода через р. Дон в створе Ворошиловского проспекта в г. Ростове-на-Дону" (плановое значение целевого показателя - 1,820 км., по состоянию на 01.01.2018 фактическое значение целевого показателя - 0,00 км.).
16. Министерством в 2017 году не обеспечен контроль за исполнением обязанности Администрации г. Ростова-на-Дону, установленной подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 соглашения о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Ростова-на-Дону на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" от 09.03.2017 N 73-Г (далее - соглашение от 09.03.2017 N 73-Г) по обеспечению заключения контрактов, необходимых для реализации мероприятий программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городской агломерации, в срок - не позднее 31.03.2017.
17. Министерством в 2017 году не обеспечен контроль за исполнением обязанности Администрации г. Ростова-на-Дону, установленной подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 соглашения от 09.03.2017 N 73-Г, по обеспечению приемки выполненных работ в срок до 01.11.2017.
18. Министерством в адрес ООО "Ростовское ДСУ" не направлено требование об уплате неустоек (пеней, штрафов), в связи с просрочкой исполнения подрядчиком - ООО "Ростовское ДСУ" обязательств (работы по разработке рабочей документации выполнены с нарушением установленных сроков), предусмотренных пунктом 1.2 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140_71556-ГК на выполнение работ по строительству автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд от магистрали "Дон" к аэропорту "Южный" (далее - государственный контракт от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556-ПС).
По итогам проведенной проверки, в результате выявления нарушений бюджетного законодательства, управлением в отношении министерства вынесено представление от 24.09.2018 N 58-23-12/23-18 (далее - представление).
Не согласившись с представлением, министерство обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта управления закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, между Правительством Ростовской области в лице Министерства и Федеральным дорожным агентством (далее - Агентство) заключено соглашение о предоставлении в 2015 - 2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Ростовской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" от 14.08.2015 N 48/42-С-1 (далее - соглашение от 14.08.2015 N 48/42- С-1).
Согласно подпункту 2.2.8 пункта 2.2 соглашения от 14.08.2015 N 48/42-С-1 (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2015 N 1 к соглашению от 14.08.2015 N 48/42-С-1) министерство обеспечивает контроль за соблюдением условий предоставления субсидии; соблюдением сроков выполнения работ в соответствии с графиком производства работ, качеством выполняемых работ, применяемых дорожностроительных материалов, конструкций и изделий на объектах; достижением значений результативности использования субсидии; соблюдением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 5.4 соглашения от 14.08.2015 N 48/42-С-1 (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2015 N 1 к соглашению от 14.08.2015 N 48/42- С-1) показателями результативности (эффективности) использования субсидий субъектом Российской Федерации является протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог (км).
Согласно перечню объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Ростовской области, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" на 2016 год, целевой показатель результативности - "протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог, км" по объекту - строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная составляет 2,70 км., сроки строительства (начало ввода) 2014 - 2016 годы.
В соответствии с отчетом об осуществлении расходов бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляются за счет средств федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", включая расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, за январь-декабрь 2017 года, плановое значение показателя "протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог, км." - 2,70 км., срок ввода по плану - 2016 год, фактическое значение показателя - 2,70 км., срок ввода по факту - 2017 год.
Таким образом, в рамках соглашения от 14.08.2015 N 48/42-С-1 министерством по состоянию на 10.04.2017 по объекту "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" плановое значение целевого показателя результативности "протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог (км.)" 2,70 км, не достигнуто, ввод объекта произведен 25.12.2017 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2017 N 61-310-901909-2017).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольного мероприятия министерством предоставлена заверенная копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31 марта 2017 года N 61-310-901909-2017 на объект "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная".
Вместе с тем, в рамках плановой выездной проверки, проводимой сотрудниками управления, в муниципальном казенном учреждении "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "ДИСОТИ") (приказ от 04 июня 2018 года N 569 "О назначении (проведении) обследования в рамках плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону""), предоставлен оригинал разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25 декабря 2017 года N 61-310-901909-2017 на объект "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная".
Таким образом, получены противоречащие друг другу разрешения: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2017 N 61-310-901909-017 - предоставлено министерством в виде надлежащим образом заверенной копии (копия заверена Министерством); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2017 N 61-310-901909-2017 - предоставлено МКУ "ДИСОТИ" в виде оригинала.
Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2017 N 61-310- 901909-2017 представлено в оригинале, за дату ввода объекта "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" в эксплуатацию принято 25.12.2017.
В министерство направлен запрос-требование от 10.08.2018 о предоставлении пояснений (документов, сведений, информации) по изложенному выше факту.
В соответствии с предоставленной информацией, подписанной начальником отдела координации работы с федеральными органами и муниципальными образованиями, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2017 N 61-310-901909-2017 на объект "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" в министерство предоставлено нарочно, без сопроводительного письма. Других документов в части разрешений на ввод по вышеуказанному объекту в министерство не поступало. Согласно заголовка документа - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано МКУ "ДИСОТИ", следовательно, оригинал документа должен находиться в МКУ "ДИСОТИ". Ввиду изложенного за основу принят оригинал документа.
Таким образом, в рамках соглашения от 14.08.2015 N 48/42-С-1 (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2015 N 1 к соглашению от 14.08.2015 N 48/42-С-1) министерством не обеспечен контроль за достижением значения целевого показателя результативности "протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог, км" на объекте "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" (план - 2,70 км, факт - 0,00 км (ввод объекта осуществлен 25.12.2017).
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не предоставлено.
Между министерством и ГУП РО "РостовАвтоДор" заключен государственный контракт по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения с. Пешково - с. Займо-Обрыв на участке км. 0+000 - км. 2+000, км. 6 + 000 - км. 10 + 500 в Азовском районе от 11.07.2016 N 0158200000516000189- 71556-ПС (далее - государственный контракт от 11.07.2016 N 0158200000516000189- 71556-ГК). Цена государственного контракта от 11.07.2016 N 0158200000516000189- 71556-ГК 136 861 653 руб.
В ходе исполнения государственного контракта от 11.07.2016 N 015820000516000189-71556-ГК между министерством и ГУП РО "РостовАвтоДор" подписаны (оформлены) акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2), в том числе акт о приемке выполненных работ (формы N КС-2) от 03.11.2016 N 4. Акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2) оформлены надлежащим образом, подписаны и имеют необходимые реквизиты первичного учетного документа.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В период проверки на основании приказа министерства от 18.05.2018 N 243 "О проведении проверки" проведены выборочные контрольные обмеры на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения с. Пешково - с. Займо-Обрыв на участке км. 0+000 - км. 2+000. км. 6 + 000 - км. 10 + 500 в Азовском районе", по результатам которых установлено отсутствие коробок предохранительных ТВ-1 (ООО "ЭНЕРГОКОМ") в количестве 185 штук. Стоимость коробок предохранительных ТВ-1 (ООО "ЭНЕРГОКОМ") в количестве 185 штук с учетом работ по их установке составляет 466 793 руб. Следовательно, Министерством приняты к учету первичные учетные документы - акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2), в которых установлены случаи - факты, не имевшие места в хозяйственной жизни.
На основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 05.06.2018 N 6 и от 05.06.2018 N 7, подписанных (оформленных) между Министерством и ГУП РО "РостовАвтоДор", общая сумма корректировки объемов составила 466 793 руб.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" министерством в 2016 году приняты к учету, в рамках исполнения государственного контракта от 11.07.2016 N 0158200000516000189-71556-ГК первичные документы - акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2) с недостоверными сведениями на сумму 466 793 руб.
В ходе плановой выездной проверки установлено, что платежным поручением от 13.07.2018 N 5711 ГУП РО "РостовАвтоДор" перечислил заявителю денежные средства в размере 466 793 руб., в свою очередь, согласно выписке из лицевого счета администратора доходов N 04582004570 за 25 июля 2018 года денежные средства в размере 466 793 руб. списаны с лицевого счета министерства (возвращены в доход федерального бюджета).
Как следует из материалов дела, между министерством и Федеральным дорожным агентством (далее - Агентство) заключено соглашение о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" от 14.03.2017 N 48/42-С-1 (далее - соглашение от 14.03.2017 N 48/42-С-1).
Соглашением от 14.03.2017 N 48/42-С-1 предусмотрено выделение иных межбюджетных трансфертов в сумме 499 984 100 руб. на достижение в том числе, целевых показателей региональной программы в сфере дорожного хозяйства, предусматривающей осуществление крупных особо важных для социально-экономического развития Российской Федерации проектов.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения от 14.03.2017 N 48/42-С-1 установлены целевые показатели результативности предоставления из федерального бюджета в 2017 году бюджету Ростовской области иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействия развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Количественные значения целевых показателей результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов представлены в приложении N 2 к указанному соглашению.
Согласно подпункту 3.3.3 пункта 3.3 соглашения от 14.03.2017 N 48/42-С-1 Минтранс Ростовской области обязуется обеспечить достижение значений целевых показателей результативности предоставления трансферта, установленных приложением N 2 к указанному соглашению.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения от 14.03.2017 N 48/42-С-1 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, по указанному соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с указанным соглашением, Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" от 20 апреля 2016 года N 329 и законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению от 09.10.2017 N 2 к соглашению от 14.03.2017 N 48/42-С-1 предусмотрено: - плановое значение показателя для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км.)" составляет 1,820 км.
Согласно подпункту 3.3.5 пункта 3.3 соглашения от 14.03.2017 N 48/42-С-1 Минтранс Ростовской области обеспечивает предоставление в Агентство отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов предоставляемых в 2017 году, включая расходы, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты предоставляемые в 2017 году, а также о достигнутых значениях целевых показателей результативности предоставления в 2017 году иных межбюджетных трансфертов, в срок до 12.01.2018.
Согласно отчету об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", предоставляемых в 2017 году, за январь - декабрь 2017 года сообщается следующее: плановое значение показателя для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км)" - 1,820 км., фактическое значение показателя - 1,820 км ("оформляются документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 61-310-808209-2018 линейный объект (реконструкции) - мостовой переход через р. Дон в створе Ворошиловского проспекта в г. Ростове-на-Дону введен в эксплуатацию 30.03.2018.
В соответствии с предоставленным Администрацией г. Ростова-на-Дону в Минтранс Ростовской области отчетом об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", предусмотренных в 2017 году за январь - декабрь 2017 рода сообщается, что целевой показатель для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км.)" - 1,820 км., фактический показатель не указан.
Согласно отчету об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмунициципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", предоставляемых в 2017 году, за январь - декабрь 2017 года, предоставленного Минтрансом Ростовской области в Агентство, плановый показатель для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км.)" - 1,820 км., фактический показатель - 1,820 км. ("оформляются документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").
Таким образом, на дату направления (16.01.2018) министерством в Агентство отчета, министерство располагало сведениями о недостижении Администрацией г. Ростова-на-Дону целевого показателя для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км)", Администрацией г. Ростова-на-Дону в Минтранс РО отчет предоставлен 12.01.2018. Тем не менее, не принимая во внимание (игнорируя) указанные факты министерством в отчете в столбце 15 (факт), указаны данные - 1,820 км. ("оформляются документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 5.7 соглашения от 14.03.2017 N 48/42-С-1 Минтрансом Ростовской области, по состоянию на 01.01.2018 указанные данные значения целевого показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов для Т1 - "прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км)" отчета об осуществлении расходов бюджета Ростовской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", представлены недостоверные, завышены (данные отчета - 1,820** км. (**- "оформляются документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию"), фактические данные - 0,00 км (объект введен в эксплуатацию 30.03.2018 разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 61- 310-808209-2018).
Как следует из материалов дела, между министерством и Администрацией г. Ростова-на-Дону заключено соглашение о предоставлении бюджету города Ростова-на-Дону в 2017 году субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" от 22.09.2017 N 109-И (далее - соглашение от 22.09.2017 N 109-И).
Предметом соглашения от 22.09.2017 N 109-И является предоставление из областного бюджета в 2017 году бюджету г. Ростова-на-Дону Ростовской области субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы", в том числе строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная.
Согласно подпункту 4.1.2 пункта 4.1 соглашения от 22.09.2017 N 109-И министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением Администрацией г. Ростова-на-Дону условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением.
В соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 соглашения от 22.09.2017 N 109-И Минтранс Ростовской области обязуется осуществлять мониторинг исполнения соглашения в части: достижения значений показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Ростовской области и обязательства муниципального образования по их достижению, а также выполнения пообъектного графика производства работ соответствующего графику выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 соглашения от 22.09.2017 N 109-И Администрация г. Ростова-на-Дону обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии.
Согласно подпункту 4.3.4 пункта 4.3 соглашения от 22.09.2017 N 109-И Администрация г. Ростова-на-Дону обязуется обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с показателем результативности использования субсидии (в редакции приложения N 2 к дополнительному соглашению N 2 от 31.10.2017 N 2 к соглашению от 22.09.2017 N 109-И) плановое значение показателя "протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог, км." составляет 2,700 км.
В соответствии с графиком выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (в редакции приложения N 2 к дополнительному соглашению N 3 от 07.12.2017 N 3 к соглашению от 22.09.2017 N 109- И) сроки выполнения работ на объекте - "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" с декабря 2014 года по май 2017 года, срок ввода объекта в эксплуатацию - июнь 2017 года.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2017 N 61-310- 901909-2017 объект "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" введен в эксплуатацию 25.12.2017.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение пункта 13 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.1.2 пункта 4.1 соглашения от 22.09.2017 N 109-И Министерством в 2017 году не обеспечен контроль за соблюдением Администрацией г. Ростова-на-Дону исполнения графика, выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, по вводу объекта "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная" в установленные и согласованные сроки (плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - июнь 2017 год, фактический срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2017 года).
Министерством в качестве доказательств не представлены документы, подтверждающие ссылку на проведение 13.09.2016 совещания по вопросу освоения средств областного и федерального бюджетов, выделяемых в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" в 2016 году в части дорожного хозяйства.
Согласно части 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Соглашение N 109-И между министерством и Администрацией г. Ростова-на-Дону заключено 22.09.2017, тогда как заявитель указывает в заявлении о проведении совещания 13.09.2016, то есть совещание было проведено на год раньше, чем было заключено соглашение от 22.09.2017 N 109-И.
Таким образом, министерством не представлено доказательств (документов, информации, сведений), подтверждающих осуществление контроля за соблюдением Администрацией г. Ростова-на-Дону условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в рамках исполнения соглашения от 22.09.2017 N 109-И.
24.05.2016 министерством заключен государственный контракт N 0158200000516000140 71556-ГК, в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Согласно пункту 6.4 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556-ГК датой приемки объекта считается дата подписания акта приемочной комиссии (27.10.2017).
Работы по строительству автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд от магистрали "Дон" к аэропорту "Южный" выполнены без нарушения сроков, предусмотренных пунктом 4.1 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556 - ГК (15.11.2017).
В соответствии с пунктом 1.2 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556-ГК на выполнение работ по строительству автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд от магистрали "Дон" к аэропорту "Южный" сроки выполнения этапов работ (промежуточные сроки) определяются графиком производства работ (приложение N 2), в том числе работы по разработке рабочей документации должны быть завершены в феврале 2017 года. Фактически работы по разработке рабочей документации согласно дате акта формы N КС-2 от 28.04.2017 N 11 завершены 28.04.2017.
Из вышеуказанного следует, что ООО "Ростовское ДСУ" не соблюдены положения пункта 1.2 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556-ГК, поскольку работы по разработке рабочей документации завершены с нарушением промежуточного срока выполнения этапа работ.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 7.4 государственного контракта от 24.05.2016 N 0158200000516000140 71556-ГК заказчиком - министерством в адрес подрядчика - ООО "Ростовское ДСУ" не направлено требование об уплате неустоек (пеней, штрафов), в связи с просрочкой исполнения подрядчиком - ООО "Ростовское ДСУ" обязательств (работы по разработке рабочей документации выполнены с нарушением установленных сроков), предусмотренных пунктом 1.2 вышеуказанного контракта.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не предоставлено.
Более того, заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым представлением его законных прав и интересов, также как не представлено доказательств несоответствия его нормам права.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований министерства.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 по делу N А53-32642/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32642/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ростовской области, УФК по РО