г. Пермь |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А60-49179/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 ноября 2018 года по делу N А60-49179/2018,
принятое судьей Ильиных М.С.,
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)
к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо - Государственное автономное учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан"
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее заявитель, ТФОМС Свердловской области) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области (далее заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 01.08.2018 N 07-07/2017.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТФОМС Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права, устанавливающие обязательность лицензирования медицинской деятельности в целом и в системе обязательного медицинского страхования, в частности, путем лицензирования строго определенного места осуществления медицинской деятельности; отмечает, что не исследовано, в чем выразилось нарушение конкуренции применительно к обстоятельствам дела.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее ГАУЗ "РКОБ МЗ РТ") отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области рассмотрена жалоба ГАУЗ "РКОБ МЗ РТ" (вх. N 01-8686 от 22.05.2017) о нарушении ТФОМС Свердловской области антимонопольного законодательства, выразившемся в создании дискриминационных условий доступа на рынок медицинских услуг на территории Свердловской области.
Управлением Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области в адрес ТФОМС Свердловской области выдано предупреждение от 21.08.2017 N 19 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения всех зависящих от ТФОМС Свердловской области действий по устранению допущенных нарушений в срок до 22.09.2017.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.12.2017 по делу N А60-49712/2017 в удовлетворении заявленных ТФОМС Свердловской области требований о признании недействительным предупреждения от 21.08.2017 N 19 отказано.
Данное предупреждение в установленный срок до 22.09.2017 ТФОМС Свердловской области не исполнено.
В связи с чем приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18.12.2017 в отношении ТФОМС Свердловской области возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения материалов дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение по делу N 07-07/12/2017 (резолютивная часть оглашена 20.07.2018, в полном объеме изготовлено 01.08.2018), которым признан факт нарушения ТФОМС Свердловской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ГАУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно - незаконного отказа во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг на территории Свердловской области.
ТФОМС Свердловской области не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" указано, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 9 ст. 3, п. 1, 6 ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Как следует из п. 10 ч. 8 ст. 33, п. 15 ч. 7 ст. 34 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" фонд ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе, путем ведения реестра медицинских организации, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта РФ.
Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом: 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Реестр медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами.
Порядок ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, установлен разделом VI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
В п. п. 92 Правил обязательного медицинского страхования предусмотрено, что медицинская организация, имеющая право на осуществление медицинской деятельности, для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, направляет уведомление о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на бумажном носителе или в электронном виде до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные п. 92 Правил обязательного медицинского страхования, в том числе, наименование, номер, дату выдачи и дата окончания действия разрешения на медицинскую деятельность.
В случае направления уведомления в электронном виде медицинская организация в течение семи рабочих дней с даты направления уведомления представляет в территориальный фонд копии документов, заверенные подписью руководителя медицинской организации и печатью медицинской организации, подтверждающие сведения, указанные в п. 92 Правил обязательного медицинского страхования.
При представлении уведомления на бумажном носителе одновременно представляются копии данных документов (п. 94 Правил обязательного медицинского страхования).
В день получения документов территориальный фонд осуществляет проверку их на соответствие сведениям, предусмотренным п. 92 настоящих Правил, при установлении соответствия данных вносит медицинскую организацию в реестр медицинских организаций и присваивает реестровый номер. Представитель медицинской организации вправе присутствовать при проверке соответствия документов и сведений, указанных в уведомлении (п.95 Правил обязательного медицинского страхования).
Как следует из материалов дела, ГАУЗ "РКОБ МЗ РТ" направило в ТФОМС Свердловской области соответствующее уведомление (вх. от 25.08.2016) с приложением необходимых сведений (документов), перечисленных п. 92 Правил обязательного медицинского страхования,.
31.08.2016 ТФОМС Свердловской области направил отказ (исх. N 24-01-01/2249) во включении ГАУЗ "РКОБ МЗ РТ" в реестр медицинских организаций в связи с тем, что уведомление было направлено без предоставления копий документов, подтверждающих сведения указанные в уведомлении, а именно - в указанной в уведомлении лицензии на медицинскую деятельность - Свердловская область отсутствует.
Между тем суд первой инстанции обоснованно указал, что законодательство не содержит ограничений по включению в реестр медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, по основанию отсутствия лицензии, с указанием места осуществления деятельности именно на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе ТФОМС Свердловской области доводы о том, что нормы законодательства устанавливают обязательность лицензирования медицинской деятельности в целом и в системе обязательного медицинского страхования, судом отклоняются по следующим основаниям.
В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
При этом законодательством не исключена возможность направления соответствующего уведомления в лицензирующий орган, в том числе, после включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, поскольку из содержания ч. 1 - ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что в соответствующий реестр включаются медицинские организации, которые намерены осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что факт включения медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, сам по себе не свидетельствует о необходимости выделения медицинской организации объемов медицинской помощи, а также предварительных объемов финансовых средств в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, а является одним из этапов доступа медицинской организации к деятельности в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о нарушении ТФОМС Свердловской области ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ГАУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно - незаконного отказа во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг на территории Свердловской области.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2018 года по делу N А60-49179/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49179/2018
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"