Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2019 г. N Ф02-2749/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А33-18292/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Усиповой Д.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от заявителя (Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске) - Селиванова С.В., представителя по доверенности от 12.02.2019, Белоглазовой С.А., представителя по доверенности от 12.02.2019,
от уполномоченного органа (Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края) - Юманова М.И., представителя по доверенности от 16.01.2019,
от третьего лица (краевого государственного автономного учреждения культуры "Красноярская краевая филармония") - Барановой О.А., представителя по доверенности от 09.08.2018 N 635,
от третьего лица (Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края) - Черкасова А.А, представителя по доверенности от 06.11.028,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в городе Красноярске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" ноября 2018 года по делу N А33-18292/2018, принятое судьей Тимергалеевой О.С.,
установил:
Местная религиозная организация Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске (далее - заявитель, религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - уполномоченный орган, агентство) о признании недействительным приказа от 17.05.2018 N 11-470П, обязании на основании письма от 17.04.2018 передать религиозной организации здание Римско-католического костела, кадастровый номер 24:50:0200165:103, общей площадью 588.40 кв.м, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 20.
Определением суда от 11.07.2018 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное автономное учреждение культуры "Красноярская краевая филармония", Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, краевое государственное казенное учреждение "Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Религиозная организация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе организация указывает, что здание Римско-католического костела было построено на средства, собранные прихожанами специально для осуществления Богослужения, поэтому изначально и на сегодняшний день является имуществом религиозного назначения, несмотря на проведенную реконструкцию спорного здания, с 1991 года используется для Богослужений.
Заявитель считает, что согласно положениям Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) возможность передачи испрашиваемого имущества религиозной организации закон ставит в зависимость от цели, в соответствии с которой осуществлялось строительство здания, то есть цели осуществления и обеспечения религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, поучения религии, профессионального религиозного образования и т.п.
В связи с этим, по мнению заявителя, последующее использование такого имущества в целях, отличных от целей его создания, либо проведение реконструкции, перепланировки здания, его улучшения, пристройки, которые привели к увеличению площадей, не закреплены в Законе N 327-ФЗ в качестве оснований утраты статуса имущества религиозного назначения и, следовательно, не могут являться основанием для отказа в передаче такого имущества религиозной организации.
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, агентство в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Краевое государственное казенное учреждение "Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанного третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно архивной справке от 21.08.2018, подготовленной краевым государственным казенным учреждением "Государственный архив Красноярского края" по запросу суда от 11.07.2018 и представленным копиям архивных документов, в архивных документах содержатся следующие сведения о здании по адресу: город Красноярск, улица Декабристов, 20.
В конце 1902 года курат Красноярского римско-католического приходского костела представил для утверждения в строительное отделение Енисейского губернского управления проект и смету на строительство нового костела в г. Красноярске на месте старого. 31 декабря 1902 года проект и смета на строительство нового каменного костела в г. Красноярске были утверждены (проекта и сметы в деле нет). Капитал для строительства костела в сумме 3500 рублей хранился в Красноярском отделении Государственного банка. Но предназначенное для строительства место по Благовещенской улице (ныне улица Ленина) оказалось неудобным.
Департамент духовных дел (Петербург) 10 декабря 1904 года сообщил Енисейскому губернатору о том, что римско-католическая духовная коллегия обратилась с ходатайством о разрешении прихожанам Красноярской римско-католической церкви "приобрести путем покупки" у потомственной почетной гражданки Евдокии Кузнецовой участок земли в 711 кв. сажен, расположенный в городе Красноярске, стоимостью 4914 рублей, для строительства новой римско-католической церкви. Енисейский губернатор Айгустов 28 февраля 1905 года в ответе Департаменту духовных дел сообщил, что для покупки участка земли Евдокии Кузнецовой в 711 кв. сажен прихожанами римско-католического костела он "препятствий не имеет".
Красноярский полицеймейстер 24 февраля 1905 года сообщил Енисейскому губернатору, что участок земли в 711 кв. сажен, приобретенный прихожанами римско-католического костела, принадлежит потомственной почетной гражданке Евдокии Кузнецовой и находится в 1-й части г. Красноярска. Границы этой местности: Батальонный переулок б. дом Рачковского (так в документе), место земли Маевского и Телегина и пустопорожнее место Алекс, (так в документе) Петровича Кузнецова.
Курат Красноярского римско-католического костела обратился с ходатайством к министру внутренних дел, который предписанием от 03 марта 1905 года разрешил приобрести для строительства новый участок земли по Батальонному переулку (ныне улица Декабристов) у Евдокии Петровны Кузнецовой.
В 1908 году комитет по постройке нового римско-католического костела в г. Красноярске в связи с приобретением нового участка и "имея возможность строить костел более удобным" решил изменить проект костела. Новый проект был составлен гражданским инженером В.А. Соколовским.
В газете "Красноярец" за 29 мая 1909 года в разделе "Местная жизнь" есть небольшая заметка: "Постройка каменного костела идет успешно. Костел строится на красивом месте, на солнечной стороне, против военной гауптвахты. Заведует и руководит постройкой курат, ксендз Святополк-Мирский".
Красноярский Совет рабочих и красноармейских депутатов в лице его полномочного представителя члена Красноярского городского исполнительного комитета Вячеслава Иосифовича Локуциевского и граждане города Красноярска (так в документе) 18 июля 1920 года заключили договор о бессрочном и бесплатном пользовании находящимся в г. Красноярске католическим костелом с богослужебными предметами в нем. Указано, что костел построен в 1910 году на средства добровольных пожертвований старанием настоятеля ксендза Льва Святополк-Мирского. Цоколь и крыльцо костела из тесанного камня; стены, башня и потолок из кирпича; крыша железная, пол деревянный; хор железо-цементо-бетонный, лестница на хор железная винтовая, краты (перегородка) железная; дверей, ведущих в костел, две, в ризные - четыре, окон больших два, средних девять; печей две железные, циркуляционные. Стены внутри и потолок расписаны водяными красками.
Община Красноярской римско-католической церкви (костел) в г. Красноярске по пер. Декабристов 19 февраля 1936 года отказалась от содержания костела.
Президиум Красноярского краевого исполнительного комитета принял постановление от 03 марта 1936 года N 2468 "О ликвидации римско-католического костела в г. Красноярске по пер. Декабристов". Согласно постановлению верующие Красноярского римско-католического костела в лице исполнительного органа от производства требуемого ремонта молитвенного здания, уплаты налогов и дальнейшего содержания костела отказались. В связи с этим президиум крайисполкома постановил: договор, заключенный с общиной верующих римско-католического костела в г. Красноярске по пер. Декабристов на пользование молитвенным зданием и культовым имуществом, расторгнуть, здание передать горсовету для использования на культурные цели, а имущество реализовать.
Президиум Красноярского городского Совета 25 марта 1936 года (протокол N 27 заседания Президиума Красноярского Горсовета от 25.03.1936) постановил: руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08 апреля 1929 года "О религиозных убеждениях", пункт 51, ходатайствовать перед президиумом Красноярского крайисполкома о расторжении договора на пользование молитвенным домом (костел) и культовым имуществом, заключенного с религиозной общиной верующих, и передаче здания римско-католической церкви по пер. Декабристов на культурные нужды города.
Постановлением президиума Красноярского горсовета N 493 от 11 июня 1936 года (протокол N 79 заседания Президиума Красноярского Горсовета от 11.06.1936) бывший польский костел (закрытый) был передан радиокомитету для переоборудования его под учреждение радиокомитета.
Постановлением Президиума Красноярского краевого исполнительного комитета от 31 июля 1936 года N 3565 утверждено решение Красноярского Горсовета о закреплении здания бывшего костела за Радиокомитетом; утверждены смета и проект на переоборудование и ремонт здания бывшего костела под помещения Радиокомитета в сумме 90 000 рублей, которая выделена за счет неосвоенных лимитов по строительству. На производство работ по переоборудованию здания бывшего костела Крайплану поручено рассмотреть заявку на стройматериалы и обеспечить необходимыми местными стройматериалами производство работ по переоборудованию помещения под Радиокомитет.
В октябре 1936 года радиокомитет разместился в переоборудованном помещении по пер. Декабристов, 20 (бывший костел). В здании был сделан ремонт, проведены водопровод и канализация согласно представленной архивной рабочей (производственной) смете.
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16 июня 1980 года N 384-15 здание поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения "Римско-католический костел".
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 19 февраля 1980 года N 112 в целях дальнейшего развития музыкальной культуры города, лучшего использования памятника архитектуры римско-католического костела, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил:
1. Провести реставрацию здания по ул. Декабристов, 20 (бывший римско-католический собор) в соответствии с его первоначальным проектом 1911 года и с приспособлением внутренней планировки под зал органной музыки на 200 мест.
2. Заказчиком по капитальному ремонту и реставрации здания по ул. Декабристов определить городской отдел культуры, подрядчиком - городской ремонтно-строительный трест.
3. Поручить институту "Красноярскгражданпроект" до 1 сентября 1980 года подготовить техническую документацию на реставрацию здания по ул. Декабристов, 20.
4. Городской плановой комиссии выделить городскому отделу культуры лимит для подготовки проектно-сметной документации в объеме 7 тыс. рублей.
5. Обязать городской финансовый отдел выделить из бюджета города за счет свободного переходящего остатка 7 тыс. рублей городскому отделу культуры на проектные работы по капитальному ремонту и реставрации здания по ул. Декабристов, 20.
6. Просить объединение промышленности и строительных материалов изготовить по спецзаказу кирпич для реставрации здания в I полугодии 1980 года.
7. Просить краевое управление культуры оказать помощь в приобретении и установке органа.
8. Просить исполком крайсовета передать для размещения кинокомплекса краевого комитета по радиовещанию и телевидению пристройку к зданию по ул. Ленина, 150/43, занимаемую краевым институтом усовершенствования учителей.
В материалы дела представлена разработанная в 1981 году проектным институтом Красноярскгражданпроект проектная документация "Реконструкция здания по ул. Декабристов, 20, в г. Красноярске для зала органной музыки" шифр: 5220-80. "Техно-рабочий проект" в составе: Альбом 1. Архитектурно-строительная и инженерные части. Альбом 2. Сметы.
Согласно пояснительной записке к проектной документации проект реконструкции здания по ул. Декабристов, 20, (бывший костел) в городе Красноярске для зала органной музыки выполнялся на основании задания на проектирование от 11 июня 1980 года, утвержденного заместителем председателя исполкома горсовета.
Характеристика участка: участок реконструируемого здания находится в Центральном районе города Красноярска в квартале ограниченном улицами Декабристов, ул. К.Маркса, ул. Горького, ул. Бограда и выходит на ул. Декабристов.
Архитектурно-планировочное решение. Настоящий проект предусматривает реконструкцию здания бывшего римско-католического костела для нового функционального использования его в качестве концертного зала органной музыки. Здание костела ранее уже было реконструировано для кинокомплекса, что повлекло за собой коренную перепланировку внутри костела, этажное расчленение внутреннего единого пространства, а также изменение фасадов. В связи с этим, а также в связи с новыми функциями здания проектом предусматривается восстановление единого внутреннего пространства путем полной разборки всех конструкций, перекрытий и перегородок, возведенных в соответствии с технологическими потребностями кинокомплекса. В главном нефе и трансепте размещаются места для слушателей, над входом запроектирована балконная ложа, связанная с первым этажом винтовой лестницей. Для увеличения общей площади зрительской зоны проектируется создание подвала под всей площадью здания, за исключением обсидной части, где подвал уже существует. В подвале располагаются вспомогательные помещения зрительской зоны: фойе, гардероб и санузлы, в обсидной части размещены помещения для администрации и репетиционная комната. Орган предусматривается установить в центральной обсиде на первом этаже.
Проектом разработано восстановление внешнего вида здания, измененного предыдущей реконструкцией. На главном фасаде восстанавливаются две башни - колокольни и вентиляционная башенка над средокрестьем.
Наружная и внутренняя отделка. Проектом предусматривается полная реставрация фасадов здания с восстановлением всех поврежденных, разрушенных и утраченных элементов. Все участки повреждённого лицевого слоя кладки, архитектурные детали, а также лицевой слой вновь возводимой кладки башен или стен выкладывается заказным кирпичом, изготовленным по размерам и профилям кирпичей старого образца, с обязательной расшивкой швов. Обрамление оконных проемов, портала и проемов в башнях-колокольнях оштукатуриваются и окрашиваются белой кремнийорганической краской. Поверхности стен и сводов в интерьере здания, архитектурные детали, обрамления оконных проемов окрашиваются водоэмульсионной краской. Восстанавливаются оконные переплеты сложного рисунка, в остеклении применено цветное стекло. Полы в зале применены с ворсалановым покрытием, полы в вестибюлях, парадном и служебном - мраморные.
Конструктивная часть. В проекте разработано монолитное железобетонное перекрытие над подвалом по металлическим балкам. Лестницы в подвале и на балкон запроектированы металлические, площадки - монолитные ж/бетонные по металлическим косоурам. Перекрытие балкона - монолитное ж/бетонное по металлическим балкам. Металлические балки оштукатуриваются по сетке "рабица". Башни главного фасада кирпичные, облицовочный слой из заказного кирпича, остальная кладка из кирпича М100 на растворе М100. Армируется кладка сеткой, которая закладывается в каждый третий шов. Шатры башен - металлические. Кровельная сталь крепится кляммерами к деревянной обрешетке, устроенной по каркасу из уголковых прокатных профилей. Новая кладка башен связывается с основанием четырьмя арматурными стенами 32 мм, которые закладываются в высверленные отверстия в существующем основании.
Технико-экономические показатели. Строительный объем - 5500 куб.м, площадь общая - 638 кв.м, площадь застройки - 473 кв.м.
В отреставрированном здании по ул. Декабристов, 20, в Красноярске, 21 сентября 1982 года состоялось торжественное открытие зала органной и камерной музыки, для которого в Чехословакии был заказан орган.
Подписан акт приема-передачи от 17 февраля 1984 года, согласно которому с баланса жилищного треста N 7 на баланс краевого управления культуры передано здание бывшего польского костела, используемого в настоящее время под зал органной музыки, по адресу ул. Декабристов, 20. Здание представляет собой готический собор культового назначения. Стены и своды здания кирпичные, фундамент и цоколь из бутового камня. Кровля крыши и башен колокольни крыта железом. Год постройки 1910-1911 гг. Архитектор Соколовской В.А. План здания - латинский крест с незначительными выступами транспета, размеры 25х14, высота колоколен 24 метра. Площадь здания 662,3 кв.м. Первоначальная стоимость здания 51 963 рублей, остаточная стоимость 22 876 рублей 06 копеек. Состояние здания хорошее. В настоящее время используется под зал органной музыки.
Подписан акт приема-передачи здания памятника по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, от 10 апреля 1990 года, согласно которому с баланса краевого управления культуры крайисполкома на баланс НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры передано с 01.04.1990 здание памятника архитектуры (Римско-католический костел) органного зала, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, на основании распоряжения крайисполкома от 10 апреля 1990 года N 248 "О реорганизации производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при управлении культуры крайисполкома в научно-производственный центр по охране и использованию памятников краевого управления культуры".
Постоянной комиссией по науке, образованию и культуре Красноярского краевого Совета народных депутатов 11 декабря 1992 года принято решение "О порядке использования здания - памятника по ул. Декабристов, 20", согласно которому в связи с ходатайством католической общины о передаче ей в пользование здания по улице Декабристов, 20, на основании Закона СССР "О свободе совести и религиозных организаций" от 01.10.1990, а также учитывая необходимость сохранения для культурных потребностей края органного зала, постоянная комиссия по науке, образованию и культуре решила просить краевой Совет народных депутатов определить для здания-памятника по улице Декабристов, 20, режим совместного пользования Красноярской государственной краевой филармонией и католической общиной г. Красноярска; комитету по делам культуры и искусства администрации края рекомендовано установить конкретный порядок использования этого здания данными организациями в заключенных с ними охранно-арендных договорах.
Между Красноярской государственной краевой филармонией и общиной Римско-Католической церкви г. Красноярска 21 января 1993 года заключено соглашение сроком до 31.12.1993, согласно пункту 1 которого здание - памятник Римско-Католический костел по улице Декабристов, 20, города Красноярска совместно используется "филармонией" для проведения концертной деятельности и "общиной" для осуществления религиозных обрядов.
На основании приказа краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края от 17.04.2003 N 07к-2400, приказа Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края от 22.06.2002 N 06-944п за краевым государственным учреждением культуры "Красноярская краевая филармония" 28.11.2008 зарегистрировано (запись регистрации N 24-24-01/169/2008-430) право оперативного управления на здание, назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей - 1), общей площадью 588,4 кв.м., инв.N 04:401:002:000203740, лит.Б,Б1,Б2, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Декабристов, 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2008 24 ЕИ N039738.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 13.05.2016 N 298 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Римско-католический костел. Псевдоготика", 1910-1911 гг., арх. Соколовский, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, регистрационный номер объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации).
Между краевым государственным автономным учреждением культуры "Красноярская краевая Красноярская филармония" (далее - красноярская филармония) и Местной религиозной организацией Прихода Преображения Господня Римско-католической церкви в г. Красноярске 25.12.2017 подписан договор N 1883 о проведении католической общиной культовых мероприятий (далее - договор), согласно пункту 1.1. которого красноярская филармония и религиозная организация достигли соглашения о возможности проведения католической общиной, находящейся на территории г. Красноярска, культовых мероприятий в помещении памятника истории и культуры "Римско-католический костел", находящегося на праве оперативного управления у красноярской филармонии, расположенном по адресу: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Декабристов, д.20.
Сторонами согласованы периоды предоставления помещений памятника истории и культуры "Римско-католический костел" (пункт 1.2. договора).
Срок действия договора установлен до 31.12.2020 (пункт 5.1. договора).
Религиозная организация обратилась с заявлением от 17.04.2018 (вх. N 92-4463) в агентство о безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозной организации в соответствии с Законом N 327-ФЗ.
Приказом от 17.05.2018 N 11-470П агентство отказало в передаче в собственность религиозной организации нежилого здания общей площадью 588,4 кв.м, балансовой стоимостью 10 401 рубль 30 копеек, реестровый номер П12000008964, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, отнесенного к объектам культурного наследия регионального значения "Римско-католический костёл. Псевдоготика", 1910-1911 гг., арх. Соколовский, на основании пункта 1 части 1 статьи 8 Закона N 327-ФЗ, так как здание не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 Закона N 327-ФЗ и не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ.
Заявитель оспорил приказ агентства от 17.05.2018 N 11-470П в судебном порядке, полагая, что здание Римско-католического костела на сегодняшний день является имуществом религиозного назначения, несмотря на проведенную реконструкцию спорного здания, с 1991 года используется для Богослужений.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого приказа агентства недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Трехмесячный срок для оспаривания приказа в судебном порядке, определенный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 03.03.2011 N 12-5650 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края" названный закон устанавливает цели и принципы управления государственной собственностью Красноярского края, а также порядок управления и распоряжения ею, в том числе, разграничение полномочий органов государственной власти и иных государственных органов Красноярского края в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Красноярского края, порядок взаимодействия этих органов при осуществлении указанных полномочий.
На основании пункта 1 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановление Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N 70-п, агентство является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.
Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по управлению государственной собственностью края (пункт 1.2. названного положения).
Суд первой инстанции, учитывая, что спорный объект, о передаче в собственность которого ходатайствовал заявитель, является собственностью Красноярского края, и полномочия собственника в отношении данного имущества осуществляет агентство, обоснованно признал, что заявление рассмотрено, и оспариваемый приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края.
Оспариваемым приказом агентство отказало в передаче в собственность религиозной организации нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, отнесенного к объектам культурного наследия регионального значения "Римско-католический костел. Псевдоготика", 1910-1911 гг., арх. Соколовский.
В качестве основания отказа в оспариваемом приказе агентством указано, что здание не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 Закона N 327-ФЗ и не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ.
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Закон N 327-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:
1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;
2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;
3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;
4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (часть 1 статьи 6 Закона N 327-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 утвержден Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пункте 5 которого определена необходимость представления архивной справки, содержащей, в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).
Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (статья 3 Закона N 327-ФЗ).
Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (часть 4 статьи 3 Закона N 327-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относятся недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения, в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначениям (часть 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ).
Позиция заявителя основывается на том, что спорное здание по ул. Декабристов, 20 в городе Красноярска - Римско-католический костёл специально был построен для осуществления Богослужения и поэтому изначально и по сей день является имуществом религиозного назначения, костёл с 1993 года используется для Богослужений.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган.
Возражая против заявленных требований, агентство и третьи лица указывают, что построенное для осуществления деятельности религиозных организаций здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20, в настоящее время физически отсутствует, на его месте существует иной, новый объект недвижимого имущества - "органный зал", который возник в начале 1980-х годов вместо ранее существовавшего здания религиозного назначения в результате его реконструкции путем воссоздания внешнего облика первоначального объекта и приспособления к использованию в качестве органного зала.
В обоснование позиции по делу краевой филармонией представлено заключение, выполненное в 2018 году акционерным обществом "Красноярскгражданпроект" по результатам обследования здания органного зала, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20.
Согласно заключению в ходе визуального обследования здания проведен внешний осмотр строительных конструкций и помещений нежилого здания. Произведена оценка соответствия конструктивной схемы нежилого здания и его элементов проекту реконструкции нежилого здания и сопоставления его с первоначальным обликом.
В ходе обследования нежилого здания, зафиксированы участки стен с отремонтированной кирпичной кладкой и восстановленные две башни-колокольни и вентиляционная башенка над средокрестьем, что отчетливо видно на границе сопряжения новодельной и исторической кладки. Новодельная кладка выполнена из полнотелого керамического кирпича на цементно-песчаном растворе, историческая кладка была выполнена из полнотелого глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.
В интерьерах нежилого здания присутствуют новодельные декоративные элементы, такие как: кресла, напольная плитка, осветительные приборы, торшеры, витражи оконных заполнений.
Согласно архитектурно-планировочному решению проекта реконструкции было предусмотрено изменение функционального использования нежилого здания под зал органной музыки.
В связи с новыми функциями нежилого здания проектом предусматривалось этажное расчленение и создание нового единого внутреннего пространства путем полной разборки всех конструкций, перекрытий и перегородок, возведенных в соответствии с технологическими потребностями размещенного ранее кинокомплекса.
В главном нефе и трансепте размещены места для слушателей. Над входом при создании нового единого внутреннего пространства запроектирована балконная ложа (антресоль), связанная с первым этажом винтовой лестницей. Выполнен подвал под всей площадью нежилого здания. В подвале располагаются помещения зрительской зоны: фойе, гардероб и санузлы, помещения для администрации и репетиционная комната. В апсидной части нежилого здания размещены помещения для администрации и репетиционная комната. Орган установлен в центральной апсиде на 1-м этаже нежилого здания.
На основании выполненного обследования строительных конструкций нежилого здания АО "Красноярскгражданпроект" пришло к выводу, что в результате неоднократных реконструкциях нежилого здания образовался новый объект недвижимости с иными характеристиками. Совокупность проведенных работ при реконструкциях нежилого здания привели к формированию неотделимых улучшений здания, в результате чего изменено его целевое назначение, существенно изменены его планировочные и конструктивные особенности.
На основании сравнения представленной технической документации после проведенной в 1982 году реконструкции нежилого здания произошло существенное изменение его технико-экономических характеристик, а именно:
- увеличение площади нежилого здания за счет устройства дополнительного подвального этажа и полной разборки всех конструкций, перекрытий и перегородок;
- увеличение строительного объема нежилого здания за счет устройства дополнительного подвального этажа и полной разборки всех конструкций, перекрытий и перегородок;
- увеличение высоты нежилого здания: до реконструкции 1980-х годов отсутствовали башни западного фасада, разрушенные в 1930 годах и возведенные в ходе реконструкции 1980-х годов;
- монтаж сетей инженерно-технического обеспечения (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, электрика): для нового целевого использования нежилого здания в качестве зала органной музыки, подключенных к городским сетям и обеспечивающих эксплуатацию нежилого здания в холодный и теплый периоды года; до реконструкции сети инженерно-технического обеспечения отсутствовали, нежилое здание с сетями не эксплуатировалось;
- между нежилым зданием и зданием по ул. Декабристов, 22, выполнен подземный переход, отсутствовавший до реконструкции;
- строительство антресоли (балконной ложи): над входом в нежилое здание в целях создания нового единого внутреннего пространства возведена антресоль (балконная ложа), связанная с первым этажом винтовой лестницей;
- строительство подвала: под всей площадью нежилого здания выполнен подвал, в котором располагаются помещения зрительской зоны: фойе, гардероб и санузлы.
В ходе реконструкций нежилого здания был пристроен подземный переход в здание по ул. Декабристов, 22, произведена надстройка башен-колоколен западного фасада, а также перестроены помещения с изменением планировки и этажности, возведены антресоль и подвал.
Площадь нежилого здания после реконструкции 1980 годов увеличилась на 38,42%, строительный объем - на 30,4%.
В ходе реконструкций нежилого здания производились работы по восстановлению и усилению существующих несущих конструкций нежилого здания с возведением новых несущих элементов нежилого здания.
Кроме того, в центральной апсиде на 1-м этаже нежилого здания установлен орган с размещением вентиляционного оборудования в подвале и конструктивным изменением пола, что привело к образованию новой неделимой вещи "зал органной музыки", включающей в себя непосредственно нежилое здание и музыкальный инструмент "орган".
После реконструкции установлены оконные блоки с витражами из цветного стекла с рисунками музыкальной тематики.
Совокупность вышеописанных работ при реконструкции нежилого здания привели к существенному изменению его планировочных и конструктивных особенностей, в том числе к изменению его этажности, площади, инженерного оснащения и изменению иных уникальных характеристик, что обусловило создание нового объекта недвижимого имущества - зала органной музыки, обладающего качественно иными инженерно-техническими и архитектурными свойствам, имеющего иное целевое назначение.
Указанное выше заключение свидетельствует о том, что первоначально возведенное здание по ул. Декабристов, 20 в г. Красноярске "Римско-католический костел" не соответствует современному объекту капитального строительства - нежилому зданию Лит. Б, Б1, Б2 площадью 588,4 кв.м. по ул. Декабристов, 20, используемому в качестве зала органной музыки.
Представленные в материалы дела и исследованные в ходе судебного разбирательства архивные и исследовательские документы не позволяют прийти к однозначному выводу о совпадении архитектурных объемов здания "Римско-католический костел", возведенного в 1911 году, и современного объекта капитального строительства.
Судом первой инстанции установлено, что факт частичного разрушения здания костела в советский период мог бы свидетельствовать о сохранении прежнего объекта, однако материалы дела подтверждают, что частично разрушенный Римско-католический костел был реконструирован в начале 1980 годов, элементы прежнего объекта (часть фундамента и стен) органично вписаны в архитектурно-планировочное решение здания, в котором в результате выполнения строительно-монтажных работ изменились основные параметры (количество этаже, помещений, высота, площадь), появились новые несущие элементы, изменилось инженерно-техническое обеспечение с учетом построенных помещений, в том числе подвального, реконструированный объект поставлен на кадастровый учет.
Закон N 327-ФЗ о передаче имущества религиозного назначения не связывает передачу имущества религиозной организации с фактом принадлежности ей (или иной религиозной организации той же конфессии) этого имущества до национализации/муниципализации.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в соответствии с правилами, установленными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, обоснованно признал, что назначение созданного в результате реконструкции здания для использования под зал органной музыки не отвечает критериям имущества религиозного назначения, установленным Законом N 327-ФЗ.
При этом наименование спорного объекта - "Римско-католический костел", сохраненное при внесении в реестр объектов культурного наследия, также не свидетельствует о его предназначении и фактическом использовании для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций.
Источник финансирования строительства здания костела до его реконструкции (средства, собранные прихожанами) Законом N 327-ФЗ не отнесен к основаниям возникновения предусмотренного данным законом права на безвозмездную передачу имущества.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2018 года по делу N А33-18292/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Д.А. Усипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.